Основы религиозных культур и светской этики




Основы исламской культуры

 

Рабочая программа для 4 класса

 

 

Составители:
Архипенко Н. И., учитель русского языка и литературы МБОУ «Итатская СОШ»;
Белинская О.В., учитель начальных классов МБОУ «Тяжинская СОШ № 2»;
Белоусова З.В., учитель начальных классов МБОУ «Нововосточная СОШ»;
Рубцова Г.Н. учитель русского языка и литературы МБОУ «Тяжинская СОШ № 3»
Консультант:
Арещенко С. В., заведующая кабинетом духовно-нравственного воспитания Аптина Н.А., методист кабинета духовно-нравственного воспитания

 

Кемерово 2014

Содержание

 

Пояснительная записка……………………………………………………  
Планируемые результаты освоения программы…………………………  
Учебно-тематический план…………………………………………………  
Содержание программы……………………………………………………  
Материально-техническое обеспечение …………………………………  
Список литературы …………………………………………………………  

Пояснительная записка

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро. Вполне очевидно, что религиозную составляющую невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе предполагает решение труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Рабочая программа модуля разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009), с учетом образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры» – одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Место модуля в учебном предмете ОРКСЭ. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур».

Актуальность программы «Основы исламской культуры» определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы исламской культуры» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Программа составлена с учетом:

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства об­разования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и при­мерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Феде­рации, реализующих программы общего образования, утвержденные прика­зом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства об­разования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089».

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики». Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа «Основы исламской культуры» рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю – 34 часа) для обучающихся 4-го класса.

Место предмета в учебном плане: предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики» реализуется через курс ОРКСЭ (один из шести модулей, в том числе «Основы исламской культуры»).

Цель данного модуля: изучение истории возникновения, распространения ислама, основ его учения и духовных ценностей.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога;

2. способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;

3. содержательно раскрыть понятие культурно-религиозных исламских традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников;

4. создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Формы контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами.

Планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения программного материалы обучающийся будет знать:

– о культуре исламской религии;

– об основателе исламской религии;

– о священных книгах исламской религии;

– понятия: «грех», «раскаяние», «воздаяние»;

– об искусстве в исламской культуре;

– нравственных ценностях ислама;

– имена основателей исламской религии;

– названия основных праздников исламской религии;

– особенности священных зданий исламской религии;

– особенности исламского искусства.

Будет уметь:

– воспроизводить историю происхождения исламской религии;

- работать с различными источниками информации;

– осуществлять творческую деятельность;

Будет владеть:

– культурой поведения в священных сооружениях исламской религии.

Учебно-методический комплект по модулю. В учебно-методический комплект входят учебное пособие для обучающихся 4-го класса, методические рекомендации, книга для учителя, книга для родителей.

Планируемые результаты освоения программы модуля

Личностные результаты:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

– умение формулировать свою точку зрения;

– умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах деятельности;

Познавательные УУД

умение оценивать информацию, соотносить с известными понятиями, представлениями, точками зрения;

– умение строить рассуждения на основе полученной информации;

– умение осуществлять анализ, синтез, сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям;

Регулятивные УУД

умение сохранять учебную задачу, ставить новые учебные задачи, определять способы достижения результатов;

– умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Предметные:

– знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

– знакомство с основными нормами исламской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни чело­века и общества;

– формирование первоначальных представлений об исламской рели­гии, ее роли в культуре, истории и современности России;

– общие представления об исторической роли исламской религии в ста­новлении российской государственности;

– формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

– осознание ценности человеческой жизни.

Виды организации учебной деятельности: групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д.), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита презентаций.

Новые виды деятельности:

– взаимные вопросы и задания групп;

– взаимообъяснение;

– беседа;

– интервью;

– драматизация (театрализация).

 

Учебно-тематический план

№ п/п Название раздела и темы Всего, час. В том числе Форма контроля
теоретических занятий практических занятий
  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества     - беседа
1.1 Введение. Россия – наша Родина     - беседа
  Основы исламской культуры        
2.1 Колыбель ислама   -   беседа
2.2 Пророк Мухаммад – основатель ислама     - опрос
2.3 Начало пророчества     - мини-сочинение
2.4 Чудесное путешествие пророка     - викторина
2.5 Хиджра        
2.6 Коран и Сунна     - беседа
2.7 Вера в Аллаха   -   беседа
2.8 Божественные Писания. Посланники Бога   -   конкурс рисунков
2.9 Вера в судный день и судьбу   -   тестирование
2.10 Обязанности мусульман   -   экскурсия
2.11 Поклонение Аллаху     - конкурс сочинений
2.12 Пост в месяц рамадан   -   беседа
2.13 Пожертвование во имя Всевышнего     - опрос
2.14 Поломничество в Мекку     - мини-сочинение
2.15 Творческие работы учащихся   -   викторина
2.16 История ислама в России   -   беседа
2.17 Нравственные ценности ислама   -   конкурс рисунков
2.18 Сотворение добра     - тестирование
2.19 Дружба и взаимопощь     - экскурсия
2.20 Семья в исламе     - конкурс сочинений
2.21 Родители и дети   -   конкурс сочинений
2.22 Отношение к старшим     - конкурс рисунков
2.23 Традиции гостеприимства   -    
2.24 Ценность и польза образования   -    
2.25 Ислам и наука   -    
2.26 Искусство ислама   -    
2.27 Праздники мусульман   -    
  Духовные традиции многонационального народа России     -  
3.1 Любовь и уважение к Отечеству     - тестирование
  Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»       проект
4.1 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы православной культуры»     - проект
4.2 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»   -   проект
4.3 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»   -   проект
  Итоговое занятие        
  Итого        

 

 

Содержание программы

1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1.1. Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

2. Основы исламской культуры

2.1. Колыбель ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Кто такие мусульмане.

