В Генеральную прокуратуру РФ




В Управление Роскомнадзора по Центральному округу

От __________________________________________-_____

 

ЖАЛОБА

При обращении в Межрайонную ИФНС Москвы № 46 (далее – ИФНС) для получения талона с номером очереди терминал предусматривает фотографирование посетителя и получение его согласия (путем нажатия на экран) на обработку персональных данных (в т.ч. биометрических, а именно фотографии).

Пример: https://vk.com/feed?z=video134506928_456240112%2F038676f9a12b75d427%2Fpl_post_209616485_13182

Как видно, чтобы продолжить операцию, нужно согласиться со сдачей биометрии, иного варианта не предусмотрено, рассказывать терминалу о нарушении прав бесполезно, а отказ от фотографирования означает отказ в оказании государственных услуг в налоговой инспекции.

В данном случае имеет место грубейшее нарушение федеральных законов РФ и Конституции РФ.

ИФНС ограничивается получением безальтернативного «электронного» согласия гражданина на фотографирование.

Однако в соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» «Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в ПИСЬМЕННОЙ форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи». Исключением (ч. 2 ст. 11) обычное обслуживание в налоговой или банке не является.

В «Разъяснениях по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 августа 2013 г. сказано:

«Исходя из определения, установленного ФЗ "О персональных данных" к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность и используются оператором для установления личности субъекта».

В Разъяснениях также указано: «Фотографическое изображение и иные сведения, используемые для обеспечения однократного и/или многократного прохода на охраняемую территорию и установления личности гражданина,… относятся к биометрическим персональным данным. В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ "О персональных данных" обработка биометрических персональных данных в подобных случаях может осуществляться только при наличии согласия в ПИСЬМЕННОЙ форме субъекта персональных данных ».

Обращаем внимание на то, что представляет собой «письменное согласие».

В первую очередь, это собственноручно подписанный документ с согласием. Также по по ч. 4 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» «Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью».

Важно также то, что согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

«1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;…

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;…

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;…» (ч. 4 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»).

Таким образом, обычное нажатие на клавишу (клик) на экране терминала не подпадает под приведенные требования федерального закона.

Кроме того, важно учитывать, что если происходит принуждение граждан к подписанию отдельного документа - согласия на обработку персональных данных при получении любых услуг (и государственных, и коммерческих), то это незаконно. ФЗ РФ прямо устанавливает случаи, когда отдельное согласие не требуется. В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ «О персональных данных» оказание государственных (муниципальных) услуг не требует получения отдельного согласия на обработку персональных данных и позволяет уполномоченному органу (организации) использовать персональные данные граждан исключительно в той мере, в которой это необходимо собственно для оказания услуг без отдельного согласия на обработку данных. К таким «необходимым» данным фотографии клиентов явно не относятся.

Недопустимо также принуждение граждан к введению их персональных данных в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), - не исключено, что именно эти цели преследует фотографирование граждан через терминал.

В деле об оспаривании Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», «благодаря» которому появился электронный регистр физических лиц, сказано: «Постановление применяется лишь к гражданам, обратившимся за получением государственных или муниципальных услуг в электронном виде, и ТОЛЬКО С ИХ СОГЛАСИЯ » (см. Решение Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № АКПИ12-645).

В соответствии с ч.2 ст. 5 ФЗ «О персональных данных «Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей».

Какие «конкретные, законные» цели преследует ИФНС, требуя снятия биометрических данных с посетителей? Очевидно, никаким законом такие требования ИФНС не установлены, а представляют собой лишь желание ИФНС.

По ч. 4 ст. 5 ФЗ «О персональных данных» «Обработке подлежат ТОЛЬКО персональные данные, которые отвечают целям их обработки». У ИФНС нет законных (установленных законом), конкретных целей для получения биометрии граждан – значит, нет и оснований для обработки фотографий граждан.

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку СВОБОДНО, СВОЕЙ ВОЛЕЙ И В СВОЕМ ИНТЕРЕСЕ. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и СОЗНАТЕЛЬНЫМ ».

Если граждане не желают соглашаться с обработкой своей биометрии, то нет «свободного сознательного согласия», а есть принуждение под угрозой отказа в оказании государственных услуг. Принуждение не равно согласию!

Если признать правомерность действий ИФНС, используя свое положение «сильной стороны», может дойти до принуждения граждан к сдаче многих других «биометрических данных», вплоть до анализов крови или продуктов жизнедеятельности – для допуска к получению госуслуг. Где границы неопределенных «целей», преследуемых ИФНС?

Для установления личности вполне достаточно документа, удостоверяющего личность, которым по законодательству является паспорт (Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации») – никаких иных персональных данных требовать ни госорганы, ни коммерческие структуры не имеют право, если на то нет прямого указания федерального закона или согласия гражданина.

Напоминаем, что Администрация Президента РФ в связи с обращением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Президенту РФ В.В. Путину сообщила: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы… » (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л. Брычевой; https://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).

Решение о пределах обработки своих персональных данных граждане принимают в зависимости от своих убеждений. В ст. 24 Конституции РФ закреплено право каждого «иметь убеждения и действовать в соответствии с ними». Соответственно, в случае отказа граждан от сдачи своих биометрических данных и государственные органы, и коммерческие структуры ОБЯЗАНЫоказывать гражданам услуги (заключать договоры) и без получения таких данных. Иные действия незаконны и могут быть обжалованы.

 

Согласно ст. 13.11. Кодекса об административных правонарушениях «нарушение законодательства РФ в области персональных данных» влечет административную ответственность.

Просим принять меры к восстановлению законности, к пресечению противоправного принуждения граждан к обработке биометрических персональных данных и к привлечению виновных к ответственности.

С уважением, _______________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: