И учебно-воспитательной деятельности.




Смотр-конкурс музеев(оригинал)

Краткая характеристика музея.

Краеведческий музей имени академика М.Н Тихомирова средней школы № 4 существует с 1953 года. Он создан Заслуженным учителем РСФСР Жуковой Ириной Александровной, проработавшей в школе с 1948 по1989 гг. В то время она размещалась на углу улицы 1 Мая и проспекта Ленина. В 1972 году школа была реорганизована. Часть учителей и учеников перешли в школу № 10 на ул. Большевиков, школа получила № 4, остальные – в школу № 24. Музей остался на прежнем месте. В 1993, 2009 годах музей был реконструирован.

В настоящее время экспозиция, архив, библиотека музея располагаются в двух кабинетах, площадью 100 кв.м. Организация его пространства, дизайн отражают профильную и адресную направленность, обеспечивают благоприятный эмоциональный фон для включения учащихся в образовательную деятельность музея.

Основными функциями музея являются:

· документирование истории, культуры и природы родного края путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

· осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающих;

· организация культурно-просветительской, методической, информационной деятельности; развитие детского самоуправления.

Нормативно-правовая документация по деятельности музея

Музею выдано свидетельство под номером 1364 от 1 декабря 2001 года за большую поисково-исследовательскую, общественно-полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся. Разработано Положение о краеведческом музее, утверждённое директором школы, программа развития музея, структура и содержание образовательной деятельности.

Музейная документация:

· Приказ директора образовательного учреждения о назначении руководителей школьного музея

· Текущий и перспективный планы работы музея

· Книга учета основного фонда (инвентарная книга)

· Книга учета научно-вспомогательного фонда

· Тематико-экспозиционный план

· Картотека

· Книга учета массовых мероприятий

· Книга отзывов

· Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.

Фонды музея – это совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов и научно-вспомогательных материалов. Фонды являются одним из основных результатов научно - исследовательской работы музея и основой для всех видов его деятельности.

Структура фондов музея включает в себя основной фонд, он состоит из подлинных музейных предметов, вспомогательный фонд, куда входят копийные и дуплетные материалы, интерактивный фонд, состоящий из изделий, сделанных руками детей и взрослых, а также обменный фонд.

В музее ведётся учётная документация. В инвентарной книге ведётся учёт всех музейных предметов. На вновь поступаемые экспонаты заводится учётная карточка. В 2010-2011 годах фонды пополнялись за счёт передачи музею документов из архива создателя музея Жуковой И.А. её родными, а также отдельных предметов, переданных в дар музею учениками и учителями школы. Для более глубокого раскрытия содержания темы, в экспозицию включаются вспомогательные материалы: копии фотографий и документов, муляжи, макеты, важное место имеют заглавные тексты и этикетаж:

· пояснительные тексты, выражающие основную идею раздела экспозиции;

· этикетаж – это совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату, кратким пояснением к каждому экспонату или группе экспонатов. В этикетке даётся название предмета и краткие сведения о его происхождении.

Вспомогательный фонд пополнился за счёт подарков Мантейфеля Сергея Борисовича (репродукции картин Пустовойтова Семёна Ивановича, ксерокопии статей и фотографий из архива семьи). Библиотека пополнялась за счёт приобретения музеем новых изданий по истории Новгорода и новгородской земли, а также за счёт подаренных книг учеником 10-го класса Лебедевым Александром. С 2009 года проводится работа по созданию медиатеки, основное назначение которой заключается в дублировании хранящихся в музейных фондах подлинных экспонатов, исторических документов и фотографий. В этом деле огромную помощь музею оказывает выпускник 1968 года Сапожников Михаил Алексеевич.

 

 

Организация экспозиционно-выставочной

и учебно-воспитательной деятельности.

На основе музейного фонда строятся постоянные экспозиции и выставки музея. В нашем школьном музее экспозиция построена на основании сочетания историко-хронологического, тематического и прикладного принципов демонстрации музейных предметов. Особое значение, на наш взгляд, имеет прикладной способ организации экспозиции, он позволяет экскурсантам приобрести непосредственный опыт взаимодействия с экспонатами. Обычно для этого используются дубликаты или копии.

Экспозиция - это совокупность всей научной деятельности музея, представленная в виде конечного результата изучения той или иной темы.

Экспозицию необходимо рассматривать как одну из основных форм реализации образовательно-воспитательной функции музея. Школьный музей должен нести в себе общеобразовательные и воспитательные моменты.

Экспозиция музея включает 9 тем:

1. «Первобытнообщинный строй на территории Новгородской земли» включает кремневые орудия труда и фрагменты керамики периода неолита, кости древнейших, ископаемых животных: шерстистого носорога, мамонта - макет неолитической стоянки.

2. «Новгород, открытый археологами» – это материалы и предметы из дерева, кожи, металла, глины, предоставленные археологами города во главе с А.В.Арциховским и В.Л. Яниным.

3. «Новгородская феодальная республика» – предметы, свидетельствующие о высоком уровне развития ремесла средневекового города: доспехи шведского воина, погибшего в Невской битве 1240г., ювелирные украшения, макет административно - территориального деления Новгорода.

4. «Новгород в XVI-XVII веках» включает документы и предметы быта из дворянских усадеб.

5. «Новгород в XIX- начале XX века» представлен предметами быта, орудиями труда, одеждой, оружием и документами, свидетельствующими о существовании крепостного права.

6. «Новгород современный» - это материалы по экономике, политической и духовной жизни, реставрации исторических памятников.

7. «Новгород в годы Великой Отечественной войны» представлен стендами о выпускниках школы, партизанском движении, зверствах фашистов, разрушении города, материалами об участниках битвы за Новгород.

8. «История школы содержит материалы», посвященные деятельности школы в разные годы, характеристики учительского коллектива.

9. «История просвещения». Раздел посвящён характеристике разных этапов развития образования в Новгороде. Это история реального училища, индустриального механического техникума, женской и мужской гимназий и др. Экспозиция содержит фотографии, документы.

В 2011 году частично обновилась экспозиция «Новгородская феодальная республика», в ней появились разделы «Изделия из глины», «Мир дерева средневековых новгородцев», «Изделия из кожи средневекового Новгорода» за счёт экспонатов, находящихся в запасниках музея. Вновь созданы разделы: «Изделия из кости», «Игрушки и игры средневековых новгородцев».

Для обеспечения сохранности музейных предметов предпринимается ряд мер. Хранение музейных предметов осуществляется по виду материалов. Отдельно хранятся предметы из металла, дерева, ткани, бумаги и т.д. В помещениях школьного музея поддерживаются стабильные температура и влажность, т.к. колебания температуры, перепад влажности приводят к порче музейных предметов. Регулируется температурно-влажностный режим с помощью проветривания и регулирования количества посетителей. Загрязнение воздуха и помещения регулируется уборкой.

Витрины располагаются так, чтобы на них не падал прямой свет. Наиболее чувствительные к свету предметы занавешиваются тканью. Охрану обеспечивает система сигнализации. В музее есть средства противопожарной безопасности.

Изучение музейных предметов выступает как одно из важнейших направлений научно-исследовательской деятельности музея. Изучая музейные предметы и документы, краеведы находят богатый материал для своих исследований. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Они приобретают много практических навыков: навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты...

Ежегодно учащиеся школы – члены Совета музея – участвуют в городском конкурсе научно-исследовательских работ участников туристско-

краеведческого движения «Отечество» и занимают призовые места. В 2010 году Дорофеева Ксения заняла III место в номинации «Земляки» по теме «Выпускники школы на защите Отечества», в 2011 году она же заняла II место в номинации «Археология» по теме «Игрушки и игры средневековых новгородцев».

При подготовке к городской игре «Великие люди Великого Новгорода» краеведы использовали литературу музейной библиотеки, собирали материалы о новгородском владыке Макарии, готовили инсценировку, готовились к ориентированию по историческим местам города. Собранные материалы оформлены в виде презентации.

Огромная работа была проделана краеведами при подготовке конкурса экскурсоводов. Ребятами была подобрана и изучена литература по археологии и методике проведения экскурсий. В настоящее время идёт изучение отдельных музейных предметов, переоформление созданных экскурсий и создание новых.

Важным направлением деятельности музея стало документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных событий, происходящих в ее стенах. Таким образом, школьный музей взял на себя «летописную функцию», чем не занимается ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории. Начата работа и по созданию истории музея. Все подготовленные материалы оформляются на бумажных и электронных носителях и поступают в архив музея и используются как в учебной, так и во внеклассной деятельности.

Экспозиция школьного музея является основой для экскурсионной деятельности и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания.

Экскурсия - это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между экспозицией и посетителями, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы показа, раскрывать экспозиции с различной степенью детализации.

Музей проводит большую экскурсионную работу. Каждый год более 700 человек посещает экспозицию музея. Это и ученики городских школ, и жители микрорайона, и учащиеся, и выпускники нашей школы, и сотрудники музея - заповедника и музея НовГУ. Все они оставляют благодарственные записи и пожелания в Книге отзывов. Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще. Для обзорной экскурсии характерны широкие хронологические рамки, значительный объем освещаемых вопросов. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер. Организация музейных уроков осуществляется в соответствии с тематическими планами.

Экскурсии учебно-образовательной направленности предназначены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в школе, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов. Разработкой экскурсий занимаются учащиеся из группы экскурсоводов. Во внеклассной работе проводятся тематические уроки мужества, посвящённые дням воинской славы и памятным историческим событиям.

В 2010/11 учебном году экскурсоводы музея участвовали в отборочном школьном, затем городском конкурсе юных экскурсоводов.

Борцова Александра проводила экскурсию по теме «Отдельные образцы ювелирного искусства средневекового Новгорода» и заняла I место, она была номинирована на премию мэра. Дорофеева Ксения с экскурсией «Игрушки и игры средневекового Новгорода» заняла III место, а Марк Дарья и Семёнова Кристина получили грамоты за ораторское искусство.

В связи с тем, что в новом учебном году 2011/2012гг. почти полностью поменялся состав экскурсоводов, возникла необходимость обучения нового состава. С октября 2011 г. краеведы занимаются по образовательной программе дополнительного образования «Основы экскурсионного дела» в Центре экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха при МАОУ «Гимназия № 3». Учащиеся осваивают методику проведения экскурсии, учатся проектированию экскурсии, составляют портфель экскурсовода, развивают свои способности и коммуникативные навыки через экскурсионную деятельность. Кроме того, часть экскурсоводов занимаются археологией Колосницыным Павлом Павловичем, научным сотрудником Старорусской археологической экспедиции НовГУ на базе Гуманитарного института. Несмотря на обновлённый состав экскурсоводов, экскурсии проводятся регулярно. (Перечень тематических экскурсий см. в Приложении).

Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музея. К праздничным дням были проведены выставки старых открыток по темам: «С Новым годом!», «8-ое Марта», «С Днём Победы!». Планируется подготовить выставку по монетам и банкнотам из коллекции музея.

Ко дню освобождения Новгорода от фашистов была подготовлена выставка книг, посвящённых военным событиям на Новгородской земле.

Во многих семьях наших школьников частично сохранились архивы предков (фотографии, письма, документы, личные дела, награды и т.п.). Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия). Школьный музей продолжает отбирать наиболее интересные материалы для выставок (с последующим возвращением в семью). Примерная тематика выставок: «Наши семейные реликвии», «Орден в моем доме», «Старая фотография», «Фотографии рассказывают», «Профессии наших родителей», «История семьи в истории страны» и др. В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: