Прочитайте текст и выполните задания




Комплексная работа №1

Прочитайте текст и выполните задания

Человеческий коридор

 

(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.

(4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.

(6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.

(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и

кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.

(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15) Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И

нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

(19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22)

Человеческий коридор…

(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц,

просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.

(А.И.Приставкин)

Задание 1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?

1) Он в первый раз увидел незнакомый город.

2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.

3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.

4) Он в первый раз ехал на поезде.

 

Задание 2. Какое средство художественной изобразительности писатель использовал в предложении 20?

1) эпитет; 2) олицетворение; 3) сравнение; 4) метафору

 

Задание 3. Почему в рассказе пища неоднократно называется жизнью (предложения 14, 27)

1) В ресторане была дорогая, изысканная пища.

2) Дети не знали, какие именно блюда раздавали в ресторане.

3) Для голодных, измученных детей горячая пища была крайне необходима.

4) Всем беженцам, которым удалось поесть в ресторане, блюдо очень понравилось.

 

Задание 4. Укажите, в каком значении употребляется слово «слабый» (предложение 17).

1) не тугой, не плотный 2)некрепкий, ненасыщенный

3) отличающийся малой силой, мощностью 4) плохой, неискусный

 

Задание 5. Из предложений 7-9 выпишите слова с безударными гласными в корне, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫМИ ударением.

 

Задание 6. Из предложений 13-18 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от глухости (звонкости) звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

 

Задание 7. Из предложений 7-12 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ.

 

Задание 8.. В предложениях 2-9 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях на -О и –Е пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы». Выпишите найденное слово.

 

Задание 9. Определите тип односоставного предложения 22.

 

Задание 10. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ.

 

Тёмная и суровая Москва, (1) спасая нас, (2) детей, (3) от войны, (4) погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, (5) задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.

 

Задание 11. Из предложения 15 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

 

Задание 12. Замените словосочетание ОТ НЕДОСТАТКА КИСЛОРОДА(предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите получившееся словосочетание.

 

Задание 13. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при УТОЧНЯЮЩЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ.

Там шевелилось что-то чёрное, (1) и ухало, (2) и кричало. Ближе к нам,(3) прямо на рельсах, (4) стояли, (5) сидели, (6) лежали люди.

Задание 14. Среди предложений 8–13 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

Задание 15. Из предложения 14 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВЫ.

 

Задание 16. Укажите количество грамматических основ в предложении 23.

 

.

 

Комплексная работа №2

Прочитайте текст и выполните задания

(1) Огонь быстро приближался. (2) Леонтьев со страхом и одновременно с каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и гулом стену живого огня. (3) Ливнем летели искры. (4)Они прожигали одежду. (5) Временами дым заволакивал небо. (6) Потом его сбивало в сторону, и стена пламени появлялась снова, но уже ближе. (7) Леонтьев не мог отвести от неё глаз. (8) Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия. (9) Огонь сожжёт их так же незаметно, как пламя костра сжигает мошкару.

(10) Он подумал об этом, но не двинулся с места. (11) На лице и руках он уже чувствовал палящее дыхание пожара. (12) Он снова взглянул на огонь, но это было страшно, и он тотчас посмотрел выше, на небо, где летели горящие сучья и листья, а ещё выше смутно виднелся сквозь дым молодой месяц.

(13) Потом он почувствовал, как его сильно качнуло током горячего воздуха. (14) С верхушки вала понесло в огонь сухие листья. (15) Баулин поднял руку, что-то закричал, и лесники сразу подожгли вал.

(16) Вал как бы вздохнул, вымахал от края до края жадное пламя. (17) Оно слилось с огнём пожара и, ревя и треща, ударило в небо. (18) Леонтьев оглянулся. (19) Две стены пламени сшиблись, как два

огромных бешеных зверя, тесно сливаясь, расшвыривая мириады искр. (20) Казалось, вот-вот огонь двинется дальше и от него уже никому не спастись.

(21) И вдруг Леонтьев вскрикнул от неожиданности. (22) Огонь, как подрезанный, упал на землю и только низкими языками перебегал, затихая, вдоль вала. (23) Люди кинулись к просеке и начали засыпать песком вялое пламя. (24) Через несколько минут огня уже не было. (25) Только едкий дым быстро струился к небу и застилал свет месяца. (26) Всё было кончено.

(27) Стремительное исчезновение огня произвело на Леонтьева впечатление чуда. (28) Что произошло? (29) Почему пожар сразу погас?

(30) Леонтьев разыскал Баулина. (31) В лесу было темно. (32) Лесники ходили с фонарями.

(33) Баулин распорядился, чтобы вдоль границы пожара остались караульные. (34) Нужно было следить за пожарищем, пока оно совершенно не погаснет.

(35) – Не могу понять, - сказал Леонтьев, - почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули такой костёр, что, кажется, пылал весь мир.

(37) – Да весь смысл встречного огня в том, чтобы дать пожару огромную пищу, действительно раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород, просека заполняется углекислотой и дымом, и огонь, естественно, гаснет…

(По К.Г.Паустовскому)

Задание 1. В каких предложениях содержится ответ на вопрос: «ЗАЧЕМ ВО ВРЕМЯ ЛЕСНОГО ПОЖАРА ПОНАДОБИЛОСЬ ПОДЖИГАТЬ ВАЛ?»

1) 5,6 2) 8,9 3) 16,17 4) 37,38

 

Задание 2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Лесной пожар показался Леонтьеву страшным и одновременно величественным зрелищем.

2) Люди не знали, как можно справиться с огнём.

3) Пожар потушили благодаря встречному огню.

4) В огромном пламени сгорел почти весь кислород, и без кислорода пламя стало гаснуть.

 

Задание 3. В какой паре предложений автор употребил СИНОНИМЫ?

1) 1,2 2) 13,14 3) 22, 23 4) 24,25

 

Задание 4. Укажите, в каком значении употребляется слово «током» (предложение 13).

1) направленное движение электрических зарядов

2) поток, движущаяся масса жидкости, воздуха

3) нервная энергия человека, воспринимаемая другими людьми

4) специально оборудованная площадка для хранения зерна

 

Задание 5. Из предложений 21-26 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.

Задание 6. Из предложения 38 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения ».

 

Задание 7. Из предложений 7-12 выпишите слово с НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ в корне.

 

Задание 8. Из предложений 21 – 22 выпишите страдательное причастие прошедшего времени с суффиксом -Н-(-НН).

 

Задание 9. Среди предложений 27-32 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ БЕЗЛИЧНОЕ. Напишите его номер.

 

Задание 10. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Напишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при одиночном ДЕЕПРИЧАСТИИ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: