Творчество Генриха Белля (1917-1985)




Западногерманская литература начинала темой расчета с прошлым. С первых послевоенных лет она искала ответ на главный вопрос того времени: как могла случиться, что миллионы немцев попали под влияние Гитлера; что привело нацию к катастрофе? В литературе настойчиво звучали мотивы выбора, вины, ответственности, соучастия, равнодушия – те мотивы, которые Брехт в свое время воплотил в трагическом образе матушки Кураж.

Новая литература «вернувшихся» в ФРГ была создана за сравнительно короткий срок вопреки отсутствию в стране признанных литераторов I половины XX века, вопреки начавшейся борьбе с демократическими силами, растущей милитаризации страны, ее экономическому росту.

Западногерманская литература представлена именами таких писателей, как Вольфганг Кеппен, Гюнтер Грасс (автор романа «Жестяной барабан»), Генрих Белль. (Грасс – самостоятельный разбор, теорию см. в учебнике Михальской)

С первыми своими рассказами Белль выступил в 1947 г. Начало его литературной деятельности связано с «Группой 47». В нее входили писатели разного социального положения и эстетических взглядов, объединяло их обличение фашизма, критическое изображение послевоенного «процветающего» западногерманского общества. «Группа 47» в течение 20 лет определяла литературную жизнь ФРГ.

Генриху Беллю принадлежит в этой группе и западногерманской литературе в целом особое место: 1). Он выразил мироощущение нескольких поколений немцев. 2). В его произведениях отражены все этапы развития западногерманского государства – от первых послевоенных лет с их разрухой и нищетой до того момента, когда ФРГ становится одной из ведущих стран мира и формируется бездуховное «сытое» общество. 3). Белль изобразил в своих произведениях представителей всех классов и слоёв немецкого общества – от «маленького человека» до верхушки буржуазного общества (крупные промышленники, церковники, артисты, архитекторы, военные, мелкие собственники, служащие контор).

Г. Белль всегда был верен теме непреодоленного прошлого; это память о прошлом, присутствие прошлого в настоящем, это ответственность за свои действия в прошлом, искупление давней вины.

Как романист, Белль вступил на литературную арену в 50-х гг. XX в. – «Где ты был, Адам?» (1951), «И не сказал ни единого слова» (1953) и «Дом без хозяина» (1954). В них он отражает послевоенную боннскую реальность. Уже здесь звучат две основных темы творчества автора: тема разоренных «семейных гнезд» и тема реставрации «великогерманского духа». Белль показывает, как снова начинают пользоваться влиянием люди, бывшие недавно пособниками фашизма.

Тема непреодоленного прошлого звучит и в лучшем романе Белля, вышедшем в 1959 г., «Бильярд в половине десятого». В этом произведении судьба Германии представлена на примере семейства Фёмелей. Жизнь трех поколений немецких интеллигентов оказывается неотделима от судьбы нации, в том числе благодаря символической истории аббатства – его строит старый архитектор Фёмель, разрушает его сын и должен восстановить его внук, который отказывается это делать, узнав о мотивах поступка отца.

Произведение – характерный пример романа XX века. Оно очень продумано по своей композиции, построено на глубокой символике, в нем многослойный подтекст, особым образом решается проблема времени – происходит стяжение, смещение времён. В воспоминаниях героев – Фёмеля-старшего, его жены Иоганны, старого Йохена (портье в отеле «Принц Генрих», где играет в бильярд Роберт), друга Роберта Шреллы - предстает полувековая история Германии. Сцены прошлого, возникающие в памяти персонажей, накладываются на события сегодняшнего дня. Внутренний монолог, рассказ от первого лица, диалог, повествование от лица анонимного рассказчика – такие приемы передачи прошлого использует Г. Белль.

