Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия




Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, акционеров, партнеров, престижностью работы на данном предприятии[7].

Обеспечение конкурентоспособности — это важная проблема, ре­шение которой связано с совершенствованием разработки, изготовления, продажи и технического обслуживания продукции, т.е. с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла продукции[4].

Как правило, усилия направляются на достижение следующих целей:

1. повышение качества;

2. снижение издержек производства;

3. повышение экономичности и оперативности послепродажного оборудования;

4. стимулирование маркетинговых усилий.

Составляющие элементы конкурентоспособности являются много­факторными характеристиками, которые рассматриваются как самостоя­тельные объекты управления.

Особую роль в повышении конкурентоспособности играет страте­гический подход в управлении конкурентоспособностью предприятия[6]. Выделяют следующие основные стратегии:

1. виолентная (силовая);

2. патиентная (нишевая);

3. коммутантная (соединяющая);

4. эксплерентная (пионерская).

Для достижения конкурентоспособности предприятия необходимо:

1. обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается свойство товара, на основе которого данный товар превосходит в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя[5];

2. поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следо­вательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. Этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно об­ладать определенным набором внутренних конкурентных преимуществ, количественную оценку факторов можно представить в следующем виде:

1. конкурентоспособность изделия,

2. финансовое состояние предприятия,

3. эффективность маркетинговой деятельности,

4. рентабельность продаж,

5. имидж (марочный капитал) предприятия,

6. эффективность менеджмента.

Идентификация ключевых факторов успеха – один из главных приоритетов разработки стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия. В эти факторы входят:

1. Факторы, связанные с технологией: компетентность в научных исследованиях (особенно в наукоемких отраслях); способность к инновациям в производственных процессах; способность к инновациям в продукции; роль экспертов в данной технологии.

2. Факторы, связанные с производством: эффективность низкозатратного производства (экономия на масштабе производства, эффект накопления опыта); качество производства; высокая фондоотдача; размещение производства, гарантирующее низкие издержки; обеспечение адекватной квалифицированной рабочей силой; высокая производительность труда (особенно в трудоемких производствах); дешевое проектирование и техническое обеспечение; гибкость производства при изменении моделей и размеров.

3. Факторы, связанные с распределением: мощная сеть дистрибьюторов /дилеров; возможность доходов в розничной торговле; собственная торговая сеть компании; быстрая доставка.

4. Факторы, связанные с маркетингом: хорошо испытанный, проверенный способ продаж; удобный, доступный сервис и техобслуживание; точное удовлетворение покупательских запросов; широта диапазона товаров; коммерческое искусство; притягательные дизайн и упаковка; гарантии покупателям.

5. Факторы, связанные с квалификацией: выдающиеся таланты; «ноу-хау» в контроле качества; эксперты в области проектирования; эксперты в области технологии; способность к точной и ясной рекламе; способность получить в результате разработки новые продукты в фазе НИОКР и быстро вывести их на рынок.

6. Факторы, связанные с возможностями организации: первоклассные информационные системы; способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия; компетентность в управлении и наличие управляющих «ноу-хау».

7. Другие типы: благоприятный имидж и репутация; осознание себя, как лидера; удобное расположение; приятное, вежливое обслуживание; доступ к финансовому капиталу; патентная защита.

Учет всех вышеперечисленных факторов дает возможность разработки эффективной стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия, основанной на усилении влияния положительных факторов и снижения влияния негативных факторов на деятельность любой организации.

Поскольку оценка перспективности продуктов и рынков и конкурентных позиций компании осуществляется в ходе аналитической фазы, с учетом этого и определяется наиболее приемлемая стратегия управления повышением конкурентоспособности предприятия. Разработан ряд концептуальных шаблонов (матриц), которые, при условии их правильного применения, помогают компаниям формулировать рыночные стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия:

1. Проникновение на рынок. Если существующие рынки не полностью насыщены продукцией фирмы и она полагает, что может добиться увеличения доли про­даж своей продукции на традиционных для нее рынках, то ею может быть избрана стратегия «захват рынка», иногда даже путем вы­теснения с него некоторых (обычно наиболее слабых) конкурентов [1].

2. Развитие рынка. Когда вся отрасль развивается достаточно быстро, выявляются новые рынки с недорогими и надежными каналами сбыта, есть ре­сурсы и возможности расширить свои коммерческие операции, име­ется запас производственных мощностей, то возможна реализация стратегии «развитие рынка». Она предполагает выведение традици­онной продукции на новые рынки [6].

3. Развитие продукта. Когда основные конкуренты фирмы предлагают продукцию луч­шего качества по сопоставимой цене, а отрасль характеризуется вы­сокими темпами развития и быстрыми технологическими изменени­ями, необходимой становится реализация стратегии «развитие про­дукта». Эта стратегия предполагает увеличение объемов продаж через улучшение (модификацию) своей продукции.

4. Диверсификация. Это такая форма рыночной стратегии, когда компания занимает­ся одновременно как новыми продуктами, так и новыми рынками, существуют различные виды диверсификации: концентрическая диверсификация, горизонтальная диверсификация, собирательная диверсификация. Преимущества «стратегий диверсифицированного роста» заклю­чаются прежде всего в том, что коммерческий риск распределен по различным отраслям и видам деятельности, а это делает фирму ме­нее зависимой от непредсказуемости внешней среды [2].

5. Стратегии «отрицательного» роста: «стратегия сокращения», «стратегия отторжения», «стратегию ликвидации». В зависимости от ситуации в отрасли каждое предприятие выбирает ту или иную стратегию управления конкурентоспособностью.

Одним из условий повышения конкурентоспособности предприятия является разработка стратегии управления конкурентоспособностью предприятия. При этом управление повышением конкурентоспособности предприятия - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал высокомотивированных сотрудников как основу организации; стремится к всестороннему развитию отношений с потребителями с целью удовлетворения его потребностей за счет производства продукции и предоставления услуг, близких к идеалу; осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Таким образом, выработка стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия позволяет организации определить направление и способ ее движения к целям, а выполнение разработанной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее корректировка создает условия для того, чтобы организация могла реализовать свою стратегию развития на основе конкурентных преимуществ[3].

Список литературы:

1. Минцберг Г., Альтстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер с анг. С. К. Вознесенского. – СПб.: Питер, 2012 – 336 c.

2. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования. – М.: Финпресс, 2011 – 191 c.

3. Иванова И. В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 97-100. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/466/

4. Конкурентоспособность регионального производства. Теория и практика. Сборник трудов аспирантов и молодых ученых. / Под ред. проф. А. П. Латкина. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2013. – 127 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 330 с.

6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: «Питер», 2014– 416 с.

7. Коба Т.С., Подкопаева О.В., Еленева Е.В. Разработка предложений и мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1488/19764



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: