IV. Стилистика СПП. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений.




Урок русского языка в 11 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» (подготовка к заданию №19 ЕГЭ).

Тема: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (подготовка к заданию №19 ЕГЭ).

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными и подготовить учащихся к применению этих знаний в нестандартных ситуациях (при решении заданий в формате ЕГЭ).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя. Ребята, на предыдущих уроках мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.

Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей.

Итак, тема нашего урока: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными». Наша задача – обобщить и систематизировать основные понятия по данной теме, отработать умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными. О значимости этой темы, о её месте в итоговой аттестации вы хорошо знаете.

Лексическая разминка.

Укажите номера предложений с ошибками в употреблении паронимов.

1) ЖИЗНЕННАЯ мудрость передается из уст в уста, от бабушек внукам, с каждым прожитым веком становясь все более ценной.

2) Есть ВЕЧНЫЕ человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.

3) Каждый человек должен оставить ДОБРОТНУЮ память о себе.

4) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

5) Лидер должен быть обаятельной, яркой, ЦЕЛОЙ личностью.

Ответ: 1) житейская мудрость; 3) добрую память; 5) цельной личностью

Жизненный (близкий к жизни, к действительности; важный для жизни) – цель

Житейский (обыденный, свойственный повседневной жизни) – мудрость, дело

вечный (не перестающий существовать, сохраняющийся на многие века) – человеческие ценности, понятия, истина, мерзлота, льды, слава, хранение.

вековой (многолетний, давний, существующий века) – дуб, роща, слой пыли, опыт, традиции.

добрый (делающий добро другим, хороший, безукоризненный) – душа, глаза, лицо, малыш, улыбка, память, вести, отношение, дела

добротный (доброкачественный, прочный)мебель, дом, изделие.

практичный (деловитый, удобный, выгодный, экономный) – приятель, одежда, способ

практический (относящийся к области жизненного опыта)работа, значение, навыки, жизнь, занятия

целый (полный, значительный, неповреждённый) – день, стакан, ваза, история, книга, библиотека

целостный (обладающий внутренним единством) – впечатление, теория

цельный (состоящий из одного куска, сплошной; в перен. знач. то же, что целостный) – характер, личность

Фронтальная беседа.

1) Какие предложения называются сложноподчиненными?

2) Верно ли утверждение, что придаточные предложения всегда стоят после главных?

3) На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

4) Назовите виды придаточных предложений.

5) Как мы определяем вид придаточного предложения?

6) Как связываются простые предложения в составе СПП?

Определите вид придаточного.

1) Первая и самая большая роскошь, которую я себе дозволяю, это доверие людям.

2) Не жди, чтобы старость принесла с собой мудрость.

3) За ошибки, совершенные в молодости, человек расплачивается всю жизнь.

4) Не будьте равнодушными, ибо равнодушие губительно для человека.

5) Поступай в молодости так, чтобы твоя старость была спокойна.

III. Усвоение темы.

1) Теперь, ребята, приступим к работе по теме нашего урока. Я давала индивидуальное задание: подготовить сообщение. Послушаем выступление ученицы по теме «Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными».

 

 

Выполнение задания.

Укажите главное предложение и придаточные. К какой группе сложноподчинённых предложений относится каждое предложение? Укажите вид подчинения придаточных. Составьте схему.

1) Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны.

2) Казалось, что всё вокруг существовало, чтобы внушить человеку ощущение красоты и сказать ему, как он должен быть счастлив своей судьбой.

3) Монетки осени так промёрзли или подсохли, что слышно, как в трепете друг о друга стучат.

4) Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, что даже не верится, что так умеешь любить.

Готовимся к ЕГЭ.

Среди предложений 14 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого сложного предложения.

(14)Внутренняя жизнь ученого, когда он, затаив дыхание, замирает над своим микроскопом, насыщена до предела. (15)В полной мере человеком ученый становится именно тогда, когда он наблюдает, когда он осмысливает свои наблюдения. (16)Тут он идет вперед, тут он спешит. (17)Тут он шествует гигантскими шагами, хотя тот, кто наблюдает, всегда неподвижен. (18)Тут ему открывается та глубина, которую я и называю беспредельностью.

 

Среди предложений 17 – 21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.

(17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)Это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

 

IV. Стилистика СПП. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: