Генезис психики и ее строение.




Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая

материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь па непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д. Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т. с. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. И. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его лапах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материн у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового тина приспособления к внешней среде. Основное отличие данного тина приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд.

Для того чтобы осознать важность данного умозаключения, попробуем его отрицать, сказав, что определенные животные также совершают полезные действия. Например, собака — охраняет, лошадь — перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совершать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Существует еще один вопрос в исследовании психических явлений, который мы должны осветить в данном разделе. В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что па самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды (рис 3.1). С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психическая адаптация.

Существует еще одна проблема научного познания психики, о которой мы уже говорили и на которой вновь должны сосредоточить свое внимание. Это проблема происхождения психики. Чем обусловлено существование такого феномена, каким является психика? Ранее уже говорилось о существовании различных точек зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения — идеалистической — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обусловлено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии, религии, физиологии и т. д. Сегодня еще пет однозначного ответа на этот вопрос.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь между биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «искусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллектуальных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых организмов, исторического развития человечества и индивидуального развития конкретного индивида. В данной главе мы рассмотрим эволюцию психики животных.

 

Строение психики

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процессы памяти и воображения, процесс мышления.

Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

  • эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
  • активационные (активность, пассивность);
  • тонические (бодрость, угнетенность);
  • временные (длительность состояния).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание (рис. 1).

Первоначальный уровень психики является бессознательным. Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-с гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательною), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Так и коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Рис. 1. Структура психики человека

Коллективное бессознательное выражается в архетипах - древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.

К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.

Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Сознание как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

Сознание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

  • ощущение себя познающим субъектом;
  • способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
  • способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
  • способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словес- но-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущею отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень - бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:

  • биодинамические свойства движений, опыт действий;
  • чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис. 2).

Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

  • значение;
  • смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Рис. 2. Структура сознания

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

  • возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
  • надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
  • человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В. П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: