Физиологическая реакция на звуковые волны.




Музыкотерапия.

В последние годы проблема взаимосвязи между музыкой и здоровьем привлекает внимание все большего числа людей. Врачи и музыканты говорят о стимулирующем влиянии музыки на здоровье. Это направление стало уже самостоятельной ветвью медицины, которая продолжает расширять свой авто­ритет.

Музыка и здоровье связаны очень тесно. Музыка способна положительно воздействовать на физиологию, эмоции и поведение человека. Человека можно сравнить с арфой, оснащенной большим количеством струн разной длины и тол­щины. Одни из них относятся к области физиологии, другие — к сфере психо­логии, также есть струны эмоций, опыта, ассоциаций и т.д. Все они способны всту­пать в «резонанс» со звучащей музыкой. Как и физический резонанс, резонанс человеческих «струн» возникает только при определенных условиях, но испы­тать его может каждый. За счет резонансного, индуктивного воздействия музы­ка непосредственно или опосредованно влияет на здоровье человека. Это влия­ние проявляется по нескольким направлениям.

 

 

Физиологическая реакция на звуковые волны.

 

Частота звуковых волн и музыкальный ритм вызывают в поле человека явление резонанса. Он может возникнуть в голове, в груди или в тех или иных тканях и оказывать непосредственное воздействие на ритм сердца, электрическое поле головного мозга, частоту дыхания. Физиологи считают, что когда человек испытывает на себе воздействие звуков, в его организме обязательно возникают различного рода физиологические реакции: ослабевает кровоток в конечностях, ускоряется сердцебиение, усиливается секреторная функция, увеличивается потребление жидкости и т.д.

Энергетика музыкального ритма способствует улучшению настроения. Многие по собственному опыту знают, что тяжелая физическая работа кажется легче, если ее выполнять с песней. Мелодия струящихся вод вселяет мужество в моряков, а напряженный ритм песен пробуждает в воинах небывалый героизм.

Спокойная, медленная музыка способствует эмоциональному расслаблению. Музыка ритмичная, наоборот, возбуждает. Многие, наверное, замечали, как под такую музыку руки и ноги начинают двигаться сами собой. Следование рит­му звучащей музыки способно изменять психологическое и физиологическое со­стояние человека, улучшать его физическое и психическое здоровье.

Эмоциональное и воспитательное значение музыки делает ее связь со здо­ровьем еще более тесной. Дело в том, что музыка с самых древних времен всегда была эмоционально насыщенным видом искусства, что особенно ярко проявляется в оперной, балетной музыке и романсах. Музыка способна вызвать мощный эмоцио­нальный отклик в душе человека и, вместе с тем, заметные физиологические изме­нения в его организме (в кровообращении и дыхании, пищеварении, ин­тенсивности потоотделения и т.д.)[1]

Воспитательная и развивающая функции музыки могут оказывать воздействие на интеллект и морально-нравственные качества человека. Присущие музыкальным произведениям гармоничность, размеренность, цикличность и структурированность отвечают принципам высшей логики и отражают многие законы объективного мира, что делает музыку видом искусства, идеально сочетаю­щим эмоциональную и рациональную основы. Не зря великий Эйнштейн сказал, что мир можно воспроизвести в нотных знаках. Людям, умеющим наслаждаться музыкой, присущи гармоничность и размеренность в мышлении и поведении, уме­ние ценить упорядоченность и ритмичность.

Одним словом, музыка способна вызывать у человека физиологические реакции, эмоциональный отклик, воспитывать высокие моральные качества и спо­собность к логическому мышлению.

Фактически музыка начинает влиять на человека еще в утробный период развития. В Китае с древних времен существует теория «утробного воспитания», согласно которой музыка влияет на человека даже в утробе матери. В настоящее время выпущены записи специальной музыки для беременных женщин и для детей.