Вся история Германии умещается в один день - день 80-летнего юбилея главы рода, Генриха Фёмеля. Он известный архитектор, построивший много зданий, и его юбилей планируют отпраздновать очень пышно. С безрадостными итогами Генрих приходит к этой дате: жена его в лечебнице для душевнобольных; все дети погибли, кроме одного сына, Роберта, который рано овдовел и много лет прожил отчужденно. В день юбилея старик Фёмель и его жена (первое поколение) и Роберт Фёмель (второе поколение) мысленно проигрывает свою жизнь. А третье поколение Фёмелей – сын Роберта Йозеф – пытается проникнуть в тайны прошлого.

Старый Фёмель вспоминает, как совсем молодым, но уверенным в себе человеком он в 1907 г. приехал из провинции в Кельн. В чемодане у него лежали чертежи аббатства Св. Антония, на постройку которого был объявлен конкурс, а в душе – невидимые расчеты. Фёмель задумал взять первое место на конкурсе, обойти мощных конкурентов, построить аббатство, жениться на красивой умной девушке из аристократической семьи. Он представлял даже то, что станет завсегдатаем фешенебельного кафе «Кронер», будет завтракать там много десятилетий подряд. Он мечтал о большой семье и почетной старости.

Белль показывает, что мечты Фёмеля сбываются: к нему приходит слава, его женой становится красавица Иоганна из старинного рода, у них рождается двое сыновей, но потом в семейную жизнь начинают врываться враждебные силы. Его любимый сын Отто становится нацистом, а потом гибнет на войне. Другого сына, Роберта, преследуют друзья Отто, избивают, сажают в тюрьму, ему приходится бежать за границу. Погибает от бомбежки Эдит, жена Роберта. В конце войны Роберт взрывает главное творение отца – аббатство. Взаимоотношения архитектора с женой и сыном разрушаются. Вернувшись домой, Роберт замыкается в себе и живет такой размеренной жизнью, что она напоминает жизнь автомата; ежедневно он играет в отеле «Принц Генрих» в бильярд в половине десятого в присутствии служителя отеля – мальчика Гуго, и никто не смеет в это время его беспокоить.

Старший Фёмель считает, что в случившемся виноват он сам, так как не смог правильно воспитать детей. Г. Белль смотрит на проблему шире и объясняет ее с помощью метафоры «агнцы – буйволы». Автор четко противопоставляет в романе «буйволов» и «агнцев». «Буйволы» – это люди, причастные к фашизму. «Агнцы» – люди чистые духовно, способные жертвовать собой. Например, Отто вкусил «причастие буйвола», приобщился к фашистской вере, к жестокости, и его взгляд стал «взглядом убийцы». Белль ломает традиционный библейский образ и противопоставляет агнцу не волка, а буйвола, чтобы показать не только грубую силу, но и примитивность, тупость фашизма. Автор романа доказывает, что фашизм с его идеями расового превосходства и мирового господства был внутренне присущ агрессивному немецкому обществу. Не только Гитлер, но и Гинденбург виноваты в кровавой бойне, развязанной нацистами.

Герои романа классифицируются по принадлежности к одной из сторон метафоры. «Буйволы» - это одноклассник Роберта и будущий гестаповец Неттлингер, учитель физкультуры-нацист Вакера, мясник Герц, продавший собственную мать. Эти люди вершили судьбы в фашистской Германии, и в современной Германии они тоже стоят у власти. Портье отеля Йохен, бывший свидетелем событий прошлого, говорит: «Иногда мне кажется, что, может быть, они все-таки победили». Чистыми «агнцами» являются Эдит и Гуго (он напоминает Роберту о его погибшей жене). Не случайно в конце романа Роберт решает усыновить Гуго. Близка к «агнцам» и Иоганна: она всегда придерживалась принципов чистой жизни. Во время войны она не принимала, несмотря на голод, дары от аббатства, так как его монахи служили фашистам и устраивали праздники, прославляющие жестокость. Но она более жесткий человек, чем «агнцы» - стреляет в министра, наблюдающего за парадом неонацистов, так как чувствует, что в Германии возрождается прежний дух фашизма. Особая категория – это «мнимые агнцы», например, «овечья жрица». Несмотря на ее внешнюю благостность, Гуго чувствует в ней что-то злобное, а потом в ее номере видит доказательства своей правоты.

Большинство героев не могут быть причислены ни к «буйволам», ни к «агнцам». Старший Фёмель по-своему служил фашистам – внешне смирившись с «причастием буйвола», он строил, получал награды. («Такие, как он, строя, хотели забыться, – говорит Иоганна, – для них это было чем-то вроде опиума».) Но в день юбилея он выбрасывает ордена в сточную канаву, отменяет пышные торжества в свою честь. Роберт долго сопротивляется «буйволам» и на этом фоне решает разрушить творение отца. Автор не согласен с позицией Роберта, так как аббатство – это прежде всего произведение искусства, как не согласен он и с нечеловечески размеренным образом жизни героя – тоже своего рода опиумом. Но отказ от расчета военного объекта и усыновление Гуго приближают Роберта к «агнцам».

Таким образом, роман построен на очень четкой, продуманной, глубокой символической структуре, и в нем можно выделить несколько типов символики:

1. Символические образы, проходящие через весь роман: аббатство Св.Антония, «агнцы» и «буйволы», образ времени.

2. Символические поступки: строительство и разрушение аббатства, выстрел Иоганны, усыновление Гуго, отказ Фёмеля от наград.

3. Символические действия: игра в бильярд, движения рук; нарезка праздничного угощения.

4. Символические фразы, перекликающиеся с библейскими: «Мне отмщение, и аз воздам», «Не поможет богатство в день гнева», «И сострадая, сердце Всевышнего остается твердым».

5. Символические роли героев. Старыйё– это Авраам, основатель рода, и в то же время Давид-строитель; Иоганна – вещая птица и т.д.

Перебирая события своей жизни, каждый персонаж ищет свой собственный «грех», свою вину в том, что произошло в Германии. В день юбилея Генриха Фёмеля персонажи романа совершают поступки, которые свидетельствуют о том, что они ничего не забыли и не смирились. Именно второстепенные герои-«буйволы» помогает главным героям перейти в этот день от пассивного созерцания к действию.

Большие надежды возлагает Белль на молодое поколение. Эти герои решительны, они хотят узнать правду и в соответствии с ней строить свою жизнь.

Для Йозефа правда связана прежде всего с разрушением аббатства. Глубоко символично, что Роберт разрушает уникальное творение отца и что старик Фемель одобряет это. Он поясняет свою мысль так: «Я отдал бы двести аббатств за то, чтобы вернуть Эдит, Отто…»

Роберт, взрывая аббатство, хотел воздвигнуть памятник из праха и развалин тем, кто был уничтожен фашизмом. Для сына творение отца обесценилось, потому что его стены не сумели защитить людей от «причастия буйвола». В финале четко слышен антифашистский протест автора против забвения уроков войны.

Роман «Глазами клоуна» (1962) связан с новым, сатирическим этапом творчества Бёлля. Действительность ФРГ начала 60-х гг. предстает в изображении критически настроенного интеллигента, «аутсайдера». Главный герой Шнир не просто отказывается от своей среды, но и протестует против ее нравственных и политических устоев с помощью выбранной им профессии клоуна. В последующем творчестве Бёлль продолжает развивать свои основные темы, совершенствуя при этом художественную технику. В 60-70-х гг. он пишет повести – «Самовольная отлучка» (1964), «Потерянная честь Катарины Блюм» (1974), романы – «Групповой портрет с дамой» (1971), «Заботливая осада» (1979), публицистику – «Сообщение о состоянии образа мыслей нации» (1975). В 1985 г. выходит в свет последний роман Г. Бёлля – «Женщины у берега Рейна».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: