Дети с доминированием дефицита внимания
Это наиболее сложный подтип для диагностики СДВГ. Типичные проблемы с сосредоточением внимания заключаются не столько в том, что дети с СДВГ не могут быть сконцентрированными, сколько в их неспособности на протяжении продолжительного времени удерживать внимание на важном, особенно если оно малоинтересное и не стимулирующее. Однако они внимательно смотрят захватывающий мультфильм, играют в компьютерные игры и могут быть успешными игроками. Проблема появляется тогда, когда ребенку нужно продолжительное время концентрироваться на том, что неинтересно, например урок, представленный учителем, домашнее задание и т.п. В связи с этим появляются трудности с концентрацией, ошибки по невнимательности, отвлечение на посторонние факторы, невыполнение заданий.
Создается впечатление, что на уроках ребенок витает в облаках, с каждым учебным днем упуская пройденный материал. Одновременно у него занижается самооценка, повышается тревожность, нарушаются коммуникации. Внимание детей с СДВГ очень слабо контролируется «центральным командным пунктом» (лобной корой), и вместе с тем им руководят наиболее сенсорно привлекательные в плане новизны и стимуляции аспекты ситуации. Соответственно снижена способность активно руководить собственным вниманием, сосредоточить его на важнейших аспектах ситуации (особенно если они не интересны) и удерживаться от отвлечения на второстепенные стимулы (если они более интересны).
Учитывая другую нейропсихологическую характеристику детей с СДВГ: большой сенсорный голод, потребность в сильных впечатлениях и способность быстро «насыщаться», можно предсказать, насколько серьезными могут быть проблемы с внимательностью в ситуациях, «скучных» для ребенка (например, на уроке). Типичные особенности поведения таких детей: «отсутствие», «сон наяву», растерянность, замедленность реакций, двигательная заторможенность. Эти дети обычно не создают особых трудностей окружающим, а потому не испытывают проблем с активным отчуждением, хотя могут иметь проблемы с социальными навыками и быть социально изолированными. У них высокий индекс коморбидности (наличие дополнительной клинической картины) относительно специфических расстройств, школьных навыков, депрессии и тревожных расстройств. Хотя они и не обращают на себя внимания своей гиперактивностью, но у них есть все остальные симптомы: нарушения концентрации внимания, асоциальное поведение, они грубы и вспыльчивы, внешне производят впечатление неспособных, плохо успевающих, социально изолированных и часто депрессивных. Чаще встречается у девочек, но данный подтип реже относят к формам отклонений, нуждающихся в лечении (в некоторых случаях это ошибочно и лечение необходимо).
|
Рекомендации учителю
• Интересная, мультисенсорная, с частой сменой кадров презентация учебного материала на уроке;
• активное привлечение детей;
• четкая структура с частым изменением заданий и видов деятельности;
• в процессе выполнения учеником самостоятельного задания: неоднократно подходить к нему (контроль его деятельности); интересоваться, все ли ему понятно; напоминать о времени, которое он может еще использовать при выполнении задания; поощрять (учителю необходимо создать ситуацию поддержки, которая позволит ребенку учиться укладываться в установленное время урока, например «не волнуйся, ты успеешь»; позволить задержаться после урока, чтобы закончить задание);
|
• домашнее задание писать на доске, проговаривая его вслух, предварительно попросить детей подготовить дневники и ручки, дополнительно обратить внимание ребенка (например: «Маша, ты все записала?»).
Второстепенное (но существенное):
• стратегия уменьшения посторонних раздражителей (например, посадить ребенка за первую парту, не возле окна и др.). Как показали исследования (Goldsten, 1998), даже в условиях сенсорно «стерильного» кабинета, если стиль преподавания не будет интересным и стимулирующим, ребенок будет отвлекаться: если не на что отвлечься снаружи, внимание перенесется во внутренний мир, мир воображения...
Исключить (на время выполнения ребенком домашнего задания):
• присутствие дома взрослых знакомых, приятелей;
• просмотр родителями телепередач (если это слышно ребенку), занятия за компьютером;
• длительные разговоры по телефону (только по существу, коротко);
• постоянные окрики из других комнат. Категорически нельзя возлагать ответственность за выполнение домашнего задания и успехи в школе на ребенка.
Дети с доминированием гиперактивности
Это наиболее редкая форма СДВГ. Сидеть за партой шесть уроков подряд по 40 минут даже для здорового ребенка непосильная задача. Монотонность, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Начинает проявляться симптоматика СДВГ: ребенок ерзает на месте, болтает руками и ногами, смотрит по сторонам, играет попавшими под руку предметами. Одним словом, занимается своими делами, казалось бы не обращая внимания на замечания учителя. Такое поведение ребенка не возникает «специально», это следствие его утомления, что приводит к снижению функции контроля. Можно сколько угодно обращаться к ребенку, призывая к его сосредоточенности, внимательности, тишине, можно его наказывать, но это вряд ли будет эффективным.
|
Ребенок не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это. Однако при всей своей гиперактивности ребенок может повторить то, что сказал учитель, запомнить большую часть темы урока, выучить немаленькое стихотворение и прочесть его через несколько дней. Способностью услышать, запомнить и воспроизвести при повышенной активности и отвлекаемости эти дети и отличаются от детей других подтипов СДВГ. Отметим, что роль учителя является определяющей в своевременном выявлении СДВГ. Особенно это касается учителей начальной школы — именно они могут первыми заметить симптомы СДВГ у ребенка и обеспечить раннюю диагностику и своевременную помощь. От отношения учителя к ребенку зависят отношения, которые сложатся между ними, и, как следствие, мотивация ребенка к сотрудничеству, учебе, надлежащему поведению и пр. Сказанное отнюдь не уменьшает значимости определенных действий и усилий по построению позитивного взаимодействия с ребенком. Хорошие отношения не образуются сами собой, их надо строить и оберегать...
К рекомендациям учителю и родителям, которые описаны в предыдущем разделе, необходимо дополнить следующее (пути построения хороших взаимоотношений):
• ежедневное личное приветствие ребенка;
• использование разных возможностей для общения (например, во время перерыва подойти к ребенку и спросить: «Как настроение? Как прошли выходные?»);
• невербальные выражения хорошего отношения (например, слегка погладить, похлопать по плечу за успешное выполнение задания);
• внимательность к ребенку, доброжелательность, поддержка;
• внимание к успехам ребенка (в том числе и перед классом), его положительным качествам, способностям;
• избегание унизительной критики, некорректных форм высказывания замечания;
• эмоциональное, интересное проведение уроков с привлечением детей, их активным участием в уроке, поощрением сотрудничества.