По данным зарубежных ученых, мягкая классическая и романтическая музыка благоприятно влияют на внутриутробное развитие детей, которые даже способны в отдельных случаях запоминать мелодии. Об этом свидетельствует ис­кренний интерес, который дети проявляют к этой музыке после рождения. Музы­ка стимулирует развитие клеток головного мозга эмбриона в США был прове­ден эксперимент, в ходе которого на эмбрион воздействовали музыкой Баха, Бет­ховена и Брамса. Результаты эксперимента подтвердили предположение о благотворном влиянии музыки на психику плода и на ускорение его роста. Хорошая му­зыка стимулирует умственное развитие и подростков. Экспериментально доказано, что ее регулярное прослушивание улучшает функцию памяти правого полушария мозга. Следует обратить внимание на то, что в процессе школьного обучения и воспитания основное внимание в большинстве случаев уделяется развитию абстрактно­го математического мышления и зачастую игнорируется необходимость художе­ственного образного мышления, что в результате приводит к неравномерному раз­витию левого и правого полушарий головного мозга. Многие преподаватели музы­ки отмечают, что легкая, веселая музыка улучшает способность учащихся к запоми­нанию, что подтверждают эксперименты с заучиванием слов на музыкальном фоне.

Что касается людей среднего и пожилого возраста, то и на них музыка оказывает большое воздействие, замедляет процесс старения. Существует статистика продолжительности жизни музыкантов с мировым именем, которая ведет­ся с конца прошлого столетия и свидетельствует о том, что в среднем дирижеры и исполнители на некоторых струнных инструментах живут дольше других лю­дей. К сожалению, не радует статистика продолжительности жизни композиторов, многие из которых умирают слишком рано. Однако медики однозначно утверж­дают, что музыка полезна для здоровья, что она, в частности, оказывает хорошее терапевтическое воздействие при многих заболеваниях, характерных для пожи­лых людей. Так, согласно результатам эксперимента по музыкальной терапии лиц пожилого возраста, страдающих психическими заболеваниями, проводившегося под руководством профессора Пекинского медицинского института Чэнь Сюэши, она дает определенные положительные результаты. Здоровые пожилые люди, когда слушают музыку, которая им нравилась в молодости, переживают положи­тельные эмоции, связанные с приятными воспоминаниями, психологически ощуща­ют себя моложе, что, несомненно, продлевает жизнь.

Недавно на кафедре акустики МГУ проводились исследования некоторых композиций рок- и поп-музыки. Компью­тер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем вычислял, как такая музыка влияет на человека.

Выяснилось, что люди, предрас­положенные к нервным расстрой­ствам, после двух-трех прослушива­ний отдельных композиций впадали в состояние, близкое к психическому срыву. У них начинали дрожать руки, терялась острота не только слуха, но и зрения, в крови повышалось со­держание адреналина, подскакивало давление, начинало болеть сердце.[2]

Для гипертоников и сердечников подобная музыка может оказаться смертельной. Но и у практически здоровых людей определенная музыка вызывает потерю реакций и ухудшение работоспособности. Если слушать некоторые произведения рок-музыки несколько часов подряд, как это происходит на концерте, в же­лудке начинается выделение избы­точной соляной кислоты, что может привести к обострению язвенной бо­лезни. Даже 10-минутное «наслажде­ние» музыкой при громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частич­ная потеря слуха.

Но музыка музыке рознь. В труде «Утешение при лихорадке» армян­ский врач Гераци, живший в XII веке, прописывал больному такое лекар­ство: «Пусть возможно больше слу­шает приятные мелодии».

Основа врачующих свойств музы­ки, по мнению академика Бехтерева, звуковое интонирование. Низкие тона в музыке ассоциируются с чем-то тяжелым, густым, материальным. Вы­сокие — вызывают чувство легкости, ощущение пространства. Тонко и точ­но воздействуя этими тонами на эмоциональную сферу человека, а через нее и на весь организм, музыка может творить чудеса.

В Берлинской высшей школе ис­кусств преподает ученый-музыковед Кристофер Рюгер. Профес­сор Рюгер — удивительный человек. Иногда складывается впечат­ление, что он мыслит нотами. Музыка для него и счастье, и страдание, и утешение, и лекарство.

Сейчас Рюгер пишет не совсем обычную книгу, которая будет называться «Музыкальная аптека». Рукопись этой книги говорит, что музыка действительно лекарство, врачующее тело и душу.

На некоторых старинных клавишных инструментах можно прочитать фразу: «Музыка лечит тело и душу». Этой фразой Рюгер начинает свою книгу и, убедив читателей в связи ис­пытываемых эмоций с тем или иным органом человеческого тела, реко­мендует при определенном состоя­нии слушать соответствующую музы­ку. Он рассказывает о пагубном вли­янии одиночества на психику и объ­ясняет, как музыка помогает спра­виться с негативными эмоциями, раз­рушающими здоровье.

Сама музыка рождается в полном одиночестве, но, рожденная одиночеством, она способна объединять людей, воспринимающих философское значение и глубинное содержа­ние музыкальных звуков. Музыка вы­полняет роль языка, на котором об­щаются люди, объединенные близ­кими эстетическими и духовными по­требностями. Поэтому каждый слушатель уже не одинок, он вступает в новый для себя прекрасный мир.

Одиночество выпало на долю мно­гих великих композиторов. Его тяжесть испытывали и Мусоргский, и Чайковский, и Брукнер, и Брамс, и Равель. Но одиночество бывало и добровольно выбранной формой существования — оно стимулировало творческие силы.

Бетховен смог победить особенно безжалостную форму одиночества — изоляцию от людей из-за глухоты. Находясь в беззвучном пространст­ве, казалось бы, немыслимом для композитора, он создал грандиозные творения. В последней фортепьян­ной сонате Бетховена (№32), по мне­нию Рюгера, заключена мощная ис­целяющая сила. Каждый слушающий эту музыку не может не почувство­вать, какое духовное богатство ско­пил в глубине своего сердца одино­кий, больной, глухой и заикающийся композитор. И этот потаенный мир открывается через страстно лью­щиеся жизнеутверждающие звуки музыки.

Лучшее средство от хандры и де­прессии, пишет Рюгер, каждый день слушать хорошую музыку. Сначала подобранные мелодии должны но­сить очень активный характер, а за­тем сменяться музыкой с более мяг­ким звучанием. Слушать музыку нуж­но не сидя в кресле или лежа на ди­ване, а воспринимать ее физически активно, сопровождая возникающие чувства определенными движения­ми, например дирижируя или двига­ясь в такт мелодии.

Музыкальная терапия основана на принципе соответствия, когда ме­жду настроением слушателя и эмо­циональным содержанием музыки воз­никает гармония. Если в жесткой и даже мрачной музыке кульминация ассоциируется у слушателя с пиком драматической ситуации, а после нее наступает разрядка, то человек ос­вобождается от тяжести собственно­го состояния.

Справиться с тяжелым душевным состоянием помогает фортепьянная фантазия Д-940 Франца Шуберта, датированная 1828 годом, — годом смерти композитора. Это одно из его лучших произведений, проникнутое щемящей грустью. Последняя часть фантазии представляет собой дра­матическую кульминацию, которая, однако, не кажется безысходной. Фи­нал фантазии говорит о том, что страдания человека могут стать и становятся источником его силы!

Эмоцией, которая разрушает фи­зическое и духовное здоровье, Рюгер называет агрессивность. Музыка по­могает и в этом случае. Рюгер сове­тует сначала выплеснуть агрессию, слушая возбуждающую сильные эмо­ции музыку, например Стравинского к балету «Весна священная».

Премьера этого балета в 1913 го­ду в Париже закончилась скандалом. Музыкальные пассажи так возбудили слушателей, что они стали громко переговариваться, образовались две группы из сторонников и противников музыки, которые дошли до рукопаш­ной, выясняя отношения.

Очевидец этой премьеры писал: «Я сидел в ложе. Позади меня находился молодой человек. Его впечат­ления от исполнявшейся музыки были столь сильны, что он, не владея собой, принялся колотить кулаками по моей голове. Я был так возбуж­ден, что некоторое время не замечал этих ударов. Мы оба были вне себя».

Существует много музыкальных произведений будоражащих, жестких, выражающих агрессию. Воинствен­ная увертюра к опере Римского-Корсакова «Псковитянка», экспрессивная музыка Бартока (сюиты и балеты «Деревянный принц» и «Чудесный манда­рин») словно предназначены для освобождения от накопившихся эмоций. Только не сдерживайтесь — топайте ногами, дирижируйте в такт музыке!

Затем нужно послушать успокаи­вающую музыку, например Баха или Моцарта, а потом и веселую. Рюгер считает, что если бы улыбка не была сильнее отчаяния, а добро сильнее ненависти, то человечество наверня­ка перестало бы существовать.

Великие композиторы хорошо по­нимали исцеляющую силу радости. «Веселье лечит», — писал Россини. В 12 лет он уже был автором шести скрипичных дивертисментов, которые критики назвали гениальными шутками. Эти первые композиции опреде­лили все творчество Россини, который не скрывал своего желания ве­селить людей. Послушать музыку Россини и забыть о своем мрачном настроении, проблемах и недугах — что может быть целебнее, замечает Рюгер. Восьмая симфония Бетхове­на, жизнеутверждающая, с юмори­стическими партиями для тенора.[3]

Вторая симфония Малера, сюиты Гайдна, оркестровые сюиты Равеля, симфонические эскизы Дебюсси — все эти произведения возвращают оптимистический взгляд на жизнь, прогоняя тяжелые мысли и хандру.

Одна из глав «Музыкальной апте­ки» называется «Нетерпение». Рюгер считает, что нетерпение порой мож­но рассматривать как болезненное проявление. В наш век бешеных тем­пов без спокойного и мудрого отношения к жизни невозможно справ­ляться со всеми ее сложностями. Музыка более, чем другие виды искус­ства, воспитывает терпение.

Большинство композиторов тер­пеливо дожидались успеха, но к некоторым он так и не пришел. Или, как у Франца Шуберта, это случилось единственный раз. За всю его жизнь состоялось только одно официаль­ное представление публике его про­изведений. И тем не менее незадол­го до смерти Шуберт закончил по­следнюю, Девятую симфонию, на­званную «Большой». Эта волшебно звучащая музыка полна надежд, ве­ры и любви к жизни.

Терпением и упорством была от­мечена вся композиторская и исполнительская деятельность одного из самых ярких русских композиторов Александра Скрябина. Будучи бле­стящим концертирующим пианистом, он вдруг оказался на пороге краха карьеры: настолько серьезно травми­ровал правую руку, что не мог боль­ше играть. Скрябин начал ежеднев­ные тренировки, которые длились це­лый год и даже сочинил специально для левой руки прелюдию и ноктюрн. Рюгер предлагает послушать напи­санный Скрябиным в период кризи­са оптимистичный, даже бравурный этюд №12, опус 8, где партия правой руки сведена к минимуму.

Очень многие люди неуверенны в себе. Одни считают себя не слишком привлекательными, другие недоста­точно одаренными. Это отравляет им жизнь, пишет Рюгер, но посмотрите, сколько великих композиторов имели причины для неуверенности, но смогли преодолеть ее.

Чайковский был эмоционально не­уравновешенным человеком: любая, самая незначительная обида вызы­вала у него слезы. В молодости Чай­ковский панически боялся сцены. Ди­рижируя своей Первой симфонией, он почти терял сознание от страха Десять лет понадобилось композито­ру, чтобы преодолеть это состояние.

Кстати, о бессоннице. Музыка — надежное лекарство и от нее. Против бессонницы есть старинное музы­кальное средство — колыбельная песня. Она обладает ярко выражен­ным успокаивающим действием бла­годаря равномерному звучанию, уба­юкивающему ритму, мягкой мелодии. Все типичные признаки колыбельных песен можно найти в медленных час­тях симфоний, концертов, сонат, скрипичных квартетов композиторов конца XVIII и всего XIX века.

Эта музыка отлично расслабляет и успокаивает. Граф Кайзерлинг, служивший русским послом в Берлине, страдал жесточайшей формой бессонницы, и однажды нашел спасительное средство от нее. Он случайно услышал «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха, которые привели его в состояние полного расслабления, после чего и наступил долгожданный сон.

Ученые доказали феномен неко­торых музыкальных произведений, успокаивающих и улучшающих сон. Это «Грезы» Шуберта, главная часть «Лунной сонаты» Бетховена, «Пролог к ночи» Равеля, «Картинки с выставки» Мусоргского (особенно часть, ко­торая называется «Старинный замок»). Эти музыкальные произведе­ния нормализуют сердечный ритм, снижают кровяное давление и даже снимают спазмы сосудов.

«В музыке я стремлюсь быть фармацевтом, а не знахарем, — пи­шет профессор Рюгер, — и против бессонницы рекомендую не какие-то экзотические способы (и не таблетки, добавим мы), а подбираю мелодии, способные вызвать это состояние естественным образом».

Есть прекрасная музыка, помо­гающая мягко перейти от утреннего сна к бодрствованию. Для этого даже необязательно ее внимательно слу­шать. Рюгер не советует с утра слу­шать слишком бравурную или возбу­ждающую музыку. Утром мы настро­ены дружелюбно к себе и к миру. Для легкого, непринужденного начала дня подходит камерная музыка барокко, к примеру концерты Вивальди.

Если у вас нет желания или вре­мени, чтобы совершить утреннюю прогулку, замените ее, например, ор­кестровой сюитой к балету «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля, увертюрой «Рассвет на Москве-реке» Мусорг­ского или первой частью симфониче­ских эскизов «Море» Дебюсси.

Есть некоторые правила, позволяющие дополнительно увеличить эффект лечебных мелодий. Он зависит от уровня вашей музыкаль­ной культуры. Доказано, что мелотерапия наиболее эффективна при среднем уровне, а при высоком, у профессиональных музыкантов, — намного меньше. Впрочем, как и у людей с низкой музыкальной куль­турой, которым даже обычные мелодии из классических произведе­ний антипатичны.

Во-первых, при каждом новом случае применения музыки следует подбирать конкретные произведения согласно "изопринципу", почти по-гомеопатически гласящему: "Подобная эмоция лечится подобной музыкой", то есть при депрессии нельзя сразу назначать мажорную мелодию, а при маниакальном синдроме — минорную.

Во-вторых, необходимо определить индивидуальный курс лечения и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов мелотерапии (от 15 до 45 минут), кратность применения в день (1—7 раз).

И в-третьих, помещение для проведения музыкотерапии должно выглядеть как психотерапевтический кабинет: кресла или стулья должны быть максимально удобными, а освещение – искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

В-четвертых, желательно использовать инструментальную классическую и специальную лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную, так как они несут ненужную смысловую нагрузку.

Для более прицельного использования музыки российским ученым В.И. Петрушиным в 1997 году была предложена оригинальная клас­сификация.

Первой черте характера (ипохондрии) соответствует эмоциональ­ное содержание, например, "Кармен-Сюиты" Визе — Щедрина; Этю­ды-картины ля минор, до минор, соч. 39, — Рахманинова; Пятой сим­фонии, третья часть, — Онеггера; Десятой симфонии, первая и вто­рая части (фрагменты), — Шостаковича.

Депрессию могут исцелить: Чайковский — финал Шестой симфо­нии; Сибелиус — "Грустный вальс"; Дворжак — "Песня матери"; Сарасате — "Цыганские напевы"; Рахманинов — Музыкальный момент Си минор; Шопен — Прелюдия ми минор.

Истерическому человеку поможет, например, Глинка — увертюра к опере "Руслан и Людмила"; Моцарт — первые части симфоний № 3, 36, 40, 41; Россини — увертюры к операм "Сорока-воровка", "Севильский цирюльник"; Рахманинов — Первая симфония, финал; Шо­пен — Первая баллада; Лист— Венгерская рапсодия № 12.

При психопатиях различного происхождения желательно исполь­зовать такие произведения, как Пятая симфония, финал, Бетховен; Чайковский — увертюра "1812 год", "Буря", "Франческа да Римини"; Шостакович — "Праздничная увертюра"; Гайдн — финалы сим­фоний № 94, 97; Брамс — финал Третьей симфонии, "Наваждение"; Онеггер — Первая симфония, первая часть.

При фригидности (мелочных и неэффективных упрямствах и привычках) лучше всего применять музыкальные произведения: Лист — "Сим­фоническая поэма", Прелюдия, финал; Вагнер — "Шествие пилигримов" из оперы "Тайгейзер"; Равель — "Болеро"; Чайковский — Первая симфония, финал; Глиэр — "Гимн великому городу"; Рахманинов — Кон­церт для ф.-п. с оркестром № 2, Прелюдия си-бемоль мажор.

Уменьшению нежелательных признаков шизоидности (чрезмерной абстрактности и бесчувственности) соот­ветствуют музыкальные произведения: Бах — "Искусство фуги"; Орландо Лассо — Мотеты; Шенберг — Концерты: для ф.-п. с орке­стром, для скрипки с оркестром, 5 пьес для оркестра ор. 16; Ве-берн — Симфония, Вариации для оркестра, квартеты; Берг — Ка­мерный концерт для ф.п., скрипки и 13 духовых инструментов; Шнитке — Симфония №1,4. Концерт для скрипки с оркестром; Штраус — "Так говорил Заратустра"; Щедрин — Концерты для фор­тепиано.

И наконец, если вам хочется уменьшить "чрезмерную эмоциональ­ность" — маниакальность, необходимо прослушивать: Моцарт — "Маленькая ночная серенада", четвертая часть; Бетховен — Рондо "Ярость по поводу потерянного гроша"; Вебер — "Вечное движение"; Чайковский — "Итальянское каприччио".[4]

 

 

2. Музыкальная терапия для укрепления и поддержания здоровья на протяжении года.

Подобно мириадам творений на Земле, человек имеет внутреннюю цикли­ческую природу, биологические часы, которые регулируют функционирование органов, течение энергии ци. Когда внутренние циклы созвучны циклам окружа­ющей нас Вселенной, мы чувствуем себя здоровыми, мы более устойчивы к тем физическим и эмоциональным воздействиям, которые нас беспокоят и которые мы, как правило, воспринимаем как «причины» болезней.

Однако очень часто наш образ жизни не согласуется с этими самыми основными природными циклами. К сожалению, ни стиль нашей жизни не учитывает смену времён года, ни наш повседневный распорядок не основан, в первую очередь, на восходах и закатах солнца. Ощущение нестабильности и дисбаланс с окружающей средой влияют на семь органов чувств, что, в свою очередь, снижает сопротивляемость неблагоприятным воздействиям современной жизни.

Пытаясь уйти от этих «болезней цивилизации», люди современного Китая обращаются к достижениям традиционного знания в поисках средств ре­гулирования и гармонизации природных циклов посредством воздействия на органы чувств.

Согласно древнекитайской теории медицины, причины болезней организма человека бывают двух видов: внутренние — как дисбаланс психологического со­стояния, и внешние — как реакция на изменение атмосферных и климатичес­ких условий.

Первые четыре альбома серии «Музыка для укрепления здоровья», основан­ные на принципах, изложенных в классическом «Великом трактате о гармонии вре­мён года и духа человека», созданы специально для компенсации внешних причин болезней. Эта музыка усиливает естественную защитную реакцию организма на из­менение окружающих условий при смене времён года.

Два других альбома, основанные на принципах, изложенных в главе «Начала болезней», созданы для компенсации внутренних причин болезней. Эта му­зыка регулирует психоментальную деятельность, приводя, таким образом, тело и ум в состояние равновесия и гармонии.

Укрепление здоровья в весенний период.

Три весенних месяца — это начало и упорядочивание жизни, когда Земля и Небо дают рождение мириадам живых существ. Люди должны поздно ложить­ся спать и рано вставать, совершать энергичные прогулки, двигаясь плавно, рас­пустив волосы, а, кроме того, снизить свою активность, — таким образом они мо­гут реализовать свои потребности жить здоровой жизнью. Дорожить жизнью; отдавать, а не брать; воздавать должное, а не наказывать, — вот путь сохранения здоровья и жизни и поддержания гармонии с весной. В противном случае будет страдать ваша печень, что приведёт к простудам и плохому самочувствию в нача­ле лета.

Эту музыку можно слушать весной в утренние часы (с 3 до 9 утра). После зимы мы стремимся найти и аккумулировать тепло, накапливая янскую ци. Одна­ко по мере её накопления мы можем, в конце концов, получить её избыток, а это ведёт к головокружению, утомлению, жару, нервному возбуждению или рециди­вам хронических заболеваний.

Эта музыка помогает преодолеть некоторую остаточную вялость и инерт­ность после зимы, регулирует избыток янской ци и противодействует утомляемо­сти и усталости.

Укрепление здоровья в летний период.

Три летних месяца — это время роста и цветения. В это время соединяют­ся небесная и земная ци, и мириады живых существ в изобилии распространяются по Земле. Люди должны поздно ложиться и рано вставать, избегая уступок давле­нию внешних обстоятельств и не позволяя развиваться раздражительности. Они должны стремиться совершенствовать свои качества и мастерство, а также дать возможность ци выходить во внешний мир. Великодушная любовь ко всему суще­му — вот путь сохранения жизни в гармонии с летом. Поступая иначе, можно на­нести вред своему сердцу, что приведет к простудам и ослаблению здоровья, когда придет осень.

Эту музыку можно слушать на протяжении летних месяцев в дневное время (с 9 часов утра до 3 часов дня). Когда наступает лето, жара и влажность могут привести к незаметно надвигающейся Се ци (болезнетворной ци), вы­зывающей тяжесть в груди, слабость в конечностях, а также к неправильному питанию и истощению. Эта музыка помогает преодолеть томительную лет­нюю жару, выявляя нашу внутреннюю иньскую ци и заставляя ее выходить наружу.

Укрепление здоровья в осенний период.

Три осенних месяца — это время для спокойствия и уравновешенности, не­бесная ци течёт быстро, земная ци становится прозрачной. Люди должны рано ложиться спать и вставать с первыми петухами. Готовясь к приходу трудно­стей зимы, они должны успокоить свой ум, собираться с духом и постепенно накапливать внутреннюю ци для того, чтобы уравновесить ци осени. Чтобы сохранить свои лёгкие чистыми, люди не должны направлять желания и эмо­ции на окружающий мир, — таков истинный путь для сохранения и поддержа­ния жизни в гармонии с осенью. В противном случае возникнут проблемы с лёгкими, что приведёт к расстройству пищеварения и диарее, и в конце кон­цов к плохому состоянию здоровья во время наступающей зимы.

Эту музыку можно слушать осенними вечерами (с 3 до 9 часов вечера) в сухую погоду, поскольку, когда осенью происходит переход от тепла к холоду, в дыхательной системе возрастает сухость, что ведёт к кашлю. Эта музыка помога­ет стабилизировать и укрепить реакцию организма на смену времён года, когда вся окружающая жизнь начинает постепенно замирать.

Укрепление здоровья в зимний период.

Три месяца зимы — это время отдыха и сохранения. Вода замерзает, земля становится плотной и покрывается трещинами. Людям не следует беспокоить янскую ци. Они должны рано ложиться и поздно вставать — спать следует до восхода солнца. Желания следует подавлять и скрывать, держа свои намерения при себе, словно вы уже получили то, что хотели. Необходимо избегать холода и стремиться к теплу. Соблюдая эти условия, вы сохраняете жизнь и живёте в гар­монии с зимой, поступая иначе, вы можете повредить себе почки, что ведёт к им­потенции и другим расстройствам здоровья во время наступающей весны (забо­левания сухожилий и нарушение кровообращения в конечностях).

Эту музыку можно слушать в зимние месяцы вечером и ночью (с 9 часов вече­ра до 3 часов ночи). В холодное зимнее время очень легко подвергнуться вредному влиянию холода янской ци, проникновение которого в селезёнку и желудок может вызвать рвоту и диарею. Эта музыка способствует укреплению тела и активизации физических ресурсов, помогая бороться с искушением уступить страху перед холо­дом и боязни активной деятельности, которые имеют место зимой.

Укрепление духа.

Согласно китайской традиционной медицине, из семи видов эмоций, явля­ющихся внутренними причинами заболеваний, печаль, горе, и мнительность мо­гут привести к состоянию психоментальной депрессии и заболеваниям нервной системы, которые, в первую очередь, влияют на желудок, а также другие системы организма. Мелодии этого альбома поднимают дух, возвращая слушателю есте­ственное состояние эмоционального равновесия и здоровья.

Успокоение чувств.

Согласно китайской традиционной медицине, из семи видов эмоций, являю­щихся внутренними причинами заболеваний, радость, гнев и страх ведут к повы­шенной активности психоэмоционального состояния, дестабилизация которого мо­жет ухудшить способность к суждению, самооценке и самоконтролю, привести к учащению дыхания и пульса, поднять кровяное давление. Эти изящные и прекрас­ные мелодии помогут слушателю вернуться к более сбалансированному состоянию.[5]

 

 

Заключение.

 

Музыка — язык, который понима­ют все. Он гораздо выразительнее, чем любой другой, поскольку воздейству­ет на подсознание и обращается к ду­ше человека. Музыка — лучшее из средств для очищения души и тела.

В последние 10 лет интерес к лечебной музыке в нашей стране значительно возрастает. И хотя большинство врачей-психотерапевтов и их пациентов используют ее только для создания эмоционального фона, на котором возможно более глубокое мышечное расслабление в процессе сеанса или какого-либо тренинга, в ближайшее время си­туация, видимо, изменится к лучшему.

 

Литература.

1. Абрамова Т. Лечение музыкой. // Будь здоров, №7, 2000 г.

2. Ван Сутун. Музыкальная терапия. // Цигун и жизнь, №6, 2002 г.

3. Шевцов С. Шуберт от депрессии. // Природа и человек, №2, 1999 г.

4. Ши Фен. Музыка и здоровье. // Цигун и жизнь, №2, 1999 г.

 


 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: