Цели:
Образовательная: дать понятие "скорость химической реакции", способствовать формированию знаний обучающихся о факторах, влияющих на скорость химических реакции;
Развивающая: продолжить формирование у учащихся интеллектуальные умения и исследовательские навыки: проведение экспериментов, наблюдение, обобщения, сравнение, умение делать выводы, анализировать;
Воспитательная: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, культуры общения в процессе коллективного взаимодействия; умение слышать партнера, уважать чужое мнение;
Деятельностная: формирование у обучающихся умение объяснять влияние каждого из факторов на скорость химической реакции, расширить понятия «катализ», «ингибитор»; применять эти умения в различных ситуациях в том числе и бытовых.
Содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - "скорость гомогенной реакции","скорость гетерогенной реакции", "энергия активации", продолжить знакомство обучающихся с основными химическими законами.
Задачи:
1. Изучить понятие "скорость химической реакции", определить основные факторы, влияющие на скорость химических реакций. (предметный результат); 2. Продолжить развивать умения: уточнить понятие "скорость химической реакции", её отличие от физической величины, соединять знания о химических реакциях с термодинамикой (физика), формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат); 3. Продолжить формирование чувства ответственности за результаты своего труда, являющиеся компонентом коллективного вида деятельности (личностный результат).
Методы и методические приемы: проблемный, практико-ориентированный, эвристический, наглядный
Тип урока: усвоения нового материала
Вид урока: комбинированный
Оснащение урока: ноутбук, телевизор,, видеоролики.
Литература для учителя:
1. Химия 11 класс, авт. Рудзитис), - М.: Издательский центр "Ппосвещение 2015г.
2. Ерохин Ю.М. Химия (для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования), - М.: Издательский центр "Академия", 2013г.
1.Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Химические реакции» и познакомимся с понятием «скорость реакции». В курсе физики и математики вы сталкивались с термином «скорость», что он означал, в каких единицах измерения рассчитывался?
(векторная физическая величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта; измеряется в м/ с, км/ ч, км/ мин)
В химии тоже есть такое понятие, но оно характеризует химические процессы.
Ежесекундно во всем мире протекает бесчисленное множество химических реакций. Вы дышите - и в легких, крови совершаются миллионы химических реакций. В стакан крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет: произошла химическая реакция. Первобытный человек, который научился разжигать костер, был и первым химиком. Он провел химическую реакцию - реакцию горения. Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества газов. Это пример моментально протекающего химического процесса, например, взрыв водорода и кислорода. Посмотрим фрагмент фильма о горении водорода в кислороде. Эта реакция мгновенная. Есть и реакции медленные. Например, реакция скисания молока в разных условиях в холодильнике и в теплом помещении. То есть одинаковые реакции в разных условиях идут по-разному. В стеклянном сосуде смешаем два газа - Н2 и О2. Сосуд может стоять сколько угодно: день, месяц, год. Похоже, что Н2 не соединяется с О2. Да нет, соединяется, и мы это только что видели на экране, но в нашем случае процесс идет очень медленно. Почему?
Усвоив материал урока, вы сможете ответить на данный вопрос, выявите, какие факторы влияют на процессы взаимодействия.
Так что же такое скорость химической реакции?
- величина, характеризующая интенсивность реакции, выраженная количественно.
Скоростью химической реакции называется изменение концентраций, вступивших в реакцию соединений (ΔС) в единицу времени (Δt) при неизменном объеме системы.
Скорость гомогенной реакции определяется изменением концентраций, вступивших в реакцию соединений или продуктов реакции (ΔС) в единицу времени (Δt).
Математическая формула скорости химической реакции выглядит следующим образом: ᴠ = ± ΔC/Δt. Знак «–» в формуле имеет отношение к изменению значений концентраций исходных реагирующих веществ, а знак «+» – к изменяющимся значениям концентраций продуктов той же самой реакции
Измеряют скорость гомогенной реакции в моль/л∙с.
Скорость гетерогенной реакции определяется числом молей веществ, вступивших в реакцию соединений или продуктов реакции (Δn) в единицу времени (Δt) на единицу поверхности(S). СЛАЙД 7
Математическая формула скорости химической реакции выглядит следующим образом: V= ∆n/∆t∙S (моль/с∙м2)
Измеряют скорость гетерогенной реакции в моль/м2∙с, так как взаимодействие идет на поверхности, разделяющей фазы (то есть реакция гетерогенная).
Можете ли вы на основании формул предположить, что возможно влияет на скорость реакции? (Создаем проблемную ситуацию: учащиеся выдвигают различные гипотезы, предлагают факторы влияющие на скорость химических реакций. Ответы обучающихся: температура, концентрация, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, природа реагирующих веществ, катализатор)
Химия - ничто без эксперимента. Давайте проверим все ваши гипотезы и найдем правильный ответ. но прежде необходимо повторить правила техники безопасности при проведении практических работ в кабинете химии. (ответы лаборантов: общие, при работе со спиртовкой, при работе с кислотами, по утилизации отходов химических реакций)
Теперь попробуем экспериментально выяснить факторы, влияющие на скорость реакции.
(Во время выполнения работы - контролирующая и координирующая функции.)
На столах лежат карты урока с заданиями и необходимый набор реактивов. Часть экспериментов мы просмотрим на экране.
1 Природа реагирующих веществ подойдите
Задание: В пробирки с порошком цинка прилейте соляную и уксусные кислоты одинаковой концентрации. Наблюдения и выводы запишите в таблицу
Что вы наблюдаете? Найдите соляную и уксусные кислоты в таблице растворимости, сравните их по активности. Сделайте выводы.
2. Концентрация реагирующих веществ
Задание: В пробирки с порошком цинка прилейте соляную кислоту различной концентрации. Наблюдения и выводы запишите в таблицу
Что вы наблюдаете? Почему? Сравните активность кислот в зависимости от концентрации. Сделайте выводы
3. Агрегатное состояние вещества и площадь соприкосновения, Задание: Задание: В пробирки с порошком и кнопкой цинка прилейте соляную кислоту одинаковой концентрации. Наблюдения и выводы запишите в таблицу
Что вы наблюдаете? Почему? Сравните активность процессов в разных пробирках. Где процесс закончился раньше? Объясните.
Температура
Задание: В две пробирки с кусочками Zn прилейте разбавленную серную кислоту одинаковой концентрации. Одну пробирку осторожно подогрейте. Наблюдения и выводы запишите в таблицу
Что наблюдаете? Объясните. СЛАЙД 8
5. Скорость реакции зависит от специальных веществ, ее меняющих (катализаторов и ингибиторов). Внимание на экран. СЛАЙД 9
В пробирку с перекисью водорода Н2О2 добавили МпО2. Что наблюдали? Изменился ли оксид марганца после проведения реакции? Какова его роль?