Притча про мастера и ученика




 

В одном восточном монастыре учитель заканчивал обучать своего ученика. «Вот тебе заключительная история. Расшифруй ее смысл», - сказал он. «Да, Мастер», - ответил ученик, сел напротив и стал внимать учителю. И тот начал:

«Идет войско.

Идет войско тяжелой поступью.

Далеко вперед разносится его грохот и эхом возвращается со спины.

Подминает войско под себя всё, что оказывается на его пути.

Вот поле пшеничное, колосья ржаные и гречиха пышным цветом красится. Кормят поля. Но в пыль перемалываются зерна под ногами войска. Превращается поле в безжизненную пустыню, желтый песок растоптанных колосьев остается позади.

Роща виднеется вдалеке. Укрывает она прохладой в зной, дает кров живности. Но и ее не щадит войско. Перетираются в щепки деревья, из гнезд разлетаются птицы. Бегут прочь звери, кричат они раненым криком. Пустошь остается на месте рощи.

Озеро прозрачное впереди. Утоляет жажду его влага и дарует земле жизнь. Идет по нему войско - гребнями расходится из берегов вода. Становится озеро трясиной, не испить больше чистой воды.

Проходит войско города́ и поселения, и съедает их нещадным пожаром. Искры оставляют после себя головешки и выжженную черную землю. Разносится пламенем зола, серым становится воздух.

Было время, чтобы снарядить войско в путь, и каждый снабдил его своим оружием. Теперь же время идти по его следам и собирать останки.

Ответь, ученик, что это за войско и кто примкнул к нему? Кто командует им и чего он хочет? Как далеко зашло войско в своем победном марше и кто остановит его? Что будет, если войско достигнет неба?

Отыщи ответы на эти вопросы. И от них будет зависеть твой мир».

 

Погрузился ученик в раздумья. Но не смог найти ответов до конца дня. Думал он и целую ночь, не уснул и до рассвета. Ничего не ел весь следующий день и еще один день, просидел в своей комнате в размышлениях.

И тут на подоконник птица села. Отворил ученик окно и стал смотреть в него. Вглядывался, наблюдал и, наконец, выбежал на улицу и скрылся в тени сливовых деревьев.

Вернулся ученик под вечер и сразу направился к учителю.

«Мастер. Благодарю тебя за мудрый урок.

Войско – это мои страхи. Чтобы защищаться, примкнули к войску гордыня, тщеславие и ненависть. Грохотом и эхом разносятся отголоски моих поступков, объятых ими. Мой ум – и есть военачальник, который отдает приказы и желает поработить то, что противится его воле.

Колосья на полях – это зерна здравого смысла; предрассудки ума топчут мудрость, оставляя после себя пустыню. Ум желает командовать сердцем, и хочет он торжества победы своей правоты любой ценой. Черпает он силы на борьбу из живого источника, но иссушает его без остатка - пересыхает изобильная душа, как и превращается в болото озеро. И тогда плачет душа подобно голосам птиц и животных, бегущих из своих домов. Вот так далеко готово зайти войско, потому что нет ничего свирепей и беспощадней, чем ярость обиженного человека. Она испепеляет любовь, которая созидается подобно тому, как сотнями рук возводятся города. Остаются на сердце выжженные раны, так земля чернеет и под руинами сожженных поселений.

Небеса – это помыслы и мечты, каковы они - таково и мое небо. Когда голос сердца тих, а страха громок, тогда метает он в небо копья, но возвращаются копья острием вниз, пока не упадет сам человек, сраженный собственной яростью. Так воду поражают молнии. Ведь гладь озера – это душа, на которой помыслы отражаются содеянным».

«Ты смог истолковать смысл, - произнес учитель. - Как удалось тебе найти ответы?»

«Мастер, я просидел в комнате три дня, но мои размышления не приблизили меня к пониманию. Затем я провел день на природе, наблюдая за ней. И увидел ответы».

Учитель покачал головой. «Продолжай», - сказал он.

«Природа восполняет себя сама, потому что в основе нее лежит жизнь. Жизнь - вольная, жизнь - неугомонная. Я услышал ее рассказ, о том, что было после шествия того войска.

Войско оставило после себя безжизненную пустыню… Но падают первые капли дождя, и вот уже в самом центре желтой пустыни пробивается росток. Будущий колосок спешит к солнцу, чтобы в жаркой печи задышал пышный хлеб. Зеленым цветом вновь окрашиваются просторы. Ликует жизнь яркими красками.

Лесная пустошь. Однако проходит время и напиваются корни влагой, наливаются силами. Прорастают от пеньков ветви, разносятся семена шишек - и вновь возвышается роща. И вот первые голоса птиц, они возвращаются, чтобы свить новые гнезда, еще больше и выше. Наполняется роща голосами диких зверей – голосит лес. Ликует жизнь звуками.

В трясину превратило войско озеро. Но не навсегда. Просачиваются грунтовые воды к поверхности и подземные источники бьют ключами, заполняются ими берега. Разрастаются водоросли, дают пищу рыбам и живности. Омывает вода и руки, и лица, эхом разносится смех. И теперь отражает гладь небеса, вновь встречаются небо и земля у поверхности озера. Ликует жизнь любовью.

Некогда сожженные города возвращаются. Очищается серый воздух ветрами, развеян начисто пепел. Обретают поселения лики. Что было разрушено - восстановлено. Руками людей, приветствующих жизнь. Ликует жизнь созиданием.

Ликует жизнь!

Ликует!

Как благодатна жизнь в своем животворящем движении. Сколько еще живого она привнесет собой и в этом она неостановима. Жизнь - это жизнь, ею никто не командует. И все, что дышит ею, живет. И так всему жить в единении.

Было время, чтобы снарядить жизнь в путь, и каждый снабдил ее своим даром. Теперь же время идти по ее следам и собирать плоды.

Вот такую историю поведала мне природа.

Мастер, я увидел, как гармонична природа, и потому она единственная не возводит в уме вопросов. Зато она являет собой ответы. На всё. В них заключен мир».

 

«Что же, - произнес учитель, - ты порадовал меня. Отныне я нарекаю тебя мастером: ты можешь покинуть монастырь и взять себе учеников». Он протянул ученику свой посох, указал на широкую дорогу и добавил: «Знай, когда ты учитель, какой бы дорогой ты ни пошел, к тебе всегда примкнут последователи. Поэтому будь внимателен при выборе пути, потому что только тебе решать, присоединиться к войску или вступить в жизнь».

Ученик взял посох и задумался. Он посмотрел на монастырь и на открытую перед ним дорогу, уводящую к горизонту. И тогда он вернул учителю его посох и сказал:

«Мастер, благодарю тебя за твои наставления и доброту. Но мой путь начинается там - за ветвями сливовых деревьев. Я пойду налегке и в их тени я найду свой посох. И коль чисты будут мои помыслы - станет благосклонным и небо, и под ним я повстречаю своих учеников».

Он поклонился мастеру и скрылся в сливовой роще.

 

И каждый день шелест листвы рассказывал учителю о странствиях его ученика.

 

Лилия Бакланова

©Leela, 2018

 

 

https://LeelaArt.ru

 

#leelaart.ru #лилабакланова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: