Направления деятельности маркетинга персонала




 

В управленческой функции «маркетинг персонала» можно выделить следующие относительно самостоятельные задачи:

· определение затрат на привлечение и развитие персонала,

· выбор путей покрытия потребности в персонале;

· высвобождение работников из производства;

· распространение знаний о маркетинге персонала среди руководителей предприятия;

· участие в создании и поддержании региональной информационной сети в регионе, позволяющей выявлять спрос и предложение, степень конкуренции на рынке рабочей силы, предпочтения работодателей.

Затраты на привлечение и развитие персонала можно разделить (табл. 1):

· с одной стороны, на внешние и внутренние,

· с другой стороны, на единовременные и текущие.

 

Таблица 1 - Затраты на привлечение и развитие персонала

 

  Внешние Внутренние
Единовременные Договора на подготовку специалистов Инвестиции в социальную сферу
Текущие Реклама и маркетинговые исследования Оплата труда и социальные выплаты

 

К внешним единовременным затратам относится оплата договорных отношений с учебными заведениями, государственными и негосударственными структурами по подбору и подготовке персонала.

К внешним текущим относятся:

затраты на сбор и анализ информации о рынке труда;

затраты на рекламу, привлекающую персонал на предприятие;

представительские расходы специалистов маркетинговой службы.

К внутренним единовременным затратам относится инвестиции в оборудование новых и переоборудование существующих рабочих мест; в развитие социальной инфраструктуры и в обучение персонала.

К внутренним текущим относятся затраты на оплату труда и различные социальные выплаты.

Сущность деятельности по выбору путей покрытия потребности в персонале может быть представлена как последовательность четырех этапов.

1) установление источников покрытия потребности;

2) определение путей привлечения персонала;

3) анализ установленных источников и путей с точки зрения их соответствия требованиям, предъявляемых к персоналу, и с точки зрения затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения персонала;

4) выбор альтернативных или комбинированных путей и источников.

В качестве источников покрытия потребностей в персонале можно рассматривать:

различные учебные заведения и учебные центры,

центры обеспечения занятости,

компании по подбору персонала,

различные профессиональные ассоциации и объединения,

личные и родственные связи,

свободный рынок труда,

предприятия, на которых работают требуемые специалисты,

собственные внутренние источники.

Привлечение кандидатов и с одного и с другого источников будут иметь свои достоинства и недостатки.

Конечно «своего» работника на предприятии лучше знают и он уже адаптирован к местным условиям, но «внешний» претендент может принести много положительных справок и рекомендаций. Он работал в другой организации и знает, как решаются у них проблемы, аналогичные нашим. Он владеет технологиями, которые у нас отсутствуют. Именно благодаря этому достигается эффект от привлечения внешнего специалиста.

При выдвижении «своего» необходимо учитывать естественное желание каждого работника двигаться по служебной иерархии, и если организация не предоставляет таких возможностей своим работникам, то лучшие уйдут. Если речь идет о руководящей должности, то в организации всегда имеется один или более сотрудников полагающих, что только они достойны занять ее. В этот момент претендента преследует мысль: «Если меня не повысят, то что подумают коллеги, подчиненные и вышестоящее руководство?» Поэтому естественно, что если человек, ожидающий повышения его не получит, то это снизит его трудовую результативность.

Однако, нельзя не учитывать аргументы и против внутреннего рынка: психологическая несовместимость и возможная профессиональная некомпетентность отдельных «своих» работников. В этом аспекте привлечение работника из внешнего рынка будет предпочтительнее, но набор извне, как правило, обходится для организации дороже, т.к. привлекая человека из другой организации ему нужно предложить и большую зарплату. В обобщенном виде преимущества и недостатки набора претендентов из разных рынков представлены в табл. 2.

 

 

Таблица 2 - Достоинства и недостатки набора персонала за счет внутренних и внешних источников

 

Достоинства Недостатки
Привлечение за счет внутренних источников
знание производства, его особенностей уменьшается возможность выбора
знание сотрудников и их возможностей высокие расходы на повышение квалификациитии
появляется возможность продвижения у других сотрудников, освобождаются начальные места для молодежи возможна “производственная слепота”, т.е не видно недостатков у собственных кандидатов
быстрое замещение должности и незна-чительные расходы при на боре напряженность среди сотрудников, борьба за выдвижение (нездоровая конкуренция за рабочее место)
возникает сплоченный климат в коллек-тиве психологическая отторжимость выдви-женца коллективом
  замещение мест и повышение в долж-ности только “ради мира и спокойствия
Привлечение за счет внешних источников
большая возможность выбора большие расходы при наборе
новые импульсы для предприятия, за счет знания кандидатом другого предприятия нет знания производства, необходимы время и расходы на общее ознакомление и испытательный срок
  высокая квота при приеме со стороны способствует текучести кадров

 

Пути покрытия потребности в персонале будут разными в зависимости от того за счет внешних или внутренних источников происходит это покрытие (рис. 3). Все многообразие путей покрытия потребностей за счет внешних источников можно разделить на активные и пассивные.

Активными путями являются:

А1) набор персонала непосредственно в учебных заведениях путем заключения двусторонних соглашений как с самими учебными заведениями, так и с учащимися;

А2) предоставление заявок по имеющимся вакансиям в центры занятости;

А3) использование услуг фирм, специализирующихся на поиске о отборе персонала;

А4) вербовка персонала через своих сотрудников из их семейного и личного окружения.

Пассивными путями покрытия потребности в персонале являются:

П1) проведение рекламных компаний через средства массовой информации и специализированные издания;

П2) проведение рекламных компаний путем вывешивания объявлений в местах наиболее вероятного появления возможных кандидатов.

Эффективность названных путей привлечения персонала определяется ситуацией на рынке труда и возможными финансовыми затратами на привлечение персонала. Соотношение между ними представлено в табл. 4.

 
 

 

 


Рисунок 3- Источники и пути покрытия потребности в персонале.

Таблица 4 - Эффективность путей привлечения персонала

Затраты на привлечение персонала Ситуация на рынке труда Пути привлечения персонала
Низкие Благоприятная П2
Низкие Уравновешенная П2,А2,А4
Низкие Напряженная А4
Высокие Благоприятная П1
Высокие Уравновешенная П1,А3,А4
Высокие Напряженная П1,А!,А3

 

Путями покрытия потребности в персонале за счет собственных (внутренних) источников являются:

перемещение сотрудников из одного подразделения в другое,

перемещение сотрудников на более высокие иерархические уровни,

формирование новой организационно-функциональной роли сотрудника на прежнем рабочем месте.

Следует отметить, что во всех трех случаях возникает необходимость дополнительного обучения сотрудников.

Как легко заметить из табл. 4, пассивные методы привлечения персонала в той или иной степени эффективны практически при любой ситуации. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть схему рекламы предприятия, применяемую для привлечения новых работников (табл. 5).

Высвобождение работников из производства в идеале должно происходить только при создании предприятием новых рабочих мест. Однако в реальной жизни администрация предприятия часто бывает вынуждена высвобождать работников, ничего не предоставляя взамен. В этом случае она старается избавиться от наименее и оставить наиболее квалифицированных специалистов. В качестве критериев такого отбора могут использоваться:

уровень производительности труда,

формальная квалификация работника,

комплексная оценка конкурентоспособности работника.

Комплексная оценка конкурентоспособности работника [13] характеризует степень соответствия его личностных и профессиональных качеств выполняемым им функциям. Данная оценка основана на методе экспертных оценок. Суть ее проведения можно представить в виде следующего алгоритма.

1. Определяются критерии kij для оценки работника каждой i -той профессии и j -той квалификации. Перечень критериев kij устанавливается на основе предметной сущности конкретного вида профессиональной деятельности; исполняемых формальных и неформальных ролей; комплекса необходимого для этого знаний, умений и навыков.

2. Определяется вес каждого критерия zijk, исходя из оценки его значимости для успешной профессиональной деятельности. Этот вес может определяться как ранг критерия.

3. Для каждого l- го работника эксперты дают оценку alijk по каждому критерию в баллах от 0 до 10. Степень согласованности экспертных оценок проверяется с помощью коэффициента конкордации.

4. Для каждого l- го работника определяется комплексная оценка конкурентоспособности alij по формуле:

,

где К - количество критериев оценки.

Данный подход к определению комплексной оценки является достаточно простым и гибким, а полученные результаты могут способствовать повышению эффективности труда работников предприятия.

 

Таблица 5 - Структура объявления о найме

 

Раздел объявления Содержание раздела
Информация о предприятии название предприятия и логотип; форма собственности; месторасположение предприятия; число сотрудников; тип (стиль) управления.
Характеристика вакансий и перспектив а) причины появления вакантных мест: - внутри предприятия (производственная реорганизация, повышение по службе предшественников и т.п.); - за пределами предприятия (расширение предприятия вследствие выхода на новые рынки); б) круг задач (выполняемые функции и обязанности); в) ответственность и компетенция: - наделение внутренними и внешними полномочиями; - статус по отношению к руководству фирмы («Вы будите подчиняться непосредственно руководству»); г) возможность развития (доступ к информации, возможности обучения и продвижения)
Информация о требованиях а) профессиональная подготовка: - образование (уровень, специальность, повышение квалификации); - особые знания (умение водить машину, знание иностранного языка); - профессиональный опыт (стаж работы); б) личные качества: - возраст, пол; - черты характера (коммуникабельность, независимость); - способности (аналитические, организаторские)
Информация об условиях размер заработной платы (оклада); условия работы (скользящий график, командировки и т.п.); система найма (трудовое соглашение, контракт); социальные выплаты (помощь при строительстве жилья, пособие на проезд и др.); другие льготы
Информация о документах обязательные документы (заявление, копии документов об образовании, автобиография, фотография); желательные документы (рекомендации, образец почерка и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: