Психология мотивации
Понятие мотив, мотивация, мотивировка
Иерархия мотивов
Учебная мотивация
Мотивы педагогической деятельности. Диагностика мотивации
Внешняя и внутренняя мотивация
Мотив – субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека – психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотивов могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др.
Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Мотивировка – вербальное объяснение, иногда оправдание тех или иных действий. Мотивировка может не совпадать с истинными мотивами, в случае сознательного или бессознательного искажения его. С помощью такой мотивировки человек старается сохранить свой статус, свое «Я», удовлетворить актуализированную потребность, выглядеть лучше среди окружающих и т.д.
Поведение человека может быть описано с разных сторон.
В процессуальном плане любой поведенческий акт имеет
- начало,
- течение и
- завершение.
Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направления.
Изучение мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт.
Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции - намерения к его выполнению.
В большинстве мотивационных теорий анализируются три основных параметра поведенческой активности: инициация, интенсивность и направление.
Мотивированное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и ситуационного.
Под личностным фактором понимаются мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности),
Под ситуационным - внешние, окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т.д.). Следует отметить, что когда разговор идет о внешних факторах, то анализируются прежде всего не объективные параметры среды, а субъективное отражение объективных условий и то значение, которое человек этим условиям придает.
Основные особенности мотивационной системы, которые важны для понимания механизмов регулирования социального поведения человека это:
Иерархия мотивов (многоуровневый характер)
Двухмодальность мотивов (положительно-отрицательное строение)
Единство актуального и потенционального моментов мотивации
Иерархия потребностей А. Маслоу
Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны ("Обычно люди неискренни", "Я обычно искренен"), т.е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины "самоактуализации". Такие "самоактуализирующие" личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.
А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней:
Ступень 1 – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.
Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.
Ступень 3 – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.
Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Учебная мотивация
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность.
Факторы учебной мотивации:
1) мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением
2) организация образовательного процесса (материально-техническая база, расписание, смена работы и отдыха и т.п.)
3) субъективные особенности обучающего (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с др. учащимися и т.д.)
4) субъективные особенности педагога и система его отношения к учащимся, к делу
5) специфика учебного предмета.
Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.
А.К.Маркова подчеркивает иерархичность учебной мотивации: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Интерес – это эмоциональное переживание познавательной потребности. Согласно Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным и учебно-познавательным.