| Элемент | Признак | Типы | |||||||||||||||||||||||||
| Фюзеляж | Количество | один | два | три | четыре | пять | шесть | семь | |||||||||||||||||||
| Форма поперечного сечения |
одна окружность
|
прямоугольник
|
прямоугольник + окружности
| ||||||||||||||||||||||||
| Конструктивно–силовая схема | ферменная | балочные 1.лонжеронные (монокок) | стрингерно–балочная (полумонокок) | балочные 1.стрингерные (полумонокок) | балочные 1.безстрингер-ные (монокок) | смешанная (ферменно–балочная) | стрингерные (монокок) | ||||||||||||||||||||
| Материал обшивки | ткань | титан+сталь | алюминиевый сплав (лист) | алюминий сталь | сталь+титан+ алюминий | композиционные материалы | бумага+клей | ||||||||||||||||||||
| Способ крепления обшивки | винты | клепка | сварка | комбинированный (клей + сварка) | сварка+винты+клепка | ||||||||||||||||||||||
| Кабина | пассажирская | грузовая | Конвертируемая – пассажирская/грузовая | ||||||||||||||||||||||||
| Герметичность | негерметичный | частично герметичный | герметичный | ||||||||||||||||||||||||
| Форма хвостовой части |
веретенообразная
| обрубленная |
с косым срезом
| усеченная пирамидальная (в плане) с косым срезом | |||||||||||||||||||||||
| Количество: кресел в ряду/проходов | три / один | шесть/два | шесть/ три | четыре / один | пять/два | девять / два | восемь/два | восемь/три | |||||||||||||||||||
| Количество палуб | одна | три | две | более | |||||||||||||||||||||||
| Количество дверей | одна | четыре | три | восемь | две | шесть | |||||||||||||||||||||
| Расположение грузового люка | спереди | сбоку | без грузового люка | ||||||||||||||||||||||||
| Крыло | Количество |
одно – моноплан
|
два-биплан
|
три – триплан
|
два – тандем
| ||||||||||||||||||||||
| Форма в плане |
прямоугольная
|
стреловидная
|
трапециевидная
|
оживальная (готическая)
| |||||||||||||||||||||||
| Расположение относительно фюзеляжа |
высокоплан
|
низкоплан
|
парасоль
|
среднеплан
| |||||||||||||||||||||||
| Поперечная схема (поперечное V) |
Прямое (V=0)
|
V<0
|
обратная «Чайка»
|
V>0
| |||||||||||||||||||||||
| Механизация передней кромки | без механизации | носовой щиток выдвижной | предкрылок | носовой щиток отклоняемый | носовой щиток Кригера | ||||||||||||||||||||||
| Механизация задней кромки | закрылок простой | струю воздуха продувается через дырку | закрылок трехщелевой | интерцептор | |||||||||||||||||||||||
| Законцовки | без законцовки | законцовка Уиткомба | законцовки вниз | ||||||||||||||||||||||||
| Крутка | без крутки | аэродинамическая | геометрическая | аэродинамическая и геометрическая | |||||||||||||||||||||||
| Органы управления | элероны | элероны–закрылки | интерцепторы | горизонтальное оперение спереди | |||||||||||||||||||||||
| Преобразуемость | фиксированное | поворотное относительно вертикальной оси | |||||||||||||||||||||||||
| Конструктивно–силовая схема | неработающая обшивка | работающая обшивка лонжеронная | работающая обшивка моноблочная | ||||||||||||||||||||||||
| Горизонтальное оперение | Расположение |
на фюзеляже
|
на киле
| ||||||||||||||||||||||||
| Управляющая поверхность | руль высоты | цельноповоротное дифференциальное | |||||||||||||||||||||||||
| Конструктивно–силовая схема | лонжеронная | моноблочная | стрингеро-лонжеронное | лонжеронно-балочное | |||||||||||||||||||||||
| Компенсация рулевых поверхностей | весовая | аэродинамическая | |||||||||||||||||||||||||
| Вертикальное оперение | Количество | одно | два | три | без вертикального оперения | четыре | |||||||||||||||||||||
| Расположение |
вертикальное на фюзеляже
| на крыле |
на фюзеляже и горизонтальном оперении
| ||||||||||||||||||||||||
| комбинированное вертикальное + горизонтальное | комбинированное | ||||||||||||||||||||||||||
| V- образное на киле |
на фюзеляже V-образное
| V- образное на крыле | |||||||||||||||||||||||||
| Шасси | Схема | трехточечное с задней опорой | трехточечное с носовой опорой | велосипедное | четырехопорное | ||||||||||||||||||||||
| Опора | колесо | на воздушной подушке | лодка | поплавковое | гусеница | лыжа | тарельчатое | ||||||||||||||||||||
| Количество колес на носовой стойке | одно | два рядом | два друг за другом (тандем) | четыре на одной оси | четыре два спереди и два сзади | ||||||||||||||||||||||
| Количество колес на основной стойке | одно | два рядом | два друг за другом (тандем) | четыре | шесть | ||||||||||||||||||||||
| Конструктивно–силовая схема | ферменное | балочное | ферменно-балочное | ||||||||||||||||||||||||
| Преобразования | неубираемое | сбрасываемое | убираемое | ||||||||||||||||||||||||
| Двигатель | Количество | один | два | три | четыре | шесть | без двигателя | восемь | |||||||||||||||||||
| Тип | ПД | ТРДД | ТРД | ТВД | ТРДФ | ТВВД | ПВРД | ||||||||||||||||||||
| Расположение относительно крыла | в крыле | на крыле на пилонах | перед крылом на пилонах | на концах крыла | под крылом | над крылом на пилоне | над крылом | ||||||||||||||||||||
| Расположение относительно фюзеляжа | в фюзеляже | под фюзеляжем | на пилонах в конце фюзеляжа | по бокам фюзеляжа | над фюзеляжем | ||||||||||||||||||||||
| Управление | Проводка | гибкая | смешанная | жесткая | электродистанционное | ||||||||||||||||||||||
| Резервирование | однократное | двукратное | без резервирования | частично двукратное частично нет | |||||||||||||||||||||||
| Усилители | без усилителей | необратимое бустерное | с помощью гидроусилителей | ||||||||||||||||||||||||
| Командные рычаги | штурвал | миниручка | джойстик | ||||||||||||||||||||||||
| Количество постов | один | два | три | более | |||||||||||||||||||||||
| Дополнительное оборудование | Назначение | противопожарное | осветительное | топливозаправочное | кондициони-рованние | ||||||||||||||||||||||
| Основной материал конструкции | дерево | сталь | смешанный | композиционный материал | цветные металлы | ||||||||||||||||||||||
| Экипаж | один | два | три | шесть | |||||||||||||||||||||||

Рис.1. Конструктивная схема самолета
одна окружность
прямоугольник
прямоугольник + окружности
веретенообразная
с косым срезом
одно – моноплан
два-биплан
три – триплан
два – тандем
прямоугольная
стреловидная
трапециевидная
оживальная (готическая)
высокоплан
низкоплан
парасоль
Прямое (V=0)
V<0
обратная «Чайка»
V>0
на киле
вертикальное на фюзеляже
на фюзеляже и горизонтальном оперении
на фюзеляже V-образное