Дайте характеристику элементов конституционно-правового статуса членов обеих палат парламента в США и ФРГ. Что такое «свободный» и «императивный» мандат?




На основе анализа соответствующих норм конституций опишите способы замещения поста и полномочия главы государства Бельгии и Польши.

Бельгия – федеративное государство, являющееся конституционной парламентской монархией. В стране действует конституция 1831, в которую неоднократно вносились изменения. Последние поправки были внесены в 1993. Глава государства – монарх. Он официально называется «королем бельгийцев». Конституционная поправка 1991 предоставила женщинам право занимать трон. Монарх обладает ограниченными полномочиями, но служит важным символом политического единства.

Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, которое несет ответственность перед палатой представителей. Король назначает премьер-министра как главу правительства, семь министров, говорящих по-французски, и семь министров, говорящих на нидерландском языке, и ряд государственных секретарей, представляющих политические партии в правящей коалиции. За министрами закрепляются конкретные функции или руководство управлениями и отделами правительства. Члены парламента, которые становятся членами правительства, утрачивают статус депутата вплоть до очередных выборов.

Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Бельгийский парламент двухпалатный, избирается сроком на 4 года. Сенат состоит из 71 сенатора: 40 избираются прямым всеобщим голосованием (25 от фламандского населения и 15 – от валлонского), 21 сенатор (10 от фламандского населения, 10 – от валлонского и 1 от немецкоязычного) делегируются советами сообществ. Эти две группы кооптируют еще 10 членов Сената (6 нидерландоязычных, 4 франкоязычных). Помимо вышеперечисленных лиц, членами Сената, согласно Конституции, имеют право стать достигшие совершеннолетия дети короля. Палата представителей состоит из 150 депутатов, избираемых прямым, всеобщим тайным голосованием на основе пропорционального представительства. Один депутат избирается примерно от каждых 68 тыс. человек. Каждая партия получает число мест, пропорциональное числу поданных за нее голосов: ее представители отбираются в порядке, зафиксированном в партийных списках. Участие в голосовании обязательно, уклоняющимся грозит штраф.

Министры правительства руководят своими ведомствами, набирают в штат личных помощников. Кроме того, в каждом министерстве существует постоянный штат государственных служащих. Хотя их назначение и продвижение по службе регулируются законами, при этом также учитывается их политическая принадлежность, владение как французским, так и нидерландским языками, и, конечно, квалификация.

 

Польша

В современной Польше должность единоличного главы государства была учреждена в 1989 г., до этого в течение нескольких десятилетий существовал коллегиальный глава государства - Государственный совет ПНР. Президент избирается на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на пять лет. Он может быть избран повторно только один раз. Главой государства вправе стать только польский гражданин, который достиг возраста 35 лет и в полной мере пользуется избирательными правами. Избранным признается кандидат, который получил более половины поданных действительных голосов. Если ни один из претендентов не получил требуемого большинства, то через две недели проводится повторное голосование (так было осенью 1995 г. и 2005 г.). Предпоследние президентские выборы, на которых вторично победил представитель левоцентристских сил - Александр Квасьневский, состоялись в октябре 2000 г. На выборах 2005 г. в результате второго тура победил лидер консервативной партии "Право и справедливость" Лех Качиньский, набравший 54% голосов (при явке чуть более 50%). Он обещал отстаивать "традиционные католические ценности" и проводить активную социальную политику.

В июне-июле 2010 г. прошли досрочные президентские выборы (10 апреля 2010 г. трагически погиб в авиакатастрофе под Смоленском действующий глава государства). После проведения второго тура выборов победу одержал один из руководителей "Гражданской платформы" маршал сейма Бронислав Комаровский. Он набрал чуть более 53,01% голосов избирателей.

Президент является верховным представителем государства и гарантом непрерывности государственной власти. Согласно конституционным положениям, он "заботится о соблюдении Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости и неделимости его территории" (ч. 2 ст. 126).

Президент осуществляет традиционные полномочия: представляет Польшу на международной арене; назначает и отзывает польских полномочных представителей в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты послов и посланников; предоставляет гражданство и дает согласие на отказ от польского гражданства; награждает орденами и медалями, присваивает воинские звания; осуществляет помилование и др. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В отношении ряда официальных президентских актов действует институт контрасигнатуры. В случае смерти президента или при невозможности исполнения им своих обязанностей временно полномочия главы государства переходят маршалу сейма, как, например, это было в апреле-июле 2010 г.

Существенной особенностью статуса главы государства в Польше является то, что согласно основным нормам (ч. 2 ст. 10 Конституции Польши), исполнительная власть осуществляется президентом и Советом министров, а не только правительством, как в ряде зарубежных стран.

Правительство - Совет министров является высшим органом исполнительной власти и осуществляет традиционные полномочия этой ветви власти. В польской конституционной доктрине действует презумпция полномочий правительства, т.е. его ведению подлежат все вопросы, не закрепленные за другими государственными органами и органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 146 Конституции Польши). Правительство состоит из председателя, вице-председателя, министров, председателей комитетов. Председатель и вице-председатель могут выполнять также функции министра. В 1996 г. принят Закон об организации и порядке работы Совета министров.

Правительство формируется совместно президентом и сеймом. Глава государства назначает председателя Совета министров и по его предложению - министров. Вновь назначенный председатель Совета министров должен в течение 14 дней представить сейму программу своей деятельности и получить вотум доверия депутатов. Для получения вотума доверия необходимо добиться абсолютного большинства голосов. Предусмотрен также конструктивный вотум недоверия правительству, характерный для ряда стран Европы.

Глава правительства обязан заявить об отставке Совета министров на первом заседании вновь избранного сейма. Члены Совета министров несут перед сеймом солидарную ответственность за деятельность правительства.

 

 

Дайте характеристику элементов конституционно-правового статуса членов обеих палат парламента в США и ФРГ. Что такое «свободный» и «императивный» мандат?

Конституция США 1787г.: структура, порядок принятия и изменения. Поправки к Конституции. Конституции штатов.

Конституционный статус человека и гражданина. Его содержание и гарантии. Билль о правах.

Избирательная система. Активное и пассивное избирательное право. Первичные выборы (праймэриз). Система распределения мандатов. Порядок выборов президента, вице-президента, депутатов парламента.

Конгресс: порядок формирования, внутренняя организация, полномочия. Взаимоотношения палат. Законодательный процесс. Статус конгрессменов.

Президент: порядок избрания, полномочия, акты. Прекращение полномочий. Замещение должности президента в случае вакансии.

Кабинет. Исполнительное управление.

Верховный Суд США. Порядок формирования и полномочия. Особенности судебной системы США. Конституционный контроль.

Особенности американского федерализма. Правовое положение штатов и их взаимоотношения с Союзом. Организация государственной власти в штатах. Положение федерального округа Колумбия.

Организация местного самоуправления в штатах. Основные системы городского управления: их характеристика, достоинства и недостатки.

 

Основной закон ФРГ 1949г., его характеристика и развитие. Объединение Германии. Конституции земель.

Конституционный статус человека и гражданина и его гарантии. Практика «запрета профессии». Чрезвычайное законодательство.

Избирательная система. Активное и пассивное избирательное право. Избирательные округа и система распределения мандатов.

Бундестаг и Бундесрат: порядок формирования, внутренняя организация, полномочия и взаимоотношения палат. Законодательный процесс. Совместный комитет. Статус депутата.

Федеральный Президент: место и роль в механизме разделения властей. Порядок избрания, полномочия и порядок их осуществления. Реальная политическая роль.

Федеральное правительство. Порядок формирования, состав, структура и компетенция, акты. Чрезвычайные полномочия. Статус федерального канцлера. Особенность парламентской ответственности. Федеральный правительственный аппарат.

Федеральный конституционный суд. Порядок формирования, состав, структура, статус судей. Полномочия, акты. Органы конституционного контроля земель.

Конституционные основы судебной системы.

Федерализм. Правовое положение земель и их взаимоотношения с Союзом. Органы земель: ландтаги и правительства.

Органы местного управления и самоуправления в землях.

 

СВОБОДНЫЙ МАНДАТ - правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответствен перед ними в своей деятельности. Соответственно отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип С.м. применяется практически во всех демократических государствах. Противоположность - императивный мандат.

 

ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ - правило, согласно которому депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и во всей своей деятельности ответствен перед ними; при этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверие избирателей. И.м. существует в социалистических и ряде других государств. В государствах либеральной демократии И.м., как правило, не применяется ввиду его противоречия принципу национального представительства. Одно из исключений представляет И.м. в одной из палат парламента ФРГ - бундесрате, формируемом не избирателями, а правительствами земель федерации: депутаты обязаны проводить в жизнь инструкции своих правительств.

 

 

3. Распределите мандаты в выборном органе, состоящем из 8 депутатов при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе с использованием следующих методов:

- метод естественной избирательной квоты (квота Хэйра) со вторичным распределением оставшихся мандатов по правилам наибольшего остатка, наибольшей цифры и наибольшей средней;

- метод д ' Ондта.

Заградительный пункт – 5%



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: