Характеристика потребителей - определение отличительных свойств, качеств потребителей, влияющих на их покупательское предпочтение и покупательскую способность.
Участие потребителя в экономической деятельности характеризуется как его потребностями, так и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего его культурными, социальными, личными и профессиональными способностями, а так же рядом других обстоятельств.
Характеристика потребителей может даваться при изучении потребительского спроса и предпочтений с разделением потребителей по определенным параметрам, а так же при определении основного потребителя для товара или услуги.
Розничный потребитель:
- социальный портрет потребителя (возраст; уровень доходов; образование; сфера занятости и вид деятельности; семейное положение)
- более полная информация о потребителе (увлечения; хобби; просматриваемые ТВ-программы; читаемая литература, пресса; любимая радиостанция; марка автомобиля; места проживания потенциальных потребителей; условия проживания — квартира, загородный дом, и т.п.)
- мотивации при приобретении соответствующего товара/продукта/услуги (обеспечение физиологических потребностей; обеспечение собственной безопасности или безопасности близких; самоутверждение; забота о близких; уважение со стороны окружающих; принадлежность к определенной социальной группе)
- описание процесса принятия решения потребителем при покупке соответствующего товара/продукта/услуги
- преимущества, которые приобретает клиент при покупке соответствующего товара/продукта/услуги
- анализ мест проживания потребителей (эти данные смогут сформировать рекомендации по размещению, например, щитовой или адресной рекламы, мест расположения новых торговых и производственных площадей, и т.п.)
Оптовый потребитель
|
- описание соответствующих групп оптовых потребителей (производства, магазины, посреднические фирмы, зарубежные компании, и т.п.)
- более подробное описание каждого крупного оптового потребителя
- описание вариантов использования приобретаемых товаров оптовым потребителем
- краткое описание конечного потребителя реализуемых товаров
- описание основных принципов и организации работы с оптовыми потребителями (системы расчетов, поставок, наиболее популярные модели или изделия, марки товаров, частота и характер рекламаций, степень удовлетворенности ассортиментом, качеством и технико-технологическими характеристиками товаров)
На совершаемые потребителями покупки большое влияние оказывают культурные, социальные, личные и психологические факторы.
Факторы культуры. Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культуры. Культура — первопричина, определяющая потребности и поведение человека.
Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными.
Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые можно определить следующим образом.
Социальные факторы. Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими, как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.
|
Референтные группы — это группы, которые оказывают как прямое, так и косвенное влияние на отношения или поведение человека. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует — семья, друзья, соседи и коллеги по работе.
Семья. Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи
Социальные роли и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Скажем, по отношению к своим родителям он играет роль сына или дочери, в собственной семье — роль жены или мужа, в рамках фирмы — роль директора.
Каждой роли соответствует определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества.
Личные факторы. На решениях покупателя сказываются и его личные внешние характеристики, особенно такие,
- как возраст,
- этап жизненного цикла семьи,
- род занятий,
- экономическое положение,
- образ жизни,
- тип личности и представление о самом себе.
Психологические факторы. На покупательском выборе индивида сказываются также четыре основных фактора психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждение и отношение.
Мотивация. В любой момент времени человек испытывает разнообразные нужды. Нужда, достигшая достаточно высокого уровня интенсивности, становится мотивом.
Восприятие можно определить как процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира.
Усвоение — это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.
Убеждение и отношение. У людей есть убеждения, которые касаются конкретных товаров и услуг. Из этих убеждений складываются образы товаров. На основании убеждений люди совершают действия. Если какие-то убеждения неверны и препятствуют совершению покупки, производителю необходимо провести целую кампанию по их исправлению.
Отношение — сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий.