Иерархия потребностей А. Маслоу




Психология мотивации

Понятие мотив, мотивация, мотивировка

Иерархия мотивов

Учебная мотивация

Мотивы педагогической деятельности. Диагностика мотивации

Внешняя и внутренняя мотивация

Мотив – субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека – психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотивов могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Мотивировка – вербальное объяснение, иногда оправдание тех или иных действий. Мотивировка может не совпадать с истинными мотивами, в случае сознательного или бессознательного искажения его. С помощью такой мотивировки человек старается сохранить свой статус, свое «Я», удовлетворить актуализированную потребность, выглядеть лучше среди окружающих и т.д.

Поведение человека может быть описано с разных сторон.

В процессуальном плане любой поведенческий акт имеет

- начало,

- течение и

- завершение.

Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направления.

Изучение мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт.

Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции - намерения к его выполнению.

В большинстве мотивационных теорий анализируются три основных параметра поведенческой активности: инициация, интенсивность и направление.

Мотивированное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и ситуационного.

Под личностным фактором понимаются мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности),

Под ситуационным - внешние, окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т.д.). Следует отметить, что когда разговор идет о внешних факторах, то анализируются прежде всего не объективные параметры среды, а субъективное отражение объективных условий и то значение, которое человек этим условиям придает.

Основные особенности мотивационной системы, которые важны для понимания механизмов регулирования социального поведения человека это:

Иерархия мотивов (многоуровневый характер)

Двухмодальность мотивов (положительно-отрицательное строение)

Единство актуального и потенционального моментов мотивации

Иерархия потребностей А. Маслоу

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны ("Обычно люди неискренни", "Я обычно искренен"), т.е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины "самоактуализации". Такие "самоактуализирующие" личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней:

Ступень 1 – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.

Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.

Ступень 3 – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Учебная мотивация

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность.

Факторы учебной мотивации:

1) мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением

2) организация образовательного процесса (материально-техническая база, расписание, смена работы и отдыха и т.п.)

3) субъективные особенности обучающего (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с др. учащимися и т.д.)

4) субъективные особенности педагога и система его отношения к учащимся, к делу

5) специфика учебного предмета.

Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

А.К.Маркова подчеркивает иерархичность учебной мотивации: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Интерес – это эмоциональное переживание познавательной потребности. Согласно Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным и учебно-познавательным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: