Тема урока: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скоростхимической реакции




Цели:

Образовательная: дать понятие "скорость химической реакции", способствовать формированию знаний обучающихся о факторах, влияющих на скорость химических реакции;

Развивающая: продолжить формирование у учащихся интеллектуальные умения и исследовательские навыки: проведение экспериментов, наблюдение, обобщения, сравнение, умение делать выводы, анализировать;

Воспитательная: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, культуры общения в процессе коллективного взаимодействия; умение слышать партнера, уважать чужое мнение;

Деятельностная: формирование у обучающихся умение объяснять влияние каждого из факторов на скорость химической реакции, расширить понятия «катализ», «ингибитор»; применять эти умения в различных ситуациях в том числе и бытовых.

Содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - "скорость гомогенной реакции","скорость гетерогенной реакции", "энергия активации", продолжить знакомство обучающихся с основными химическими законами.

Задачи:

1. Изучить понятие "скорость химической реакции", определить основные факторы, влияющие на скорость химических реакций. (предметный результат); 2. Продолжить развивать умения: уточнить понятие "скорость химической реакции", её отличие от физической величины, соединять знания о химических реакциях с термодинамикой (физика), формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат); 3. Продолжить формирование чувства ответственности за результаты своего труда, являющиеся компонентом коллективного вида деятельности (личностный результат).

Методы и методические приемы: проблемный, практико-ориентированный, эвристический, наглядный

Тип урока: усвоения нового материала

Вид урока: комбинированный

Оснащение урока: ноутбук, телевизор,, видеоролики.

Литература для учителя:

1. Химия 11 класс, авт. Рудзитис), - М.: Издательский центр "Ппосвещение 2015г.

2. Ерохин Ю.М. Химия (для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования), - М.: Издательский центр "Академия", 2013г.


1.Изучение новой темы

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Химические реакции» и познакомимся с понятием «скорость реакции». В курсе физики и математики вы сталкивались с термином «скорость», что он означал, в каких единицах измерения рассчитывался?

(векторная физическая величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта; измеряется в м/ с, км/ ч, км/ мин)

В химии тоже есть такое понятие, но оно характеризует химические процессы.

Ежесекундно во всем мире протекает бесчисленное множество химических реакций. Вы дышите - и в легких, крови совершаются миллионы химических реакций. В стакан крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет: произошла химическая реакция. Первобытный человек, который научился разжигать костер, был и первым химиком. Он провел химическую реакцию - реакцию горения. Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества газов. Это пример моментально протекающего химического процесса, например, взрыв водорода и кислорода. Посмотрим фрагмент фильма о горении водорода в кислороде. Эта реакция мгновенная. Есть и реакции медленные. Например, реакция скисания молока в разных условиях в холодильнике и в теплом помещении. То есть одинаковые реакции в разных условиях идут по-разному. В стеклянном сосуде смешаем два газа - Н2 и О2. Сосуд может стоять сколько угодно: день, месяц, год. Похоже, что Н2 не соединяется с О2. Да нет, соединяется, и мы это только что видели на экране, но в нашем случае процесс идет очень медленно. Почему?

Усвоив материал урока, вы сможете ответить на данный вопрос, выявите, какие факторы влияют на процессы взаимодействия.

 

Так что же такое скорость химической реакции?

- величина, характеризующая интенсивность реакции, выраженная количественно.

Скоростью химической реакции называется изменение концентраций, вступивших в реакцию соединений (ΔС) в единицу времени (Δt) при неизменном объеме системы.

Скорость гомогенной реакции определяется изменением концентраций, вступивших в реакцию соединений или продуктов реакции (ΔС) в единицу времени (Δt).

Математическая формула скорости химической реакции выглядит следующим образом: ᴠ = ± ΔC/Δt. Знак «–» в формуле имеет отношение к изменению значений концентраций исходных реагирующих веществ, а знак «+» – к изменяющимся значениям концентраций продуктов той же самой реакции

Измеряют скорость гомогенной реакции в моль/л∙с.

Скорость гетерогенной реакции определяется числом молей веществ, вступивших в реакцию соединений или продуктов реакции (Δn) в единицу времени (Δt) на единицу поверхности(S). СЛАЙД 7

Математическая формула скорости химической реакции выглядит следующим образом: V= ∆n/∆t∙S (моль/с∙м2)

Измеряют скорость гетерогенной реакции в моль/м2∙с, так как взаимодействие идет на поверхности, разделяющей фазы (то есть реакция гетерогенная).

Можете ли вы на основании формул предположить, что возможно влияет на скорость реакции? (Создаем проблемную ситуацию: учащиеся выдвигают различные гипотезы, предлагают факторы влияющие на скорость химических реакций. Ответы обучающихся: температура, концентрация, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, природа реагирующих веществ, катализатор)

Химия - ничто без эксперимента. Давайте проверим все ваши гипотезы и найдем правильный ответ. но прежде необходимо повторить правила техники безопасности при проведении практических работ в кабинете химии. (ответы лаборантов: общие, при работе со спиртовкой, при работе с кислотами, по утилизации отходов химических реакций)

Теперь попробуем экспериментально выяснить факторы, влияющие на скорость реакции.

(Во время выполнения работы - контролирующая и координирующая функции.)

На столах лежат карты урока с заданиями и необходимый набор реактивов. Часть экспериментов мы просмотрим на экране.

1 Природа реагирующих веществ подойдите

Задание: В пробирки с порошком цинка прилейте соляную и уксусные кислоты одинаковой концентрации. Наблюдения и выводы запишите в таблицу

Что вы наблюдаете? Найдите соляную и уксусные кислоты в таблице растворимости, сравните их по активности. Сделайте выводы.

2. Концентрация реагирующих веществ

Задание: В пробирки с порошком цинка прилейте соляную кислоту различной концентрации. Наблюдения и выводы запишите в таблицу

Что вы наблюдаете? Почему? Сравните активность кислот в зависимости от концентрации. Сделайте выводы

3. Агрегатное состояние вещества и площадь соприкосновения, Задание: Задание: В пробирки с порошком и кнопкой цинка прилейте соляную кислоту одинаковой концентрации. Наблюдения и выводы запишите в таблицу

Что вы наблюдаете? Почему? Сравните активность процессов в разных пробирках. Где процесс закончился раньше? Объясните.

Температура

Задание: В две пробирки с кусочками Zn прилейте разбавленную серную кислоту одинаковой концентрации. Одну пробирку осторожно подогрейте. Наблюдения и выводы запишите в таблицу

Что наблюдаете? Объясните. СЛАЙД 8

5. Скорость реакции зависит от специальных веществ, ее меняющих (катализаторов и ингибиторов). Внимание на экран. СЛАЙД 9

В пробирку с перекисью водорода Н2О2 добавили МпО2. Что наблюдали? Изменился ли оксид марганца после проведения реакции? Какова его роль?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: