Социально-экономические последствия господства монополии




Несовершенная конкуренция - Монополия

Монополия – исключительное право государства, предприятия, организации или торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Для модели рынка «чистая монополия» характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт близких заменителей, которого нет, т.е. уникальная продукция. Регулируют цену на товар предложением продукции, фирма делает всё, чтобы не допустить конкурента в свою отрасль.

Поэтому с учётом степени охвата монополии делятся на:

- чистую монополию;

- монопсонию.

Чистая монополия – единственный поставщик одного товара на рынок, границы фирмы расширяются до масштабов отрасли.

В этом случае действует один продавец, доступ на рынок возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продаж и его ценой.

Монопсония – чистая и абсолютно монополия одного покупателя.

Классификация монополий.

В зависимости от характера и причин возникновения различают:

- естественную;

- легальную;

- искусственную монополию.

Существуют отрасли, в которых особенно резко выражена экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Такие отрасли называются естественными монополиями и находятся под контролем государства, например, метрополитен, водо – газо- энергоснабжение, почта, телефонная сеть.

Естественная монополия образуется собственниками и хозяйствующими субъектами, имеющими в своём распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства например: редкие металлы, особые земельные участки под виноград и др.). Часто барьером для вхождения в отрасль является собственность на важнейшие ресурсы (например: компания Де Бирс безраздельно владеет большинством алмазных рудников). Сюда также можно отнести целые отрасли инфраструктуры, имеющие важное значение (например: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс).

Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства и товары в них создаются с наименьшими затратами, чем могли бы быть на других фирмах.

Легальная монополия образуется на законных основаниях, её часто называют защищённой от конкуренции. Большинство монополий создаётся правительством через:

1) патентную систему (ксерокс, кодак и т.д.).

Под патентом понимается свидетельство выданное правительством страны изобретателю на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также называют документ, выданный на право занятия промыслом, торговлей.

2) охрану авторских прав.

Согласно которой авторы получают право продавать и тиражировать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период.

3) государственную регистрацию торговых знаков.

Специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать товаров и услуги (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки.

Искусственные монополии это объединения предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Эти монополии намеренно меняют структуру рынка:

- создаются барьеры для вхождения в отрасль;

- ограничивают доступ к источникам сырья и энергоносителям.

- создают высокий уровень технологий;

- применяют более крупный капитал, дающий большой эффект от роста масштаба производства;

- организуют дорогостоящую рекламную компанию.

Фирма в условиях монополии в отличие от совершенно конкурентной фирмы обладает рыночной властью, т.е. может влиять на цену.

В некоторых ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискриминацию, т.е. устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. Например, во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) в часы пик цена на проезд в общественном транспорте устанавливается примерно на 30% выше обычного тарифа.

 

Социально-экономические последствия господства монополии

Монополизм является формой особо неблагополучного состояния несовершенной конкуренции, когда доминирующий субъект предпринимает действия, направленные на использование экономической власти в ущерб интересам конкурентов и потребителей.

Основными формами проявления монополистической деятельности выступают: завышение цен; занижение объемов производства; манипулирование объемами предложения, изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита; снижение заинтересованности в обновлении ассортимента продукции и др.

Наличие названных негативных тенденций обязывает современное государство активно проводить политику по сдерживанию процессов монополизации национальной экономики.

Антимонопольные законы оказывают большое влияние на развитие антимонопольного законодательства в разных странах.

В Республике Беларусь 1 марта 1993 году вступил в действие закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и был создан Государственный комитет по антимонопольной политике. Его задача – противодействовать чрезмерной монополизации и ее последствиям. В законе регламентированы основные виды монополистической деятельности в Республике Беларусь, обозначена система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, а также определены меры, принимаемые государственными органами по предотвращению и устранению нарушений этого закона.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: