Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде




Поведение фирмы монополиста в долгосрочном периоде

Монополист действует на рынке в отсутствие соперников.

На долгосрочном интервале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий, причём фирмы могут беспрепятственно входить в отрасль и покидать её. Каждая из этих ситуаций характеризуется чётко определённым равновесием. Проблемы, связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях монополии, представляются более сложными. Далеко не все из них могут быть решены в терминах простой равновесной модели. Поэтому в противоположность совершенно конкурентному предприятию, чья экономическая прибыль в длительном периоде (благодаря увеличению числа предприятий) сводится к нулю, монополист может получать положительную экономическую прибыль и в длительном периоде.

С другой стороны, как и в случае совершенной конкуренции, экономическая прибыль монополиста в длительном периоде не может быть отрицательной.

Если монополист несет убытки в коротком периоде, перед ним открыты две возможности.

Первая состоит в том, что монополист может покинуть данный рынок и найти за его пределами иной способ использования своих ресурсов, который обеспечивал бы ему положительную или по крайней мере нулевую прибыль.

Другая возможность связана с тем, что размеры производственной мощности монополии не оптимальны, а значит, изменив их, монополист может остаться на данном рынке, получая положительную или хотя бы нулевую экономическую прибыль.

В долговременном периоде прибылям монополии всех видов угрожают: 1) конкуренты, 2) государственное регулирование цен и тарифов. Поэтому получение максимальной прибыли, возможно только в краткосрочном периоде; в долговременном периоде чаще всего монополия получает среденеотраслевую или несколько выше среденеотраслевой прибыль./

Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде

На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного размера, причём число фирм в отрасли также фиксировано. Определяющая особенность чистой монополии как модели рынка состоит в том, что одна фирма олицетворяет собой отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию монополиста есть не что иное, как кривая рыночного спроса. Следовательно, кривая средней выручки фирмы совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельной выручки будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельная выручка не равна цене. Являясь единственным продавцом, монополист может оказывать влияние на цену своей продукции. Однако такое влияние не является произвольным.

Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на продукцию монополиста будет функцией объема ее предложения.

Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кривой спроса, монополист регулирует объем предложения так, чтобы оставаться на эластичной части кривой спроса. Таким образом, он может регулировать цену лишь посредством изменения объема своего предложения. Говоря о рыночной власти монополий, следует избегать неправильных ее трактовок. Во-первых, даже обладание большой рыночной властью не означает, что монополист взимает максимально возможную цену, поскольку в условиях убывающего спроса это не обеспечивает ему максимальной прибыли. Во-вторых, само обладание рыночной властью не является гарантией получения прибыли, поскольку прибыль зависит не только от цены, но и от уровня средних издержек, что при определенном их сочетании (в случае падения спроса) может принести убытки. В-третьих, само по себе монопольное положение на рынке не является свидетельством получения высокой прибыли. Даже при отсутствии конкурентов низкий спрос и высокие издержки производства уже сами по себе ограничивают возможности извлечения высоких прибылей. С другой стороны, действуют факторы, ограничивающие монополиста в реализации имеющейся у него рыночной власти. Это опасения, связанные с применением антимонопольных мер в случае получения чрезмерно высоких прибылей. Почти всегда существующая угроза проникновения в отрасль потенциальных конкурентов заставляет монополиста умерить свои устремления к реализации всей рыночной власти в целях сохранения высоких барьеров проникновения в отрасль и, следовательно, своего монопольного положения. ("Лучшая монополия - спокойная жизнь".) Существуют ограничения и со стороны спроса, связанные с ростом противодействия потребителей по мере усиления проявления рыночной власти монополии, - переход к заменителям, развитие вертикальной интеграции и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: