ТОТАЛЬНАЯ ДЕКОНСТРУКЦИЯ ЛИЧНОСТИ: КАК ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ




Я очень давно был против системы, а они очень давно следили за мной.

И однажды я перегнул, чуть осмелев, ну а их структура существует без сбоев.

Участвовав в митинге революционеров, я орал очень много и был на виду.

В автозак был затолкан тогда одним из первых, очень сильно не понравившись главному менту.

Все дали пять тысяч, а я нищеброд и дурак, как обычно по жизни.

Все вышли обратно, и я был для них как мудак с весьма сильно съехавшей шизней.

Я орал: «Не имеете права, уроды, у меня есть право на свободу слова,

У нас демократия». Дали мне под дых, и так продолжалось все снова и снова.

ПРИПЕВ: (2 раза)

Обсерватура, они же каратели,

Найдя в твоих поступках опасную нетипичность,

Грубо и бесцеремонно переступившую край,

Проведут с тобой тотальную деконструкцию личности.

Докричался, голубчик? Теперь отвечай, хули тебя потянуло к ебучему сброду.

Я капитан Антонов, а ты будешь хач, хорошо? Ты же дрочишь на их избои.

Ну давай хач, рассказывай, сколько тебе заплатили, и откуда ты у нас завербован.

Наверно философ ты, если бунтарь. Верно, пидор? – Я опустил голову. –

Знаю я вас студентов, тупых уебанов, за ебаную идею говно жрать готовы.

Но знаешь, тебя вообще надо спасать, и не думай, что я сейчас добрый.

Ты, наверное, не знаешь, что мы делаем с теми, кто сюда попадает по новой.

Лёх, давай отведи его в комнату 7, только сильно не особо уродуй.

ПРИПЕВ: (2 раза)

Обсерватура, они же каратели,

Найдя в твоих поступках опасную нетипичность,

Грубо и бесцеремонно переступившую край,

Проведут с тобой тотальную деконструкцию личности.

Опустим подробности, что было в седьмой, но оттуда я вышел очищенный,

Не рассуждаю на тему политики больше и был из универа отчислен.

Я теперь работник известной движухи, протащен в штаб ее управления

Как молодой и перспективный независимый лизунчик, а это большое везение.

Ненавижу оппозицию любую люто, будь то свора малолеток или ёбаные хипстеры,

В сети их поливаю говном неуютным, да, доплата мне за это есть, но в этом не густо.

С моих жалоб закрыто уже много аккаунтов оппозиционеров в разных социальных сетях.

Обещали мне скоро кресло в минсвязи, так что я не жалею, что теперь в госсетях.

ПРИПЕВ: (2 раза)

Обсерватура, они же каратели,

Найдя в твоих поступках опасную нетипичность,

Грубо и бесцеремонно переступившую край,

Проведут с тобой тотальную деконструкцию личности.

6 марта 2013 г.

Ровно шесть с половиной лет настало это песне. Первая половина 2013го года – самый настоящий мой протопериод: упарывался рассыпным зеленым чаем в виде чифира, еще не влюбился по-серьезному, не интересовался политикой, судил хоккей, зрение и вес были нормальными, доучивался в автошколе на права старого образца, активно слушал рэп и делал псевдорэп. Именно в этом состоянии кипящей творческой энергии и юности рождается один из самых важных моих рэп-текстов, который мне «хватило рук» положить на сэмпл из трека Полумягких «ЛСД, Спиды, Грибосы» и накидать биток в стиле группы Ночные Грузчики, хотя сам текст отчасти был вдохновлен песней «Милиционер будущего» коллектива Макулатура. За исполнение той песни еще в 2009м Евгения Алёхина и его коллегу по группе забирали в ментовку. Песня оказалась злой, протестной против «Единой России» и полицейского государства, но главное – во многом была пророческой. Этот факт и роднит ее с «Тотальной деконструкцией личности». Наконец, обошлось и не без оруэлловского «1984», а именно того факта, что главный герой книги был стерт как личность и заново встроен в Систему на правах овоща, винтика, пустого места.

Помню, что в октябре 2011го года я сходил к Гостиному двору посмотреть на Стратегию-31, тогда мне было 17 лет. С моим тогдашним товарищем я стоял около полицейских, и все вместе мы наблюдали унылый перфоманс, характерный не столько политическими требованиями, сколько эмоционизмами, исходящими от активистов «Другой России», коих было около 200 человек. И вот, понаблюдав, по какому принципу людей уводят в автозаки, пришла мысль: можно ведь быть участником митинга, поддерживать протестующих в толпе, но не принести с собой никаких плакатов и тем более не поднимать их над головой – и даже при этом раскладе ты все равно будешь как бы в процессе протеста.

За месяц до этого произошла «рокировка» Медведева на Путина, протестные настроения и общее понимание, что путинский неосоветизм наступает, в обществе неизбежно нарастали. В конце 2011го – начале 2013го случился ряд прочих общественно-политических передряг, которые и послужили абстрактным контекстом для сюжета песни.

Лично я с человеческой точки зрения по-хорошему сочувствовал всем, кто страдает от политического и ментовского произвола на митингах, но никогда не стремился связываться со всем этим. Пока не знаешь всю полноту картины – кто, откуда, куда и зачем – ты слеп и ведом, в чем я убежден до сегодняшнего дня. Если у тебя нет полноты информации, ты пешка на чужом поле, и тобой могут ходить как хотят, и неважно, хочешь ты того или нет. Безусловно, эта позиция скорее обывательская, чем политическая. Зато, по крайней мере, она предостерегает тебя от ошибок. Ошибаться в своих выводах или нет – выбор лично каждого. Выбор, а не судьба, что важно.

Как бы то ни было, песня оказалось пророческой. Местами ее строки наивны, но правдивы, особенно под сегодняшним углом зрения, и от этого становится немного жутко. Предсказал ли я усиление Роскомнадзора, двойных агентов в штабе оппозиции, ольгинских 15-рублевых троллей?.. Ведь в свои восемнадцать с половиной лет я вовсе не интересовался подобными вещами и не думал, что злободневный карикатурный художественный образ когда-то воплотится в жизнь настолько близко к тексту. Возникала и паранойя, что я будто стал теневым идеологом всех этих процессов, и кто-то из «них» наблюдал за тем, что я говорю и о чем думаю. Как показала жизнь, паранойя и тревожность – это обратная сторона тщеславия и нарциссизма. Поэтому сложно сказать, отмел я на сегодня подобную версию или нет.

Тотальная деконструкция личности… откуда такое название? Нарастающий политический тоталитаризм (оставляющий все меньше и меньше воздуха свободы), деконструктивизм Жака Дерриды (модная философская хрень, с которой я тогда сталкивался в рамках университетского курса философии), проблема взаимодействия Личности и Системы (принимать ли ее такой, какая она есть) – вот эти вещи механически сплелись между собой в следующей единой мысли: если ты переступил положенную черту и оступился, тебя могут вывернуть наизнанку, не оставить от тебя прежнего ничего, лишить души, блеска в глазах, надежды, искренности, бескорыстия. Таким и стал герой моей песни. Давайте же во всех деталях разберем такой его путь, пойдем буквально по строкам с подробным комментарием по ним. Перед этим обозначу лишь главную мысль «Тотальной деконструкции личности»: если ты связался с Системой (надеюсь, все понимают, о чем речь!), стоя под знаменами того или иного лагеря, ты никогда уже не выйдешь из нее целым, не выйдешь целым, и, быть может, не выйдешь вообще никогда.

«Я очень давно был против системы, а они очень давно следили за мной.

И однажды я перегнул, чуть осмелев, ну а их структура существует без сбоев…»

Герой песни – молодой человек, наблюдающий в интернете за процессом политического протеста. Цель протеста в данном случае не важна. Нет в тексте и никаких упоминаний, что действие происходит в России, но поскольку текст написан на русском языке, страна, где происходит сюжет песни, для слушателя вполне очевидна. Герой песни – студент, как выяснится позже из текста, причем студент гуманитарной направленности (прямая отсылка к личности автора песни, то есть меня). «Они очень давно следили за мной» - стало быть, конкретная причина слежки со стороны правоохранительных органов была. Однако в тексте не уточняется, какая: интернет-активность в виде комментариев под новостями или ведение собственного блога, либо же предыдущий опыт участия в политических протестах в качестве активиста. Также не дается точной информации, был ли герой песни до этого активным членом какого-то оппозиционного движения, или просто рьяно ему сочувствовал, на чем впоследствии обжёгся. В любом случае, до сегодняшнего дня за нашим героем следили, но не трогали его, ибо в том не было особой причины и тем более какой-либо общественной опасности. «Их структура существует без сбоев»: Система сильнее отдельно взятого человека, именно такова здесь мысль. При том, что ошибаться может и Система, и человек, но человека при удобном случае Система сожрет за ошибку. Сожрет за то, что он «перегнул, чуть осмелев»… что вышел из берегов, дал себе чуть больше воли – разумеется, с точки зрения Системы.

«…Участвовав в митинге революционеров, я орал очень много и был на виду.

В автозак был затолкан тогда одним из первых, очень сильно не понравившись главному менту…»

И все-таки митинг был революционный, а не мирный, то есть дело пахнет политическим экстремизмом. Вот в этой толпе и оказывается наш герой, своей рьяностью и агрессивностью привлекая внимание начальника «силовых» подразделений, отряженного на подавление самых буйных участников митинга и провокаторов. Помню, кстати, в том октябре 2011го одного жирного полицейского генерала в кожаном плаще – он и стал прообразом того самого главного мента, который велел арестовать героя.

«…Все дали пять тысяч, а я нищеброд и дурак, как обычно по жизни.

Все вышли обратно, и я был для них как мудак с весьма сильно съехавшей шизней…»

В условиях выброса адреналина и нахождения в толпе чувство самосохранения у по-настоящему возбужденных людей притупляется, и в состоянии аффекта они способны действительно агрессивно сопротивляться действиям сотрудников полиции: и как попытка вырваться, и как боевое сопротивление врагу, против которого они вышли сражаться и сдаваться ни при каких условиях не собираются. В таком состоянии оказался и наш герой. А поскольку он молод, то юношеский максимализи и излишняя впечатлительность не позволили его голове остыть, то он даже не думал о том, как освободиться из плена. По своей воле, либо вопреки ей, но он геройствует, что приводит в дальнейшем ко всем остальным печальным последствиям. Тема коррупции элегантно встроена в линию ментовского беспредела: даешь взятку, выходишь после этого на свободу, и про тебя забывают. Разумеется, это уже авторская фантазия. Но кто знает, как там оно на самом деле, и почему на свободе в России часто находятся люди, которые должны по идее сидеть в тюрьме за свои деяния. В любом случае, наш герой ввиду своих внутрипсихических обязательств даже не думает о том, как бы спасти себя, чем даже у схвативших его полицейских вызывает смесь недоумения, смеха и жалости (из серии «да он больной или юродивый!»). Кроме того, он и денег-то с собой не взял, чтобы откупиться! Потому что у него у них просто нет.

Я орал: «Не имеете права, уроды, у меня есть право на свободу слова,

У нас демократия». Дали мне под дых, и так продолжалось все снова и снова.

А это картина, пока его тащат до автозака. Возможно, затем били нашего героя и в нем. А провоцировал он «стражей порядка» тем, что кричал про демократию, свободу слова – то есть все то, что по своей природе чуждо охранителям и приверженцам жестких управленческих методов в политике. В конечном итоге, наш герой неоднократно подвергается сильным побоям, всего-то лишь пытаясь заявить о своем достоинстве, чем лишь дополнительно приводит в бешенство.

В сегодняшних условиях из этих строчек не выжать и капли революционного романтизма: в сравнении с 2013м годом, теперь не надо даже быть радикалом, чтобы средь бела дня менты могли тебя избить и забрать в участок ни за что. И если раньше все обходилось административными арестами, то теперь людям грозят уголовные дела по совершенно нелепым эпизодам, и все лишь бы не запятнать честь «силовых» структур, укрепить их авторитет, запугать простых людей безнаказанностью этих ведомств…

«…Обсерватура, они же каратели,

Найдя в твоих поступках опасную нетипичность,

Грубо и бесцеремонно переступившую край,

Проведут с тобой тотальную деконструкцию личности…»

Что касается припева, то он и проводит, собственно, белой нитью главную мысль песни. Речь идет о том, что Полиция, Центр Э, Росгвардия, ФСБ или кто-либо еще, если им это нужно, разберут тебя как человека, как личность на части (а они неплохо умеют это делать!), и соберут тебя таким, каким ты им будет нужен, но уже как неполноценный, поломанный, покорёженный человек, духовный полутруп с потухшими глазами, мыслями, делами. И произойдет это потому, если будешь «высовываться», если будешь до опасного нетипичным: всё это старая советская мораль, стремившаяся и стремящаяся всех уровнять под одну гребенку, подвести под общий знаменатель (даже школьная математическая терминология несет на себе отпечаток советской политической пропаганды!). И эта мораль до сих пор живет в наших людях. Тем самым проводится намек, что Советский Союз возвращается, судя по тому, как власть обращается со своим населением. К чему это приведет, покажет время, однако, видимо, теперь, пока у власти чекисты, перемены будут безжалостно гаситься. Наконец, «обсерватура» (англ. “to observe” – наблюдать) – это те самые «они», которые наблюдают за тобой и сделают с тобой то, о чем было уже сказано.

Итак, с первым куплетом и припевом песни мы разобрались. Переходим к сцене допроса: второй куплет почти полностью состоит из слов капитана Антонова, беседующего с героем песни.

Докричался, голубчик? Теперь отвечай, хули тебя потянуло к ебучему сброду.

Я капитан Антонов, а ты будешь хач, хорошо? Ты же дрочишь на их избои.

По первой строчке все очевидно: в изоляторе у нашего героя пытаются выяснить, зачем он втянулся в эту историю с митингом, участники которого не вызывают, допустим, у полицейских каких-либо положительных чувств. Вторая строчка отсылает к националистической повестке, которую старательно власть уничтожала в 2011-2014м годах, пересажав по тюрьмам всех виднейших лидеров националистических организаций (например, Дмитрий Дёмушкин) или заставить бежать их за границу, либо вынудив их организации самораспуститься, либо же вовсе сдуться за неимением малейшей возможности заявлять о себе широкой публике. Но каким же образом националисты связаны с тематикой политической революции в России? По всей видимости, налицо геноцид русского населения через культурное насилие, и ментовской произвол тут не самая большая проблема. Тем не менее, как мы помним, декабрьские митинги 2011го года объединили практически все оппозиционные силы – и сюжет песни несет в себе, поэтому, ностальгический лад по тем временам.

«…Ну давай хач, рассказывай, сколько тебе заплатили, и откуда ты у нас завербован…»

Наверно философ ты, если бунтарь. Верно, пидор? – Я опустил голову…»

Это важнейшие две строчки, которые составили кульминацию песни, высший ее психоэмоциональный пик. Сначала капитан Антонов полагает, что наш герой – засланный казачок, провокатор от спецслужб, целью которого было затащить в автозак своими протестными выкриками как можно больше «настоящих» участников протеста. Разумеется, эта версия с треском рассыпается, так как герой молчит, и вообще он не похож на агента или нанятого, специально обученного человека. Капитан Антонов не впервые сталкивается с подобными персонажами от молодежи, и уверен, что они бездельники и слишком много рассуждают о красивых вещах, романтизируют ситуацию лишь из-за своей глупости. А много рассуждают, как известно, философы, и вот здесь злоба капитана срывается в неприкрытую агрессию, что заставляет героя действительно испугаться и понять, что дело плохо.

«…Знаю я вас студентов, тупых уебанов, за ебаную идею говно жрать готовы.

Но знаешь, тебя вообще надо спасать, и не думай, что я сейчас добрый…»

Как раз-таки, что отличает молодежь от более возрастных групп населения? Горящие сердца и повышенная наивность. Именно в юном возрасте в человеке формируется зародыш интеллигентности, и именно в этот момент его можно страшно изуродовать, навсегда нанести человеку психологическую травму, сломать ему взгляд на мир через розовые очки и призму романтизма. Российские университеты с 19го века представляли объект наблюдения для тайной полиции. Не утихли студенческие бунтарские тенденции и сегодня, ведь бунт – это свойство молодости в принципе. Не соглашаться с действительностью могут лишь типа людей: по-настоящему отчаянный или неинформированный. Увы, молодежь относится скорее ко второй группе, и лишь со временем имеет шанс перейти в первую, если это будет конкретному человеку, как и прежде, нужно.

И все же капитан Антонов верит: в его силах – спасти попавшегося ему студента от дальнейшего кома неприятностей. Правда, сделать это придется грубой силой… Тут речь необязательно о пытках, ведь в таких случаях часто достаточно и сильных побоев. И его бесконтрольный гнев ведет только по этому пути, по пути жестокости и зла во имя неких благородных целей.

«…Ты, наверное, не знаешь, что мы делаем с теми, кто сюда попадает по новой.

Лёх, давай отведи его в комнату 7, только сильно не особо уродуй»

Героя предупреждают, что он еще легко отделался, и тем не менее это не отменяет насилия по отношения к нему. И это – жестокая правда жизни. Ведь нет гарантии, что, попав в лапы к «силовым» органам, вас не тронут.

«Опустим подробности, что было в седьмой, но оттуда я вышел очищенный,

Не рассуждаю на тему политики больше и был из универа отчислен…»

Что же случилось с нашим героем дальше? На первый взгляд, непоследовательные строчки: его деконструировали (вывернули наизнанку его душу, сменив, проще говоря, один его юношеский максимализм на другой, противоположный), и тем не менее он отчислен из университета? Да, тут уже начались дальнейшие политические репрессии над конкретной личностью. Теперь наш герой полностью лоялен к действующему режиму, но с ним происходят крайне неоднозначные метаморфозы.

Кстати, подобное развитие событий отчасти базируется на реальной истории из Санкт-Петербурга: студента Санкт-Петербургского университета отчислили из рядов учащихся за его политические взгляды и политическую активность. Адвокатом по его делу выступал сам Алексей Навальный, а фамилия того студента была, кажется, Воробьев. Впрочем, далее.

«…Я теперь работник известной движухи, протащен в штаб ее управления

Как молодой и перспективный независимый лизунчик, а это большое везение…»

Нашего героя отчислили из университета, но всё так повернулось, что он был внедрен спецслужбами в одно из оппозиционных движений, и теперь имеет там какое-то важное место или исполняет важные функции. То есть он стал двойным агентом: не как Евно Азеф, но больше как Гудков или Ксения Собчак. По всей видимости, наш герой действительно ранее не участвовал в качестве активиста или лидера ни в одном из оппозиционных движений. А иначе бы его просто вычислили и выкинули оттуда, и план спецслужб бы провалился! Пусть даже на момент митинга изначально это могло быть другое движение, однако вся эта тусовка хотя бы поименно друг друга примерно знает и обладает информацией, кто куда перешел, а кто, по всей видимости стукач и крыса, поскольку зачастую внутри этих движений действуют собственные службы безопасности. Более того, наш герой не просто влился в движение, но и сделал там некоторую карьеру. Тут не обшлось ни без подготовки со стороны кураторов, ни без внутренних волевых ресурсов. Сколько времени, правда, понадобилось, на этот карьерный рост, мы никаких сведений не имеем.

«…Ненавижу оппозицию любую люто, будь то свора малолеток или ёбаные хипстеры,

В сети их поливаю говном неуютным, да, доплата мне за это есть, но в этом не густо…»

То-то и оно. Хоть наш герой формально и в оппозиции, но на самом деле он дробит и разлагает ее изнутри, и это вполне себе спецслужбистский прием. И по сей день российская оппозиция раздроблена на мелкие фракции. Но если раздробили их агенты спецслужб, то консолидироваться обратно они не могут уже лишь из-за своих личных амбиций, желания каждого тянуть одеяло на себя.

Что касается малолеток и хипстеров, то аудитория протеста в своем качественном составе, разумеется, претерпевает со временем изменения. Изначально значительную роль в протесте играл средний класс, к которому относятся те самые хипстеры, являющиеся теперь для нашего героя объектом ненависти и травли. Со временем, когда протесты стали модными, на них стало появляться больше и больше школьников и студентов младших курсов, что, несомненно, превратило эти мероприятия в пубертатное шапито. А школьники и студенты в качестве протестующих, очевидно, больше устраивают правящую элиту, нежели бы это были представители среднего класса и радикалы разного политического спектра. Наш герой палит изо всех орудий по всем из вышеперечисленных групп: троллинг в интернете (Ольгинские 15-рублевые как пример) и прямые угрозы – лишь немногие из инструментов такого воздействия. Самая же проблема в том, что ему за это платят, хотя и не так много, как хотелось бы, в чем он сам же и признаётся.

«…С моих жалоб закрыто уже много аккаунтов оппозиционеров в разных социальных сетях.

Обещали мне скоро кресло в минсвязи, так что я не жалею, что теперь в госсетях…»

А это уже новый виток политической цензуры, связанный с блокировкой интернет-сайтов или отдельных блогов по решению такой государственной инстанции, как Роскомнадзор. Свои лапы она очень активно начала распускать во второй половине 2010ых, после присоединения Крыма, и зачастую действует, исходя из доносов от подставных лиц. К ним наш герой теперь и относится. То есть мало того, что он ведет пропагандистскую работу с простыми пользователями Интернета, так еще и занимается блокировками конкретных людей или интернет-ресурсов с помощью доносов. «Тотальная деконструкция личности» была написана примерно за год до этого, но удивительным образом мне удалось узреть общую тенденцию, в каком всё будет деградировать и скатываться. Вероятно, в эту сегодняшнюю точку невозврата мы в любом случае пришли, но, будучи на момент написания песни совершенно неинформированным о деятельности Роскомнадзора, я оказался очень проницательным и сумел простыми словами сказать о недостаточно прозрачных, с точки зрения закона, вещах.

За свои «заслуги перед Отечеством» герою песни обещают не просто карьерный рост, а министерское кресло. Это, как говорится, мой одобрительный кивок в сторону теории заговора, что все министерские портфели расписаны на годы вперед. Разумеется, нельзя к подобным суждениям хоть сколько-то всерьез относиться, но важен другой момент, который, по моей задумке, оказался не слишком проясненным. То ли Родина действительно обещает награду ее герою за усердную службу, то ли… у бывших оппозиционеров все-таки есть шанс проникнуть во власть?!

С 25-летием меня. 5 сентября 2019 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: