Бет-Эль: утверждение верности на земле




 

-1-

Бейт-Эль (‏בֵּיתאֵל‏‎‎‎) — буквально «дом Бога», (Вефиль)

Название города привлекает и настораживает: душа человека направлена к Богу как стрела в цель, а потому и мишень для неё — дом Бога; а настораживает географическая доступность города: только-то и следует сделать, что билет купить, а водитель довезёт. Однако, путь достижения дома нашего Небесного Отца проходит в сферах духовного взаимодействия с Тем, кто руководит идущими этим путём — Мессией Израиля. Свидетельства успешных в этом пути приведены в Писаниях.

Первое упоминание города Бет-Эль приводится в 12 главе книги Брейшит (Бытие):

 

«5. И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все их имущество, которое поимели, и души, что обрели в Харане. И вышли они, чтобы идти на землю Кeнаана. 6. И прошел Аврам по земле до места Шхема, до Элон-Море, а кeнаани (был) тогда на земле. 7. И явил Себя Господь Авраму и сказал: Твоему потомству дам эту землю. И построил он там жертвенник Господу, Который явил Себя ему. 8. И переместил (свой шатер) оттуда к горе, к востоку от Бет-Эля, и раскинул шатер свой, – Бет-Эль на западе, а Ай на востоке. И построил там жертвенникГосподу и возгласил Имя Господа. « [Перевод: Сончино]

 

Отрывок посвящён жизнеописанию Авраама, началу его следования за Господом, а название города духовно связывается с жертвенником: Авраам строит жертвенник Господу, Который открылся ему и вслед этому перемещает свой шатёр ближе к «Дому Бога». Духовный урок Торы несомненен: только через жертвенник человек может приблизиться к Богу. И Авраам усвоил этот урок: сначала он строит жертвенник на месте, где ему открылся Бог, а затем перемещается ближе к Бет-Элю и там устраивает новый жертвенник, чтобы возгласить имя Господа. Очевидно, что путь от Шхема до Бет-Эля был необходим, чтобы Авраам познал имя Бога.

Что же увидел Авраам с горы, к которой он продвинул свой шатёр? С одной стороны от него «Дом Бога», а с противоположной находится Ай — «груда развалин»… Было отчего возгласить имя Господа, ведь только Он может из груды развалин созиждеть Себе дом.

Проследим за тем, как это осуществлялось.

 

-2-

 

Следующее упоминание города приводится в Торе в главе 28 той же книги:

«10. И вышел Йааков из Беер-Шевы, и пошел он в Харан. 11. И достиг (того) места, и ночевал он там, ибо зашло солнце. И взял он из камней (того) места и положил себе изголовьем, и лег на том месте. 12. И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Божьи восходят и нисходят по ней. 13. И вот Господь стоит над ним, и сказал Он: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака! Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству. 14. И будет потомство твое как прах земной, и распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг, и благословляться будут тобою все семейства земли, и потомством твоим. 15. И вот Я с тобой, и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю; ибо Я не оставлю тебя, пока не содею того, что Я говорил о тебе. 16. И пробудился Йааков от сна своего, и сказал он: Воистину, есть Господь на месте этом, а я не знал! 17. И устрашился он и сказал: Как страшно место это! Не что иное это, как Дом Божий! И это врата небес! 18. И поднялся Йааков рано утром, и взял он камень, который положил себе изголовьем, и положил его постаментом, и возлил елей на его главу. 19. И нарек имя месту тому Бет-Эль; однако Луз – имя города изначально. 20. И дал Йааков обет, говоря: Если будет Бог со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться, 21. И я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Господь мне Богом, 22. (То) камень этот, который я положил постаментом, будет Домом Божьим, и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе.» [Сончино]

 

Первое, на что следует обратить внимание при сопоставлении приведённых отрывков 12 и 28 глав, это положение, которое занимают дед и внук по отношению к «Дому Бога»: Авраам приблизился к городу, а краеугольный камень в основание его строительства заложил Иаков, который назван в приведённом отрывке Писания сыном Авраама. Из этого следует понимать, что Авраам имел духовное видение «Дома Бога», ожидая его устроения его потомком. Это несомненно мессианское пророчество об устройстве дома Божьего Его Сыном, о чём и поведал Мессия Йешуа: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.» (Ин. 8-56)

По определению понятия «Дом Бога» город с таким названием строит Бог: это Он хозяин дома, а потому и устройство его должно соответствовать Его планам и намерениям. Однако Бог берёт строительный материал на земле, а потому Ему нужны сотрудники, способные прочитать намерения Его сердца о доме. Иаков оказался таковым: именно он даёт название месту, на котором ему открывается в сновидении Господь, и он постигает откровение Бога о строительстве Его дома.

 

-3-

 

Обратимся к названию города Луз: «луз» в переводе это «миндальное дерево».

Что означают слова Писания о том, что такое название городу изначально? Ответ находим в слове пророка Иеремии: «И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.» (Иер. 1-11,12) Изначальная верность Бога Своему слову является залогом устройства дома Божьего. Иакову открыто это и он утверждает это откровение духовного видения города утверждением его названия и установлением памятного камня, на главу которого он возливает елей, в ознаменование помазания Духом Божьим главы этого строительства.

Уход с данного места Иакова указывает, что главным устроителем дома Бога будет не он, однако обет, который он даёт Богу, зиждется на его твёрдой вере в надёжность откровений, полученных им на этом месте. И он связывает в узел своего обета свою будущность и планы Бога о Его доме, утверждая тем самым со своей стороны союз, который заключил Всемогущий ещё с его дедом Авраамом, Который распространил его на его отца Ицхака и подтвердил его в сновидении самому Иакову. Верность Бога в жизни Иакова становилась таким образом свидетельством неизменности планов Господа о строительстве Божьего дома.

 

-4-

 

Спустя десятилетия Бог возвращает Иакова на место, где Он открылся ему (глава 35):

 

«1. И сказал Бог Йаакову: Встань, взойди в Бет-Эль и поселись там, и поставь там жертвенник Богу, Который явил Себя тебе, когда ты бежал от Эсава, брата твоего. 2. И сказал Йааков своему дому и всем, кто с ним: Уберите богов чужбинных, которые среди вас, и себя очистите и перемените ваши одежды. 3. И поднимемся мы и взойдем в Бет-Эль, и я поставлю там жертвенник Богу, Который отвечал мне в день бедствия моего, и Он был со мною в пути, которым я шел. 4. И отдали Йаакову всех богов чужбинных, что у них в руках, и кольца, что у них в ушах; и закопал их Йааков под ильмом, который при Шхеме. 6. И пришел Йааков в Луз, что на земле Кенаана, он же Бет-Эль; он и весь народ, который с ним. 7. И построил он там жертвенник, и нарек он то место: Бог в Бет-Эле, ибо там Себя открыл ему Бог, когда он бежал от брата своего.» [Сончино]

За время пребывания Иакова у своего дяди Лавана верность Божья устраивает на том месте, где для ночлега Иакову нашёлся лишь подобающий камень в изголовье, город, в который Бог возвращает Иакова. Однако теперь уже Иаков не одинок: с ним движется путём Божьим его дом и те, кто с ними — жёны, дети, рабы и рабыни, скот и … чужеземные боги. А потому перемещение дома Иакова в дом Божий сопровождалось приношением в жертву чужеземных богов, красот и богатства, приобретённых в изгнании: Бог не нуждается ни в чём и в Его дом следует входить в чистоте и святости. Иакову жертва удалась: он сам и весь его дом приблизились к верности Бога, а потому и успешно было строительство жертвенника в Бет-Эле: Иаков утвердил пребывание Бога истинного в Бет-Эле и Сам Господь открылся ему на этом месте вновь:

«9. И явил Себя Бог Йаакову еще (раз) по приходе его из Падан-Арама, и благословил Он его. 13. И вознесся над ним Бог, на месте, где говорил с ним. 14. И поставил Йааков (жертвенный) постамент на месте, где Он говорил с ним, постамент каменный, и совершил он на нем возлияние и возлил на него елей. 15. И нарек Йааков имя месту, где говорил с ним Бог, Бет-Эль. 16. И отправились в путь из Бет-Эля.» [Сончино]

Бог удовлетворён: десятилетиями ранее Иаков принёс в Бет-Эле Богу доверие своего сердца и Господь совершил — устроил Себе дом, и свидетельством тому явилось вознесение Бога над Иаковом после завершения всего того, что Он совершил для Своего верного Сына.

-5-

Динамика изменения имени города — Бет-Эль, Бог в Бет-Эле, и снова Бет-Эль — указывает на духовный рост Иакова: первая встреча с Богом сопровождалась чувством страха в Иакове, однако он твёрдо верит в истинность полученного откровения: он утверждает имя будущего города — Бет-Эль. Спустя годы, возвращаясь в благословении на место первой встречи, Иаков утверждает присутствие Бога на том месте, которое Он определил, чтобы явить верность Свою Аврааму и сыну его Иакову и свидетельствовать о Своём единстве с теми, кто верен Его завету с Ним: Иаков утверждает новое имя городу — Бог в Бет-Эле. Установление Иаковом ещё одного памятного камня в Бет-Эле — это свидетельство жителям города и их потомкам о том, что был среди них Бог, а выход Иаков из города — свидетельство того, что Бог с того места вознёсся: верность Господа удовлетворена, поскольку Он совершил в Иакове то, что было определено Им при первой их встрече на этом месте: «… ибо Я не оставлю тебя, пока не содею того, что Я говорил о тебе.»

ИльяМошлим

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: