Общий алгоритм работы с документами




ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ТРЕБОВАНИЯМ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ

1.Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

2.Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.

Правильность и чистота речи.

5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.

6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ

1. Причина и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне;
подготовка к войне, соотношение сил; планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало;
основные этапы и главные сражения; окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

 

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решатьисторический деятель, и методы их решения.

Интересы какого класса выражает исторический деятель?

Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ
МАТЕРИАЛОВ О РЕВОЛЮЦИИ

1. Причины революции; Задачи революции (“зеркально” причинам).

2. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

3. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

4. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

5. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

Итоги революции.

7. Значение: а) международное, б) внутреннее.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

1. Каковы причины данного события или явления.

2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

3. Какую цель преследовали люди в ходе данного события (в период существования данного явления)?

4. Какими способами люди добивались поставленной цели?

5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

6. Как можно в целом оценить данное событие (явление)?

7. Способствует ли данное событие или явление развитию свободы и демократии, прогрессу?

8. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события, явления?

 

Общий алгоритм работы с документами

Основной пункт анализа документа Алгоритм деятельности учащихся Пояснения
1. Общие сведения Определение автора (авторов), названия, выходных данных Обращение к данному виду деятельности поможет сформировать навыки атрибуции не только исторических, но и других произведений (учебная литература, художественные произведения и др.)
2. Вид документа -Определение вида документа -Определение первичности или вторичности источника научиться определять виды документа, а также выделять признаки его первичности или вторичности
3. Историческая обстановка -Выделение событий, о которых идет речь в документе -Определение времени написания самого документа В том случае, если рассматриваемые в документе события и написание самого документа не совпадают по времени
4. Адресат -Определение людей, круга людей, к которым обращен документ -Определение людей, круга людей, на которых рассчитан документ Определение адресата поможет более точно определить цель и задачи документа
5. Цель и задачи документа -Разделение цели и задач на официальные и фактические, главные и побочные. Цель носит стратегический, а задачи – тактический характер
6. Факты -Разделение фактов на правдивые, вымышленные и сомнительные -Отделение фактов от субъективных мнений и суждений учащиеся должны привести доказательства, обратиться к другим источникам, подтверждающим или опровергающим указанные факты. Выполняя данный вид деятельности, учащиеся должны видеть фактор субъективности при выделении мнений и суждений
7. Основные понятия -Разделение понятий на знакомые и незнакомые - Формулирование кратких определений знакомых понятий Работа над понятиями является базовой при изучении истории, помогает более точно определять ту или иную историческую эпоху
8. Затронутые проблемы -Вычленение проблемы (проблем) войны и мира, преступности, справедливости, экономической жизни, международных отношений и др. Данный вид работы позволяет развивать абстрактное мышление, выходить на уровень синтеза изучаемого материала
9. Основные идеи (выводы, главные мысли)    
10. Вопросы к документу или автору -Постановка уточняющих или полемических вопросов Умение задавать вопросы — одно из общеучебных умений, необходимых для углубления представлений о документе
11. Система ценностей (идеология), отраженная в документе -Выделение ценностных систем (либеральные, коммунистические, социал-демократические, религиозные, консервативные, националистические, гуманистические и др.) Данный вид работы поможет учащимся в дальнейшем при изучении предвыборных агитационных материалов и осознанном участии в выборах
12. Стилистические особенности -Более точное определение датировки документа Такая работа дает возможность межпредметной интеграции с литературой, русским языком
13. Уровень эмоциональности   что эмоциональный фон в значительной степени влияет на объективность автора документа
14. Возможность сравнения с другими документами (репрезентативность) -Сравнение документов, рассматривающих одну и ту же проблему с разных позиций -Выделение основания для сравнения -Выделение общего и различного Данный вид деятельности развивает навыки сравнения
15. Историческое значение документа -Умение видеть место данного документа в истории и его значение -Определение значения документа для современников -Определение значения документа для историков или исследователей -Определение значения документа для профессионалов и аналитиков -Определение значения документа для простых людей Развитие ретроспективного и перспективного мышления
16. Основные части, на которые можно разбить документ -Деление документа на несколько частей с выделением основных проблем Развитие навыков анализа, классификации, систематизации.

 

Вопросы к общему анализу исторических документов

1. Документы государственного характера: грамоты, указы, при­казы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

- Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания.)

- Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

- Объясните основные новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.

- Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

- Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

- К каким результатам, изменениям в обществе и государстве привело или могло привести введение этого документа?

- Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.

 

2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.п.

- Покажите на карте государства, составившие этот документ.

- Охарактеризуйте исторические условия его создания.

- Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.

- Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

- Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу.

- Какой характер носил этот документ: открытый или секретный. Почему?

- Дайте обобщенную оценочную характеристику данному документу.

- Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил?

 

3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.

- Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

- Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

- К чему призывает и что осуждает автор документа?

- Интересы какого слоя населения он выражает?

- Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

- Каковы последствия (реальные или прогнозируемые) осуществления идей этого документа.

- Дайте историческую оценку документа.

 

4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения

- Какие исторические факты излагаются в документе?

- Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.

- Определите время, когда происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летоисчисления.

- Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

- Определите по документу отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, с обстоятельствами его создания?

- В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение, несовпадение можно объяснить?

- Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.

-

5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства

- Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?

- Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

- Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?

- В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

- Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?

- Разделяете ли вы оценки, суждения, выводы автора документа?

-

6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и др.

- Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.

- По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения. Найдите признаки, подтверждающие время написания указанного произведения.

- Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.д. Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?

- Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

- К какому общественному слою, группе населения принадлежит автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным к передаче событий? Или автор совершенно к этому не стремился?

- В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?

 

ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

1. Название тем писать ручкой с цветной пастой.

2. Подзаголовок - обычной пастой, подчеркивать - цветной.

3. Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.

4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.

5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

6. Каждый абзац пишется с красной строки.

7. Между абзацами оставляется чистая строка.

8. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».

Виды конспектов: развернутый, краткий, опорный конспект.

Опорный конспект – конспект – схема, сигнал, символ, включающий схематичное изображение исторического процесса с указанием осн. Понятий, дат, имен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: