Музыкотерапия.
В последние годы проблема взаимосвязи между музыкой и здоровьем привлекает внимание все большего числа людей. Врачи и музыканты говорят о стимулирующем влиянии музыки на здоровье. Это направление стало уже самостоятельной ветвью медицины, которая продолжает расширять свой авторитет.
Музыка и здоровье связаны очень тесно. Музыка способна положительно воздействовать на физиологию, эмоции и поведение человека. Человека можно сравнить с арфой, оснащенной большим количеством струн разной длины и толщины. Одни из них относятся к области физиологии, другие — к сфере психологии, также есть струны эмоций, опыта, ассоциаций и т.д. Все они способны вступать в «резонанс» со звучащей музыкой. Как и физический резонанс, резонанс человеческих «струн» возникает только при определенных условиях, но испытать его может каждый. За счет резонансного, индуктивного воздействия музыка непосредственно или опосредованно влияет на здоровье человека. Это влияние проявляется по нескольким направлениям.
Физиологическая реакция на звуковые волны.
Частота звуковых волн и музыкальный ритм вызывают в поле человека явление резонанса. Он может возникнуть в голове, в груди или в тех или иных тканях и оказывать непосредственное воздействие на ритм сердца, электрическое поле головного мозга, частоту дыхания. Физиологи считают, что когда человек испытывает на себе воздействие звуков, в его организме обязательно возникают различного рода физиологические реакции: ослабевает кровоток в конечностях, ускоряется сердцебиение, усиливается секреторная функция, увеличивается потребление жидкости и т.д.
Энергетика музыкального ритма способствует улучшению настроения. Многие по собственному опыту знают, что тяжелая физическая работа кажется легче, если ее выполнять с песней. Мелодия струящихся вод вселяет мужество в моряков, а напряженный ритм песен пробуждает в воинах небывалый героизм.
Спокойная, медленная музыка способствует эмоциональному расслаблению. Музыка ритмичная, наоборот, возбуждает. Многие, наверное, замечали, как под такую музыку руки и ноги начинают двигаться сами собой. Следование ритму звучащей музыки способно изменять психологическое и физиологическое состояние человека, улучшать его физическое и психическое здоровье.
Эмоциональное и воспитательное значение музыки делает ее связь со здоровьем еще более тесной. Дело в том, что музыка с самых древних времен всегда была эмоционально насыщенным видом искусства, что особенно ярко проявляется в оперной, балетной музыке и романсах. Музыка способна вызвать мощный эмоциональный отклик в душе человека и, вместе с тем, заметные физиологические изменения в его организме (в кровообращении и дыхании, пищеварении, интенсивности потоотделения и т.д.)[1]
Воспитательная и развивающая функции музыки могут оказывать воздействие на интеллект и морально-нравственные качества человека. Присущие музыкальным произведениям гармоничность, размеренность, цикличность и структурированность отвечают принципам высшей логики и отражают многие законы объективного мира, что делает музыку видом искусства, идеально сочетающим эмоциональную и рациональную основы. Не зря великий Эйнштейн сказал, что мир можно воспроизвести в нотных знаках. Людям, умеющим наслаждаться музыкой, присущи гармоничность и размеренность в мышлении и поведении, умение ценить упорядоченность и ритмичность.
Одним словом, музыка способна вызывать у человека физиологические реакции, эмоциональный отклик, воспитывать высокие моральные качества и способность к логическому мышлению.
Фактически музыка начинает влиять на человека еще в утробный период развития. В Китае с древних времен существует теория «утробного воспитания», согласно которой музыка влияет на человека даже в утробе матери. В настоящее время выпущены записи специальной музыки для беременных женщин и для детей.
По данным зарубежных ученых, мягкая классическая и романтическая музыка благоприятно влияют на внутриутробное развитие детей, которые даже способны в отдельных случаях запоминать мелодии. Об этом свидетельствует искренний интерес, который дети проявляют к этой музыке после рождения. Музыка стимулирует развитие клеток головного мозга эмбриона в США был проведен эксперимент, в ходе которого на эмбрион воздействовали музыкой Баха, Бетховена и Брамса. Результаты эксперимента подтвердили предположение о благотворном влиянии музыки на психику плода и на ускорение его роста. Хорошая музыка стимулирует умственное развитие и подростков. Экспериментально доказано, что ее регулярное прослушивание улучшает функцию памяти правого полушария мозга. Следует обратить внимание на то, что в процессе школьного обучения и воспитания основное внимание в большинстве случаев уделяется развитию абстрактного математического мышления и зачастую игнорируется необходимость художественного образного мышления, что в результате приводит к неравномерному развитию левого и правого полушарий головного мозга. Многие преподаватели музыки отмечают, что легкая, веселая музыка улучшает способность учащихся к запоминанию, что подтверждают эксперименты с заучиванием слов на музыкальном фоне.
Что касается людей среднего и пожилого возраста, то и на них музыка оказывает большое воздействие, замедляет процесс старения. Существует статистика продолжительности жизни музыкантов с мировым именем, которая ведется с конца прошлого столетия и свидетельствует о том, что в среднем дирижеры и исполнители на некоторых струнных инструментах живут дольше других людей. К сожалению, не радует статистика продолжительности жизни композиторов, многие из которых умирают слишком рано. Однако медики однозначно утверждают, что музыка полезна для здоровья, что она, в частности, оказывает хорошее терапевтическое воздействие при многих заболеваниях, характерных для пожилых людей. Так, согласно результатам эксперимента по музыкальной терапии лиц пожилого возраста, страдающих психическими заболеваниями, проводившегося под руководством профессора Пекинского медицинского института Чэнь Сюэши, она дает определенные положительные результаты. Здоровые пожилые люди, когда слушают музыку, которая им нравилась в молодости, переживают положительные эмоции, связанные с приятными воспоминаниями, психологически ощущают себя моложе, что, несомненно, продлевает жизнь.
Недавно на кафедре акустики МГУ проводились исследования некоторых композиций рок- и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем вычислял, как такая музыка влияет на человека.
Выяснилось, что люди, предрасположенные к нервным расстройствам, после двух-трех прослушиваний отдельных композиций впадали в состояние, близкое к психическому срыву. У них начинали дрожать руки, терялась острота не только слуха, но и зрения, в крови повышалось содержание адреналина, подскакивало давление, начинало болеть сердце.[2]
Для гипертоников и сердечников подобная музыка может оказаться смертельной. Но и у практически здоровых людей определенная музыка вызывает потерю реакций и ухудшение работоспособности. Если слушать некоторые произведения рок-музыки несколько часов подряд, как это происходит на концерте, в желудке начинается выделение избыточной соляной кислоты, что может привести к обострению язвенной болезни. Даже 10-минутное «наслаждение» музыкой при громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха.
Но музыка музыке рознь. В труде «Утешение при лихорадке» армянский врач Гераци, живший в XII веке, прописывал больному такое лекарство: «Пусть возможно больше слушает приятные мелодии».
Основа врачующих свойств музыки, по мнению академика Бехтерева, звуковое интонирование. Низкие тона в музыке ассоциируются с чем-то тяжелым, густым, материальным. Высокие — вызывают чувство легкости, ощущение пространства. Тонко и точно воздействуя этими тонами на эмоциональную сферу человека, а через нее и на весь организм, музыка может творить чудеса.
В Берлинской высшей школе искусств преподает ученый-музыковед Кристофер Рюгер. Профессор Рюгер — удивительный человек. Иногда складывается впечатление, что он мыслит нотами. Музыка для него и счастье, и страдание, и утешение, и лекарство.
Сейчас Рюгер пишет не совсем обычную книгу, которая будет называться «Музыкальная аптека». Рукопись этой книги говорит, что музыка действительно лекарство, врачующее тело и душу.
На некоторых старинных клавишных инструментах можно прочитать фразу: «Музыка лечит тело и душу». Этой фразой Рюгер начинает свою книгу и, убедив читателей в связи испытываемых эмоций с тем или иным органом человеческого тела, рекомендует при определенном состоянии слушать соответствующую музыку. Он рассказывает о пагубном влиянии одиночества на психику и объясняет, как музыка помогает справиться с негативными эмоциями, разрушающими здоровье.
Сама музыка рождается в полном одиночестве, но, рожденная одиночеством, она способна объединять людей, воспринимающих философское значение и глубинное содержание музыкальных звуков. Музыка выполняет роль языка, на котором общаются люди, объединенные близкими эстетическими и духовными потребностями. Поэтому каждый слушатель уже не одинок, он вступает в новый для себя прекрасный мир.
Одиночество выпало на долю многих великих композиторов. Его тяжесть испытывали и Мусоргский, и Чайковский, и Брукнер, и Брамс, и Равель. Но одиночество бывало и добровольно выбранной формой существования — оно стимулировало творческие силы.
Бетховен смог победить особенно безжалостную форму одиночества — изоляцию от людей из-за глухоты. Находясь в беззвучном пространстве, казалось бы, немыслимом для композитора, он создал грандиозные творения. В последней фортепьянной сонате Бетховена (№32), по мнению Рюгера, заключена мощная исцеляющая сила. Каждый слушающий эту музыку не может не почувствовать, какое духовное богатство скопил в глубине своего сердца одинокий, больной, глухой и заикающийся композитор. И этот потаенный мир открывается через страстно льющиеся жизнеутверждающие звуки музыки.
Лучшее средство от хандры и депрессии, пишет Рюгер, каждый день слушать хорошую музыку. Сначала подобранные мелодии должны носить очень активный характер, а затем сменяться музыкой с более мягким звучанием. Слушать музыку нужно не сидя в кресле или лежа на диване, а воспринимать ее физически активно, сопровождая возникающие чувства определенными движениями, например дирижируя или двигаясь в такт мелодии.
Музыкальная терапия основана на принципе соответствия, когда между настроением слушателя и эмоциональным содержанием музыки возникает гармония. Если в жесткой и даже мрачной музыке кульминация ассоциируется у слушателя с пиком драматической ситуации, а после нее наступает разрядка, то человек освобождается от тяжести собственного состояния.
Справиться с тяжелым душевным состоянием помогает фортепьянная фантазия Д-940 Франца Шуберта, датированная 1828 годом, — годом смерти композитора. Это одно из его лучших произведений, проникнутое щемящей грустью. Последняя часть фантазии представляет собой драматическую кульминацию, которая, однако, не кажется безысходной. Финал фантазии говорит о том, что страдания человека могут стать и становятся источником его силы!
Эмоцией, которая разрушает физическое и духовное здоровье, Рюгер называет агрессивность. Музыка помогает и в этом случае. Рюгер советует сначала выплеснуть агрессию, слушая возбуждающую сильные эмоции музыку, например Стравинского к балету «Весна священная».
Премьера этого балета в 1913 году в Париже закончилась скандалом. Музыкальные пассажи так возбудили слушателей, что они стали громко переговариваться, образовались две группы из сторонников и противников музыки, которые дошли до рукопашной, выясняя отношения.
Очевидец этой премьеры писал: «Я сидел в ложе. Позади меня находился молодой человек. Его впечатления от исполнявшейся музыки были столь сильны, что он, не владея собой, принялся колотить кулаками по моей голове. Я был так возбужден, что некоторое время не замечал этих ударов. Мы оба были вне себя».
Существует много музыкальных произведений будоражащих, жестких, выражающих агрессию. Воинственная увертюра к опере Римского-Корсакова «Псковитянка», экспрессивная музыка Бартока (сюиты и балеты «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин») словно предназначены для освобождения от накопившихся эмоций. Только не сдерживайтесь — топайте ногами, дирижируйте в такт музыке!
Затем нужно послушать успокаивающую музыку, например Баха или Моцарта, а потом и веселую. Рюгер считает, что если бы улыбка не была сильнее отчаяния, а добро сильнее ненависти, то человечество наверняка перестало бы существовать.
Великие композиторы хорошо понимали исцеляющую силу радости. «Веселье лечит», — писал Россини. В 12 лет он уже был автором шести скрипичных дивертисментов, которые критики назвали гениальными шутками. Эти первые композиции определили все творчество Россини, который не скрывал своего желания веселить людей. Послушать музыку Россини и забыть о своем мрачном настроении, проблемах и недугах — что может быть целебнее, замечает Рюгер. Восьмая симфония Бетховена, жизнеутверждающая, с юмористическими партиями для тенора.[3]
Вторая симфония Малера, сюиты Гайдна, оркестровые сюиты Равеля, симфонические эскизы Дебюсси — все эти произведения возвращают оптимистический взгляд на жизнь, прогоняя тяжелые мысли и хандру.
Одна из глав «Музыкальной аптеки» называется «Нетерпение». Рюгер считает, что нетерпение порой можно рассматривать как болезненное проявление. В наш век бешеных темпов без спокойного и мудрого отношения к жизни невозможно справляться со всеми ее сложностями. Музыка более, чем другие виды искусства, воспитывает терпение.
Большинство композиторов терпеливо дожидались успеха, но к некоторым он так и не пришел. Или, как у Франца Шуберта, это случилось единственный раз. За всю его жизнь состоялось только одно официальное представление публике его произведений. И тем не менее незадолго до смерти Шуберт закончил последнюю, Девятую симфонию, названную «Большой». Эта волшебно звучащая музыка полна надежд, веры и любви к жизни.
Терпением и упорством была отмечена вся композиторская и исполнительская деятельность одного из самых ярких русских композиторов Александра Скрябина. Будучи блестящим концертирующим пианистом, он вдруг оказался на пороге краха карьеры: настолько серьезно травмировал правую руку, что не мог больше играть. Скрябин начал ежедневные тренировки, которые длились целый год и даже сочинил специально для левой руки прелюдию и ноктюрн. Рюгер предлагает послушать написанный Скрябиным в период кризиса оптимистичный, даже бравурный этюд №12, опус 8, где партия правой руки сведена к минимуму.
Очень многие люди неуверенны в себе. Одни считают себя не слишком привлекательными, другие недостаточно одаренными. Это отравляет им жизнь, пишет Рюгер, но посмотрите, сколько великих композиторов имели причины для неуверенности, но смогли преодолеть ее.
Чайковский был эмоционально неуравновешенным человеком: любая, самая незначительная обида вызывала у него слезы. В молодости Чайковский панически боялся сцены. Дирижируя своей Первой симфонией, он почти терял сознание от страха Десять лет понадобилось композитору, чтобы преодолеть это состояние.
Кстати, о бессоннице. Музыка — надежное лекарство и от нее. Против бессонницы есть старинное музыкальное средство — колыбельная песня. Она обладает ярко выраженным успокаивающим действием благодаря равномерному звучанию, убаюкивающему ритму, мягкой мелодии. Все типичные признаки колыбельных песен можно найти в медленных частях симфоний, концертов, сонат, скрипичных квартетов композиторов конца XVIII и всего XIX века.
Эта музыка отлично расслабляет и успокаивает. Граф Кайзерлинг, служивший русским послом в Берлине, страдал жесточайшей формой бессонницы, и однажды нашел спасительное средство от нее. Он случайно услышал «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха, которые привели его в состояние полного расслабления, после чего и наступил долгожданный сон.
Ученые доказали феномен некоторых музыкальных произведений, успокаивающих и улучшающих сон. Это «Грезы» Шуберта, главная часть «Лунной сонаты» Бетховена, «Пролог к ночи» Равеля, «Картинки с выставки» Мусоргского (особенно часть, которая называется «Старинный замок»). Эти музыкальные произведения нормализуют сердечный ритм, снижают кровяное давление и даже снимают спазмы сосудов.
«В музыке я стремлюсь быть фармацевтом, а не знахарем, — пишет профессор Рюгер, — и против бессонницы рекомендую не какие-то экзотические способы (и не таблетки, добавим мы), а подбираю мелодии, способные вызвать это состояние естественным образом».
Есть прекрасная музыка, помогающая мягко перейти от утреннего сна к бодрствованию. Для этого даже необязательно ее внимательно слушать. Рюгер не советует с утра слушать слишком бравурную или возбуждающую музыку. Утром мы настроены дружелюбно к себе и к миру. Для легкого, непринужденного начала дня подходит камерная музыка барокко, к примеру концерты Вивальди.
Если у вас нет желания или времени, чтобы совершить утреннюю прогулку, замените ее, например, оркестровой сюитой к балету «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля, увертюрой «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского или первой частью симфонических эскизов «Море» Дебюсси.
Есть некоторые правила, позволяющие дополнительно увеличить эффект лечебных мелодий. Он зависит от уровня вашей музыкальной культуры. Доказано, что мелотерапия наиболее эффективна при среднем уровне, а при высоком, у профессиональных музыкантов, — намного меньше. Впрочем, как и у людей с низкой музыкальной культурой, которым даже обычные мелодии из классических произведений антипатичны.
Во-первых, при каждом новом случае применения музыки следует подбирать конкретные произведения согласно "изопринципу", почти по-гомеопатически гласящему: "Подобная эмоция лечится подобной музыкой", то есть при депрессии нельзя сразу назначать мажорную мелодию, а при маниакальном синдроме — минорную.
Во-вторых, необходимо определить индивидуальный курс лечения и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов мелотерапии (от 15 до 45 минут), кратность применения в день (1—7 раз).
И в-третьих, помещение для проведения музыкотерапии должно выглядеть как психотерапевтический кабинет: кресла или стулья должны быть максимально удобными, а освещение – искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.
В-четвертых, желательно использовать инструментальную классическую и специальную лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную, так как они несут ненужную смысловую нагрузку.
Для более прицельного использования музыки российским ученым В.И. Петрушиным в 1997 году была предложена оригинальная классификация.
Первой черте характера (ипохондрии) соответствует эмоциональное содержание, например, "Кармен-Сюиты" Визе — Щедрина; Этюды-картины ля минор, до минор, соч. 39, — Рахманинова; Пятой симфонии, третья часть, — Онеггера; Десятой симфонии, первая и вторая части (фрагменты), — Шостаковича.
Депрессию могут исцелить: Чайковский — финал Шестой симфонии; Сибелиус — "Грустный вальс"; Дворжак — "Песня матери"; Сарасате — "Цыганские напевы"; Рахманинов — Музыкальный момент Си минор; Шопен — Прелюдия ми минор.
Истерическому человеку поможет, например, Глинка — увертюра к опере "Руслан и Людмила"; Моцарт — первые части симфоний № 3, 36, 40, 41; Россини — увертюры к операм "Сорока-воровка", "Севильский цирюльник"; Рахманинов — Первая симфония, финал; Шопен — Первая баллада; Лист— Венгерская рапсодия № 12.
При психопатиях различного происхождения желательно использовать такие произведения, как Пятая симфония, финал, Бетховен; Чайковский — увертюра "1812 год", "Буря", "Франческа да Римини"; Шостакович — "Праздничная увертюра"; Гайдн — финалы симфоний № 94, 97; Брамс — финал Третьей симфонии, "Наваждение"; Онеггер — Первая симфония, первая часть.
При фригидности (мелочных и неэффективных упрямствах и привычках) лучше всего применять музыкальные произведения: Лист — "Симфоническая поэма", Прелюдия, финал; Вагнер — "Шествие пилигримов" из оперы "Тайгейзер"; Равель — "Болеро"; Чайковский — Первая симфония, финал; Глиэр — "Гимн великому городу"; Рахманинов — Концерт для ф.-п. с оркестром № 2, Прелюдия си-бемоль мажор.
Уменьшению нежелательных признаков шизоидности (чрезмерной абстрактности и бесчувственности) соответствуют музыкальные произведения: Бах — "Искусство фуги"; Орландо Лассо — Мотеты; Шенберг — Концерты: для ф.-п. с оркестром, для скрипки с оркестром, 5 пьес для оркестра ор. 16; Ве-берн — Симфония, Вариации для оркестра, квартеты; Берг — Камерный концерт для ф.п., скрипки и 13 духовых инструментов; Шнитке — Симфония №1,4. Концерт для скрипки с оркестром; Штраус — "Так говорил Заратустра"; Щедрин — Концерты для фортепиано.
И наконец, если вам хочется уменьшить "чрезмерную эмоциональность" — маниакальность, необходимо прослушивать: Моцарт — "Маленькая ночная серенада", четвертая часть; Бетховен — Рондо "Ярость по поводу потерянного гроша"; Вебер — "Вечное движение"; Чайковский — "Итальянское каприччио".[4]
2. Музыкальная терапия для укрепления и поддержания здоровья на протяжении года.
Подобно мириадам творений на Земле, человек имеет внутреннюю циклическую природу, биологические часы, которые регулируют функционирование органов, течение энергии ци. Когда внутренние циклы созвучны циклам окружающей нас Вселенной, мы чувствуем себя здоровыми, мы более устойчивы к тем физическим и эмоциональным воздействиям, которые нас беспокоят и которые мы, как правило, воспринимаем как «причины» болезней.
Однако очень часто наш образ жизни не согласуется с этими самыми основными природными циклами. К сожалению, ни стиль нашей жизни не учитывает смену времён года, ни наш повседневный распорядок не основан, в первую очередь, на восходах и закатах солнца. Ощущение нестабильности и дисбаланс с окружающей средой влияют на семь органов чувств, что, в свою очередь, снижает сопротивляемость неблагоприятным воздействиям современной жизни.
Пытаясь уйти от этих «болезней цивилизации», люди современного Китая обращаются к достижениям традиционного знания в поисках средств регулирования и гармонизации природных циклов посредством воздействия на органы чувств.
Согласно древнекитайской теории медицины, причины болезней организма человека бывают двух видов: внутренние — как дисбаланс психологического состояния, и внешние — как реакция на изменение атмосферных и климатических условий.
Первые четыре альбома серии «Музыка для укрепления здоровья», основанные на принципах, изложенных в классическом «Великом трактате о гармонии времён года и духа человека», созданы специально для компенсации внешних причин болезней. Эта музыка усиливает естественную защитную реакцию организма на изменение окружающих условий при смене времён года.
Два других альбома, основанные на принципах, изложенных в главе «Начала болезней», созданы для компенсации внутренних причин болезней. Эта музыка регулирует психоментальную деятельность, приводя, таким образом, тело и ум в состояние равновесия и гармонии.
Укрепление здоровья в весенний период.
Три весенних месяца — это начало и упорядочивание жизни, когда Земля и Небо дают рождение мириадам живых существ. Люди должны поздно ложиться спать и рано вставать, совершать энергичные прогулки, двигаясь плавно, распустив волосы, а, кроме того, снизить свою активность, — таким образом они могут реализовать свои потребности жить здоровой жизнью. Дорожить жизнью; отдавать, а не брать; воздавать должное, а не наказывать, — вот путь сохранения здоровья и жизни и поддержания гармонии с весной. В противном случае будет страдать ваша печень, что приведёт к простудам и плохому самочувствию в начале лета.
Эту музыку можно слушать весной в утренние часы (с 3 до 9 утра). После зимы мы стремимся найти и аккумулировать тепло, накапливая янскую ци. Однако по мере её накопления мы можем, в конце концов, получить её избыток, а это ведёт к головокружению, утомлению, жару, нервному возбуждению или рецидивам хронических заболеваний.
Эта музыка помогает преодолеть некоторую остаточную вялость и инертность после зимы, регулирует избыток янской ци и противодействует утомляемости и усталости.
Укрепление здоровья в летний период.
Три летних месяца — это время роста и цветения. В это время соединяются небесная и земная ци, и мириады живых существ в изобилии распространяются по Земле. Люди должны поздно ложиться и рано вставать, избегая уступок давлению внешних обстоятельств и не позволяя развиваться раздражительности. Они должны стремиться совершенствовать свои качества и мастерство, а также дать возможность ци выходить во внешний мир. Великодушная любовь ко всему сущему — вот путь сохранения жизни в гармонии с летом. Поступая иначе, можно нанести вред своему сердцу, что приведет к простудам и ослаблению здоровья, когда придет осень.
Эту музыку можно слушать на протяжении летних месяцев в дневное время (с 9 часов утра до 3 часов дня). Когда наступает лето, жара и влажность могут привести к незаметно надвигающейся Се ци (болезнетворной ци), вызывающей тяжесть в груди, слабость в конечностях, а также к неправильному питанию и истощению. Эта музыка помогает преодолеть томительную летнюю жару, выявляя нашу внутреннюю иньскую ци и заставляя ее выходить наружу.
Укрепление здоровья в осенний период.
Три осенних месяца — это время для спокойствия и уравновешенности, небесная ци течёт быстро, земная ци становится прозрачной. Люди должны рано ложиться спать и вставать с первыми петухами. Готовясь к приходу трудностей зимы, они должны успокоить свой ум, собираться с духом и постепенно накапливать внутреннюю ци для того, чтобы уравновесить ци осени. Чтобы сохранить свои лёгкие чистыми, люди не должны направлять желания и эмоции на окружающий мир, — таков истинный путь для сохранения и поддержания жизни в гармонии с осенью. В противном случае возникнут проблемы с лёгкими, что приведёт к расстройству пищеварения и диарее, и в конце концов к плохому состоянию здоровья во время наступающей зимы.
Эту музыку можно слушать осенними вечерами (с 3 до 9 часов вечера) в сухую погоду, поскольку, когда осенью происходит переход от тепла к холоду, в дыхательной системе возрастает сухость, что ведёт к кашлю. Эта музыка помогает стабилизировать и укрепить реакцию организма на смену времён года, когда вся окружающая жизнь начинает постепенно замирать.
Укрепление здоровья в зимний период.
Три месяца зимы — это время отдыха и сохранения. Вода замерзает, земля становится плотной и покрывается трещинами. Людям не следует беспокоить янскую ци. Они должны рано ложиться и поздно вставать — спать следует до восхода солнца. Желания следует подавлять и скрывать, держа свои намерения при себе, словно вы уже получили то, что хотели. Необходимо избегать холода и стремиться к теплу. Соблюдая эти условия, вы сохраняете жизнь и живёте в гармонии с зимой, поступая иначе, вы можете повредить себе почки, что ведёт к импотенции и другим расстройствам здоровья во время наступающей весны (заболевания сухожилий и нарушение кровообращения в конечностях).
Эту музыку можно слушать в зимние месяцы вечером и ночью (с 9 часов вечера до 3 часов ночи). В холодное зимнее время очень легко подвергнуться вредному влиянию холода янской ци, проникновение которого в селезёнку и желудок может вызвать рвоту и диарею. Эта музыка способствует укреплению тела и активизации физических ресурсов, помогая бороться с искушением уступить страху перед холодом и боязни активной деятельности, которые имеют место зимой.
Укрепление духа.
Согласно китайской традиционной медицине, из семи видов эмоций, являющихся внутренними причинами заболеваний, печаль, горе, и мнительность могут привести к состоянию психоментальной депрессии и заболеваниям нервной системы, которые, в первую очередь, влияют на желудок, а также другие системы организма. Мелодии этого альбома поднимают дух, возвращая слушателю естественное состояние эмоционального равновесия и здоровья.
Успокоение чувств.
Согласно китайской традиционной медицине, из семи видов эмоций, являющихся внутренними причинами заболеваний, радость, гнев и страх ведут к повышенной активности психоэмоционального состояния, дестабилизация которого может ухудшить способность к суждению, самооценке и самоконтролю, привести к учащению дыхания и пульса, поднять кровяное давление. Эти изящные и прекрасные мелодии помогут слушателю вернуться к более сбалансированному состоянию.[5]
Заключение.
Музыка — язык, который понимают все. Он гораздо выразительнее, чем любой другой, поскольку воздействует на подсознание и обращается к душе человека. Музыка — лучшее из средств для очищения души и тела.
В последние 10 лет интерес к лечебной музыке в нашей стране значительно возрастает. И хотя большинство врачей-психотерапевтов и их пациентов используют ее только для создания эмоционального фона, на котором возможно более глубокое мышечное расслабление в процессе сеанса или какого-либо тренинга, в ближайшее время ситуация, видимо, изменится к лучшему.
Литература.
1. Абрамова Т. Лечение музыкой. // Будь здоров, №7, 2000 г.
2. Ван Сутун. Музыкальная терапия. // Цигун и жизнь, №6, 2002 г.
3. Шевцов С. Шуберт от депрессии. // Природа и человек, №2, 1999 г.
4. Ши Фен. Музыка и здоровье. // Цигун и жизнь, №2, 1999 г.