2.2. Пророк Мухаммад – основатель ислама. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какая семья была у пророка

2.3. Начало пророчества. Как Мухаммаду впервые было послано послания Аллаха. К чему призывал людей пророк Муххамед. Как началось распространение ислама.

2.4. Чудесное путешествие пророка. Как жители Ясриба приняли ислам. Как проходило путешествие Муххамеда в Иерусалиме. Какой наказ дал пророку Аллах.

2.5. Хиджра. Как пророка Муххамеда переселили из Мекки в Ясриб (Медину). Как Мекка стала религиозным центром мусульман. Какой было судьба ислама после кончины пророка

2.6. Коранн и Сунна. О чем говорится в Коране. Как был переведен Коран пророку Муххамаду.

2.7. Вера в Аллаха. Во что верит каждый мусульманин. Какими качествами наделяют Бога мусульмане. Кто такие ангелы и джинны.

2.8. Божественные Писания. Посланники Бога. Что относится к Божественным Писаниям. К чему призывают людей Тора, Евангелие, Коран. Кого относят к посланникам Бога.

2.9. Вера в судный день и судьбу. Что ждет людей в судный день. Что означает вера в судьбу. Как нужно жить мусульманину, чтобы оказаться в раю.

2.10. Обязанности мусульман. Каковы пять столпов ислама. Какими словами мусульманин утверждает свою веру.

2.11. Поклонение Аллаху. Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Как устроена мечеть.

2.12. Пост в месяц рамадан. Что предусматривает пост в исламе. В какой месяц постятся мусульмане. Какие качества помогает сформировать пост.

2.13. Пожертвования во имя Всевышнего. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и бедности.

2.14. Поломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем придании. Какие обряды проводятся во время хаджи.

2.15. Творческие работы учащихся.

Темы творческих работ: Жизнь пророка Мухаммада. Нравственный облик посланника Аллаха. Хиджра – начало мусульманского летоисчисления. Что значит для мусульманина Священный Коран и Сунна? Во что верят мусульмане? Религиозные обязанности мусульман. Священные города Мекка и Медина. Ислам- это религия внутренней и внешней чистоты.

2.16. История ислама в России. Как распространялся ислам на территории нашей страны. Какие народы России исповедуют ислам. Что менялось в жизни людей с принятием ислама.

2.17. Нравственные ценности ислама. Что такое нравственные ценности. Каковы нравственные ценности мусульман. В чем проявляется любовь человека к Родине.

2.18. Сотворение добра. Что значит «творить добро» Как научиться делать добро.

2.19. Дружба и взаимопомощь. В чем проявляется дружба. Какие традиции крепкой дружбы существуют.

2.20. Семья в исламе. Какое значение имеет семья для мусульманина. Какие качества необходимы в семейной жизни.

2.21. Родители и дети. Что такое родительская любовь. Чему мать и отец учат своих детей.

2.22. Отношение к старшим. Как мусульмане относятся к старшим. Каковы правила поведения детей в присутствии взрослых.

2.23. Традиции гостеприимства. Как мусульмане относятся к гостям. Какие традиции гостеприимства существуют с давних пор. Особенности летоисчисления в исламе.

2.24. Ценность и польза образования. Как мусульмане относятся к образованию. Как и чему издавна учили в исламских школах. Искусство ислама.

2.25. Ислам и наука. Как развивалась наука в исламском мире. Кто из мусульманских ученых вошел в историю.

2.26. Искусство ислама. Что отражает искусство ислама. Чем интересны произведения исламского искусства.

2.27. Праздники мусульман. Какие праздники являются любимыми у мусульман. Как проходят праздники.

3. Духовные традиции многонационального народа России

3.1. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

4. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

4.1. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы православной культуры»

Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва-славословие. Благодать. Кто такие христиане? Что такое Библия? Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

4.2. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»

Чем иудаизм отличается от других религий? Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа? Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор? Как называются книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе?

4.3. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»

Кого называют Буддой? Индийский царевич Сиддхартхе Гаутама. Будда Шаньямуни. Четыре благородных истины. Учение Будды о первой благородной истине. Священная книга «Трипитака» («Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений», «Корзина разъяснения буддийского учения»). Объяснение устройства мира в буддизме. Что такое карма? Человеческие ценности и сострадание.

5. Итоговое занятие. Защита итоговых работ (проектов). Праздничный концерт.

Материально-техническое обеспечение программы

Для изучения курса «Основы исламской культуры», должны быть в на­личии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

1. Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

2. Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирую­щие функции в учебно-воспитательном процессе)

– классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

– демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

– вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

3. Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику

– электронное пособие к курсу;

– дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержа­нием курса;

4.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изуче­ние/преподавание учебного курса «Основы исламской культуры»;

– нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего обра­зования основ религиозных культур и светской этики;

– специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

– научно-популярные книги, содержащие дополнительный познава­тельный материал развивающего характера по различным темам курса;

– хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

– документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих це­лостное представление об историческом развитии ведущих рели­гий мира);

– энциклопедическая и справочная литература (философские и рели­гиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

– религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуаль­ную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

– художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

5. Печатные пособия, в т. ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

 

Список литературы

1. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики [Текст]: программы для общеобразовательных учреждений 4-5 классы / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культур. 4-5 классы [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Д. И. Латышина, М.Ф. Муртазин,. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: