Этапы развития логистики




Логистика является относительно молодой и развивающейся наукой, и поэтому многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются. Логистика рассматривает управление материальными и сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т. е. охватывает весь комплекс вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.

Существует несколько подходов к выделению исторических этапов развития логистики в ХХ веке, рассмотрим два основных.

I. Некоторые ученые выделяют четыре периода развития логистики:

1. Период "фрагментаризации" (1920—1950), характеризуется формированием принципов логистики в области управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако, эти принципы небыли востребованы в полной мере, и применялись лишь отдельные логистические функции позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например в производстве, транспортировке или складировании.

(Показательным в этом отношении является этап развития экономики США. В рассматриваемый период США имели быстро растущий рынок, характеризующийся внедрением новых производственных технологий (например, в автомобилестроении), высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики, т.е. имелась типичная ситуация рынка продавцов. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции.

В данный период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести такие факторы как: возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров; рост транспортных тарифов; появление и быстрое распространение концепции маркетинга; развитие теории и практики военной логистики.

В течение этого периода вышел ряд работ по маркетингу, в которых была раскрыта природа физического распределения как составной части маркетинга, указана его особая роль в организации и повышении эффективности сбыта товаров. Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка продавца к рынку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появление логистики в бизнесе.)

2. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950—1970), характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.

Философия маркетинга широко распространилась за рубежом. В то же время пришло понимание того, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, прежде всего с позиций снижения затрат.

Одним из ключевых факторов развития логистики явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что их общий уровень при продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Эта концепция явилась основой развития принципов логистики.

(Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий уровень затрат в распределительной сети уменьшится. Данный пример подчеркивает внутренние взаимоотношения между двумя важнейшими логистическими функциями: управлением запасами и транспортировкой.)

Вместе с этим существовал еще ряд объективных экономических и технологических факторов, объясняющих ускоренное развитие логистики в этот период. К основным из них можно отнести: увеличение роли сервисных услуг,

Это наиболее ярко проявилось в 1960-х годах в США. Основными тенденциями на рынке стали: усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров), что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а так же методов лучшего обслуживания потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Повышение разнообразия товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибьюции. Что потребовало находить новые пути совершенствования товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического распределения, а также применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий, способствовавших развитию логистического направления.

Научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах т. п. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться бизнес с середины 1950-х годов.

3. Период развития (1970—1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении.

Однако для большинства фирм применение логистического подхода для уменьшения затрат не стал очевидным. Попытки внедрить логистические принципы, встретили во многих фирмах противодействие. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции (например закупок, транспортировки, грузопереработки) часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат.

Отличительной чертой 1970-х годов стало усиление конкуренции, в связи с чем, основной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделии.

В этот период руководители фирм вплотную занялись поиском путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции на основе концепции бизнес-логистики. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ.

К концу 1970-х годов на Западе большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки.

Стали формироваться современные автоматизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов. Значительный экономический эффект дало применение в распределительных логистических системах стандартизации тары и упаковки.

4. Период интеграции (1980—1990), характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее партнеров в так называемую логистическую цепь (т.е.: закупка — производство — распределение и продажа).

В рассматриваемый период произошло усиление интереса к логистическому направлению. К основным факторам ставшими причинами данных изменений можно отнести: усиление внимания к уровню качества производимой продукции, структурные изменения в организациях бизнеса, но главная причина произошедших изменений связана с революцией в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК).

Современное программное обеспечение позволило использовать ПК начиная от процесса закупок материалов до распределения и продаж готовой продукции.

Определяющую роль в становлении логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, через спутниковые телекоммуникационные системы). Таким образом, революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными, необходимо управлять сопутствующими информационными и финансовыми потоками.

II. Подход к рассмотрению исторических этапов развития логистики:

Многие зарубежные и отечественные ученые придерживаются иного подхода к рассмотрению этапов развития логистики, выделяют три периода развития систем товародвижения:

1) дологистический период (до 50-х годов), когда управление материальным распределением носило частичный характер, и координация действий различных подразделений фирм была недостаточной;

2) период классической логистики (начало 60-х — конец 70-х годов), характеризуется созданием на фирмах логистических систем, и управлением процессом товародвижения на основе комплексного подхода;

3) период неологистики, или логистики второго поколения (начало 80-х годов), для которого характерно преобладание комплексного подхода к развитию систем логистики на основе всего предприятия исходя из общей цели — достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.

Эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций и фирм, и те кто использовал концепции интегрированной логистики, смогли укрепить свои позиции на рынке.

Логистика - это планирование, контролирование и организация всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

ЛОГИСТИКА - наука о совокупности различных видов деятельности, направленной на получение необходимого количества продукции в установленное время в заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции.

 

ЛОГИСТИКА - наука о планировании, реализации и контроле эффективных и экономных с точки зрения затрат операций перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентуры.

ЛОГИСТИКА - наука о процессе физического распределения продукции в пространстве и времени

ЛОГИСТИКА - наука о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом.

ЛОГИСТИКА - наука о взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем: от производства до производительного потребления.

ЛОГИСТИКА - комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальными потоками.

ЛОГИСТИКА - наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства.

ЛОГИСТИКА - наука о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока и соответствующего ему информационного потока.

 

2. Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций, и отнесенная к определенному временному интервалу. М.п. не на временном интервале, а в данный момент времени переходит материальный запас.

Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля за логистическими операциями и м.п..

Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока.

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока и выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства.

Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.

Звеном логистической системы - называется экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшему изменению в рамках поставленной задачи или построения логистической системы, и выполняющий свою цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Логистическая цепь - это множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа и проектирования определенного набора логистических операций и (или) издержек.

Логистическим каналом - называется частично упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до ее конечных потребителей.

Функциональные области логистики:

1. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

2. Транспорт. Включает в себя при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.

3. Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.

4. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. Эти подсистемы передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.

5. Другие функциональные области. Например, производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.

5.1. Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.

5.2. Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые экономисты не рассматривают производственную единицу как функциональную область в системе логистики. Однако отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливаемость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основными проблемами для нее являются определение размера и размещение предприятия.

 

3. Логистика широко ориентированна на потребителя. Ее цель – доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку. Реализуется эта цель путем решения комплекса задач, которые можно разделить на три группы: глобальные, общие, частные.

1. Глобальной (главной) задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановке на рынке. К глобальным задачам относят моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.

2. К общим задачам логистики относятся: контроль за движением материальных, информационных и финансовых потоков; прогнозирование объемов производства, складирования; распределение транспортных средств; организация и осуществление сервисных услуг и т.д.

3. Частные задачи в логистике более узки: создание минимальных запасов; максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах; сокращение времени перевозок продукции и т.д.

Таким образом, основной целью логистики - является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля за материальными и сопутствующими потоками, обеспечивающей высокое качество поставки продукции при ми нимизации общих логистических затрат.

Функции логистики

Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В соответствии с рассмотренными задачами логистики различают: оперативные и координационные функции.

1.Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства, распределения.

- К функциям в сфере снабжения относится: управление движением сырья, материалов от поставщика к производственным предприятиям и складам.

- В сфере производства функциями логистики являются: управление производственными запасами, а также контроль за движением полуфабрикатов и комплектующих через все стадии производственного процесса.

- Функции управления распределением продукции охватывают организацию движения потоков готовой продукции от предприятия-производителя к потребителям.

2. К числу координационных функций относятся: выявление и анализ потребностей производства в материальных ресурсах; исследование рынков на которых действует предприятие; обработка информации касающейся деятельности предприятия, т.е. перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, и справедливо следующее определение: «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует».

Таким образом, логистический подход состоит в установлении взаимосвязи между материальным, финансовым и информационным потоками; в формировании технологий оптимального перемещения материальных ресурсов и товаров; выявление центров возникновения потерь времени и т. п.

 

4. Динамичное развитие рыночных отношений является наиболее выраженной тенденцией современной экономики Украины. Развитие рынка привело к повышению интенсивности конкуренции и ужесточению борьбы за потребителя. Анализируя различные подходы к ведению хозяйственной деятельности в развитых экономиках, большинство участников рынка убеждаются в эффективности использования логистики в качестве идеологии оптимизации управления и сокращения издержек. Интерес к логистике объясняется хорошими результатами, которые удалось достичь зарубежным компаниям за счёт её использования. Основными факторами, влияющими на возрастание популярности логистики, являются:

Сокращение жизненного цикла продукта и расширение ассортимента. Данный процесс привёл к осложнению прогнозирования спроса на определённый вид товара. Как следствие, понизилась точность прогноза потребности в запасах сырья, используемого в процессе производства; увеличилась вероятность неликвидности заделов, запасных узлов и деталей.

Высокая динамичность рыночных процессов. Поведение конкурентов становится всё более непредсказуемым. Эта тенденция приводит к осложнениям в прогнозировании рыночного спроса.

Сокращение совокупных расходов. Запас является оборотным капиталом, который не даёт возможности расширения производства путём интенсификации использования капитальных вложений.

Рынок и распределение товаров. Внедрение логистики позволяет на 25% уменьшить временные затраты на производство товаров, почти на 30% снизить себестоимость продукции, на 30-70% сократить объёмы материально-технических запасов (по данным Европейской логистической ассоциации) [1,2]. По данным фирм Бош-Сименс, Мицубиси, «Дженерал моторс» 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имеет тот же эффект, что и увеличение объемов сбыта на 10%.

Повышение уровня требований клиентов. С развитием рыночных отношений потребители получают больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания. Фирма, качественно исполняющая требования заказчиков при этом по более низкой цене, нежели её конкуренты выгодно позиционирует себя на рынке. Например, высокий уровень качества, низкая себестоимость японских товаров обеспечивается использованием метода «Just in time» («Точно в срок»). Используя данный подход, фирмы избегают затраты на складирование, хранение и управление запасами. [1]

В Украине отдельные элементы логистики применялись и во времена плановой экономики. При разработке народнохозяйственных, отраслевых и межотраслевых пятилетних и долгосрочных планов использовались оптимизационные модели управления запасами, а также методы решения транспортных задач. Однако отсутствовала характерная для логистики интеграция всех этапов перемещения материального потока в единую логистическую цепь, элементы рассматривались отдельно и независимо друг от друга.

Для зарубежных стран давно стало характерным функционирование разнообразных национальных логистических сообществ, организаций и ассоциаций. В США, например, существуют такие организации, как Общество инженеров-логистов, Американское общество по проблемам управления

закупками, успешно работает Европейская логистическая ассоциация, Союз логистики Германии.

В 2005 году была зарегистрирована Украинская логистическая ассоциация (УЛА), целью создания которой являлось объединение усилий и координация действий предприятий, организаций, государственных, научных и образовательных учреждений для популяризации и развития теории и практики логистики в Украине. [1,3]

Практическое направление логистики развивается общими усилиями отечественных и зарубежных компаний. Например, лидерами в сфере распределительной и складской логистики являются компании “УВК”, ''Raben Group'', “Комора-С”, “Kuehne&Nagel”, “Schenker Ukraine”, “ICT”, “REWICO”, “FIM Group”. В ближайшем будущем следует ожидать качественных изменений на рынке: поскольку клиенты становятся всё более требовательными, логистические операторы будут работать над повышением качества услуг, расширять сеть региональных офисов и городов доставки. Рынок также будет развиваться количественно: будут увеличиваться складские площадки, расти автопарки, появятся новые операторы рынка и специализированные логистические компании.

Параллельно с ростом рынка логистических услуг растёт и спрос на высоквалифицированных логистов, сфера деятельности которых включает закупки, поставку, транспортировку, связь с таможенными и государственными органами, упаковку и продажу товаров. Сегодня основными потребителями логистических услуг являются транспортно – логистические и строительные компании, оптовые фирмы, производственные предприятия. В Украине наблюдается нехватка дипломированных специалистов в этой области, так как серьёзно логистикой заинтересовались лишь в середине 90-х гг. [1] Первые дипломированные логисты появились в Украине в 2005 г. – 20 специалистов Львовского Национального Университета «Львовская политехника». Сейчас студентов по специальности «Логистика» готовят 10 учебных заведений. Каждый ВУЗ отличается собственной концепцией подготовки кадров и отраслевой направленностью. Одни готовят логистов для промышленных предприятий, другие – для транспорта и провайдеров логистических услуг, третьи больше внимания уделяют экономической составляющей логистики. Анализ существующих вакансий показал, что около 40% экономических и управленческих позиций связано с логистикой или граничат с ней. По словам Е.В. Крикавского спрос на логистов в 2009 году будет колебаться от 200 до 250 вакансий в неделю. [5]

Спрос на услуги специалистов с образованием в области логистики постоянно растет, а к этому украинский рынок кадров пока не готов. [4]

Актуальность изменения отношения к логистике возрастает при представлении статистических данных. По словам Уве Зорге, вице-президента УЛА, - Германия зарабатывает на логистике 170 миллиардов евро в год, а Украина – всего 300 миллионов, причём потенциал логистического рынка составляет 300 млрд. долларов. По данным ELA (Европейской логистической ассоциации) валовые затраты Украины на логистические операции составляют примерно 35% от общей суммы затрат на производство, в то время в США этот показатель принимает значение 25 %, а в Европе он колеблется с 8 до 12%. [3]

На данный момент для Украины приоритетны следующие шаги в развитии логистики:

интенсификация развития инновационных технологий;

дальнейшая интеграция в мировое сообщество, изучение и внедрение зарубежного опыта;

строительство логистических центров и развитие инфраструктуры на всей территории страны;

воспитание высококвалифицированных кадров путем развития вузовского образования и бизнес - программ повышения квалификации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: