МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Бюджетное учреждение
Высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Отдел дополнительного образования
Тема аттестационной работы
Организация игровой деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Проект «Развитие режиссерской игры».
Исполнитель: Фамилия, имя, отчество
слушатель группы
Арсёнова Зинаида Павловна__________________
(подпись)
Руководитель программы: Фамилия, инициалы,
ученая степень, звание / должность
Зырянова С.М., к.п.н./ доцент
__________________________________________
(подпись)
Начальник отдела дополнительного образования: С.А. Терехова
____________________________________________
(подпись)
Дата допуска к защите «____» _________ 20___г.
Оценка __________________________________
Протокол № ___ от «____» ____________ 20___г.
Председатель АК Фамилия, инициалы,
ученая степень, звание ________________________
(подпись)
Нижневартовск, 2017 г.
Актуальность. Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. В ней находят реализацию основные потребности ребёнка: стремление к самореализации, познанию, активному участию в жизни взрослых и др. Освоение ребёнком позиции субъекта в творческой игровой деятельности заключается в самостоятельности и творчестве в построении сюжета, поиске способов реализации игровых замыслов, создании выразительных игровых образов, общении по поводу построения и развёртывания сюжета. В современных концепциях игровой деятельности (Л.А. Венгер, Е.М. Гаспарова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко) доказано, что на 6-7 году жизни у детей начинается интенсивное развитие режиссёрской игры, которая превращается в развёрнутую форму коллективной деятельности. Это разновидность сюжетных игр, специфика которой заключается в том, что организует деятельность как бы извне, как режиссёр, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Особая внутренняя позиция ребёнка в режиссёрской игре позволяет ему управлять предметной ситуацией, видеть ситуацию в целом и в тоже время быть отдалённым от неё. Это значит, что развитие режиссёрской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребёнка, способствуя переходу на новый уровень воображения (Е.Е.Кравцова). В отличие от сюжетно-ролевой игры, режиссёрские игры опираются на более широкий социальный опыт – впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. В усложнённых сюжетах участвуют множество взаимосвязанных реальных и фантастических персонажей.
Проблема. В настоящее время существует много проблем, связанных с организацией творческой игровой деятельности дошкольников:
- Руководство играми в детском саду несёт в себе излишнего дидактизма. Зачастую игра проводится по типу организованной деятельности, где воспитатель руководит, регламентирует, предписывает правила.
- Недостаточен уровень владения педагогами современными технологиями становления творческой игры.
- Содержание творческих игр устарело, тогда, как массовая культура активно воздействует на детей, изменяет тематику игровых интересов воспитанников. Современные дошкольники проявляют интерес к компьютерным играм, рекламе, телесериалам, событиям общественной жизни. Это требует от воспитателя внимательного изучения актуальных детских игровых интересов, готовности направить их в нужное русло.
- Условия предметно-пространственной развивающей среды не всегда способствуют развитию активной, самостоятельной деятельности дошкольников.
- Результаты проведённой диагностики развития творческой игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста показывают, что субъективная позиция детей в игре характеризуется слабой выраженностью, неустойчивостью, о чём свидетельствует низкая эффективность игрового общения. Не все дети могут согласовывать игровые замыслы со сверстниками, испытывают трудности в построении сюжета и обозначении своей игровой позиции.
Таким образом, существует противоречие между признанием самоценности сюжетной режиссерской игры, пониманием её развивающего потенциала и реальным уровнем развития активной, разнообразной, самостоятельной творческой игры дошкольников. Имеющиеся проблемы определяют актуальность внедрения современных технологий развития творческой игровой деятельности. Особый интерес представляет поэтапная педагогическая технология, направленная на освоение детьми 6-7 лет позиции субъекта сюжетной режиссёрской игры.
Цель: Способствовать освоению старшими дошкольниками позиции субъекта творческой игровой деятельности через реализацию поэтапной педагогической технологии развития режиссёрской игры.
Задачи:
- Обогащать игровой опыт детей новым содержанием на основе художественного восприятия сказки.
- Способствовать актуализации игрового опыта в выдвижении игрового замысла, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, эмоциональных состояний персонажей.
- Выстраивать партнёрские взаимоотношения с семьёй в процессе изменения игровой среды (изготовление элементов макетов).
Вид проекта: Социально – личностный, творческий, краткосрочный.
Участники: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Сроки реализации: 2недели
Этапы реализации:
1этап:
Цель: Актуализация игрового опыта в совместной сюжетной игре.
Задачи: Развивать у детей умения определять тему будущей игры и планировать игровые действия. Развивать умение совместно придумывать сюжет по ходу игры. Развивать умения соединять игровые действия в общую последовательную цепочку.
2 этап:
Цель: Накопление содержания игровой деятельности для освоения умения сюжетосложения и создания новых образов игровых персонажей.
3 этап:
Цель: Создание условий для дальнейшего развития игр на основе самостоятельно придуманных сюжетов, оптимизация игрового общения детей.
Результат: Новый сюжет сказки.
Технологическая карта
Тема: Проект «Развитие режиссёрской игры».
Образовательная область | Виды деятельности | Содержание деятельности | Формы организации |
Социально-коммуникативное развитие | Игровая | Игр. упр. «Вместе обсудим сюжет игры» Решение проблемных ситуаций: «Дети гуляют в лесу», «Мама делает мальчикам замечание, «Папа гуляет с детьми в зоопарке», совместное обсуждение и обыгрывание в игре. Игра «Весёлое путешествие». Игр. упр. «Придуманная игра». Самостоятельные игры с мелкими игрушками из киндеров. Совместная игра воспитателя с детьми, оказание педагогической поддержки через игровое взаимодействие. Режиссерские игры по эпизодам сказки, придумывание сюжетов – аналогий и их разыгрывание. Решение проблемной ситуации «Придумывание новой страны, где можно найти Синюю птицу, которая поможет больной дочке Феи Берилюны». | Совместная |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская Коммуникативная | Выставка «Моя любимая игрушка». Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка». Игр. упр. «Реклама игрушки». Вечер «Встреча с интересными людьми». (рассказ родителя «Как я играл в друзьями в детстве»). Создание модели «Игровые правила». Выдвижение «игровых гипотез» в процессе бесед и рассматривания иллюстраций. Создание «банка идей» для придумывания новой страны в ходе «мозгового штурма». | Совместная |
Речевое развитие | Коммуникативная Восприятие художественной литературы | Беседа «Наши игрушки». Игр.упр. «Письмо друзьям». Чтение сказки М. Метерлинка «Синяя птица». Игр.упр. «Словесный портрет». Игра «Придумки». Игра «Перевирание сказки» | Совместная |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная Музыкальная Конструктивная | Лепка «Персонаж сказки «Синяя птица». Конструирование «Дом детей». Изготовление «оживших» в сказке предметов (хлеб, вода, огонь, колодцы с «живой» и «мёртвой» водой, птицы) из подручного и бросового материала. Использование шумовых музыкальных инструментов (образы моря, птиц) Изготовление макетов «Остров на море», «Рыцарская крепость», «Сказочное королевство». | Совместная |
Физическое развитие | Двигательная | Игры – этюды по фрагментам сказки: «Покажи лицо у девочки и мальчика при появлении феи Берилюны», «Как выглядела кошка Тилетта, когда герои попали в царство Ночи». «Покажи лица детей, когда исчезли все синие птицы». | Совместная |