Глиняный сосуд
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Православная религиозная организация
«Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)»
Глиняный сосуд
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Тамбов
|
УДК 371.398(07) Утверждена на
Г54
Рецензенты:
заведующий отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской Епархии
иерей Игорь Груданов;
заведующая отделом декоративно-прикладного творчества ТОГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания)»
И.С. Павленко
Г54
Глиняный сосуд. Образовательная программа дополнительного образования детей / Сост.: Ю.В. Белау. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – 11 с.
Программа утверждена на заседании методического совета воскресной школы прихода Ильинской церкви г. Мичуринска Тамбовской области 15 марта 2010 г., протокол № 1.
ББК 74.202.5я7
УДК 371.398(07)
«Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)», 2010
Информационная карта
1. Учреждение: воскресная школа прихода Ильинской церкви
г. Мичуринска Тамбовской области
2. Название программы: Глиняный сосуд
3. Сведения об авторе:
- фамилия, имя, отчество: Белау Юрий Викторович
- место работы: воскресная школа прихода Ильинской церкви
|
г. Мичуринска Тамбовской области
- должность: педагог дополнительного образования
- стаж работы в должности ПДО: 6 лет
- категория: первая
4. Сведения о программе:
4.1 Область применения, продолжительность и уровень освоения программы дополнительного образования:
для учащихся воскресной школы младшего и среднего школьного возраста, занимающихся по программе дополнительного образования
4.2 Продолжительность изучения курса – 1 год
4.3 Объем: 0,7 п.л.
4.5 Приложение: нет
4.6 Вид программы: модифицированная
Пояснительная записка
Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующего эстетический и этический вкусы ребенка, а также развивающим чувство прекрасного.
Святые Отцы Церкви учили, что вселенная создана Богом по законам гармонии. По образу премудро и прекрасно устроенного Богом мира, в подражание его многообразной красоте возводились и украшались православные храмы. Понимание нераздельности мудрости и красоты, их глубинное родство способствовало развитию и расцвету церковных видов искусств. Так, например, агиограф XVI века Пахомий Серб (Логофет) придавал зримой красоте храма апостольское значение, считая, что Церковь «разговаривает» с приходящими в нее людьми не только словами службы, но и предметами: «Аще и не гласом, вещми же паче проповедует и свое благолепие зрящим являет». В этом соборном хоре православных искусств, возносящем хваление Творцу, свое место занимает керамика.
Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, технологию, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Лепка, используемая в керамике в силу своей специфики и необходимости создания объемного изображения, в отличие от живописи и аппликации, связанных с двухмерным пространством в большой мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует усвоению целого ряда математических представлений (геометрических фигур, длины ширины, высоты и т.д.).
|
Современное воспитание служит формированию общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе, оказывает ребёнку помощь в осознанном выборе профессии.
Программа «Глиняный сосуд» относится к образовательной области «Искусство» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и художественно-образное видение мира.
Процесс воспитания культурной личности, формирование эстетического сознания определяется совокупностью эстетических чувств, потребностей, эстетического вкуса и идеала через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру. Полученные знания и навыки, эмоциональное отношение к деятельности позволяют формировать творческую личность, ценящую культуру, которая является ее духовной и материальной средой.
Цель программы: обеспечение необходимых условий для приобщения ребенка к Православному художественному творчеству (керамике), формирование общей Православной культуры.
|
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
· познакомить с историей развития керамики, как вида прикладного искусства;
· познакомить с различными способами и техническими приемами работы с глиной;
· познакомить с различными видами росписи керамических изделий;
· воспитывать уважение к национальным традициям и интерес к народным промыслам;
· способствовать формированию профессионального интереса к керамике и дать начальную подготовку для поступления в учебные заведения данного профиля;
· способствовать развитию чувства цветовой гармонии, композиционного построения, основ познания формы, пластики, объема;
· содействовать развитию творческого отношения к окружающему предметному миру и умений отразить его в своих работах.
В результате изучения полного курса по программе «Глиняный сосуд» воспитанники должны знать:
· основы цветоведения и простейшей композиции;
· основные свойства материалов – глины, красок;
· названия основных керамических промыслов;
· простейшие способы лепки игрушки дымковского, филимоновского, каргопольского, романовского промыслов.
Уметь:
· владеть основными способами лепки: конструктивного, пластического, комбинированного, скульптурного моделирования из пласта жгутового;
· расписывать работы в стиле промысла;
· планировать работу пооперационно (при работе с глиной ограничение во времени требует особой собранности, иначе глина высохнет раньше, чем работа будет завершена).
Основу программы курса лепки «Глиняный сосуд» составляет лепка простейших изделий и игрушки.
Содержание включает блоки, предполагающие освоение учащимися ведущих понятий, основ эстетики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также овладение способами и приемами лепки.
Основу программы составляет система занятий, позволяющая ребенку овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства,развить эстетическое восприятие, приобщиться к народной культуре, художественному творчеству.
Формы занятий:
· практикумы, творческие мастерские по созданию художественного образа в авторских композициях;
· лекции и беседы по теоретической части обучения;
· проведение выставок авторских работ по случаю Православных праздников.
Основными формами подведения итогов являются: итоговая аттестация, защита авторской работы.
Занятия по декоративно-прикладному искусству – педагогически организованное общение с детьми, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместную деятельность.
Общение ученика с материалом (глиной) – саморазвивающийся творческий процесс. Так как основная задача педагога – не только выработка моторных механических навыков и освоение приемов лапки, но и осознание, и бережное развитие личности каждого ученика, его творческого начала, необходим гибкий дифференцированный подход, особое внимание индивидуальности ученика.
Подход к процессу обучения основан на учете различий в способах восприятия детей и предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество педагога и ученика, формирование активной жизненной позиции.
На занятиях широко используются визуальные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых, фото и видеоматериалы.
Программа рассчитана на школьников младшего и среднего школьного возраста.
Срок реализации программы – 1 год(72 часа).
Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теорет. | Практич. | ||
Вводное занятие | ||||
Глина и её свойства | ||||
Пластическая лепка | ||||
3.1 | Основные приемы пластической лепки | |||
3.2 | Филимоновская игрушка | |||
3.3 | Каргопольская игрушка | |||
3.4 | Работа на гончарном круге | |||
Комбинированный способ лепка | ||||
4.1 | Рельеф | |||
4.2 | Дымковская игрушка | |||
4.3 | Романовская игрушка | |||
4.4 | Авторский сувенир | - | ||
Жгутовой способ лепки | ||||
Роспись изделий из глины | ||||
6.1 | Основы цветоведения | |||
6.2 | Филимоновская игрушка | |||
6.3 | Каргопольская игрушка | |||
6.4 | Дымковская игрушка | |||
6.5 | Романовская игрушка | |||
Итоговое занятие | - | |||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Знакомство с программой. Керамика как вид декоративно-прикладного творчества. История развития керамики. Техника безопасности при работе с глиной, красками.
Практическая работа: начальная диагностика знаний и умений (лепка предметов на основе геометрических фигур).
Глина и её свойства
Свойства глины как пластического материала. Основные приемы работы с глиной. Понятие пропорции в изображении животных и посуды. Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Виды росписи. Материалы и инструменты, необходимые при выполнения работ из глины.
Практическая работа: лепка фигурок животных и образцов посуды по предложенным образцам. Роспись изделий.
3. Пластическая лепка
3.1. Основные приемы пластической лепки.
Разложение предметов на простые геометрические формы (шар, цилиндр, конус и т.д.).
Практическая работа: лепка декоративного колокольчика пластическим способом. Декорирование изделия.
3.2. Филимоновская игрушка.
История Филимоновского промысла. Особенности лепки и росписи. Приемы лепки формы игрушки «из куска», формирование образа вытягиванием деталей.
Практическая работа: лепка игрушки в традиционной филимоновской манере.
3.3. Каргопольская игрушка.
История каргопольского промысла. Особенности лепки и росписи.
Практическая работа: лепка каргапольской игрушки.
3.4. Работа на гончарном круге.
Устройство гончарного круга. Приемы работы на гончарном круге. Инструменты гончара.
Практическая работа: лепка простейших образцов глиняной посуды.
4. К омбинированный способ лепки
4.1. Рельеф
Виды рельефа. Технология выполнения. Правила построения композиции из декоративных элементов на плоскости.
Практическая работа: творческие упражнения по композиции из декоративных элементов на плоскости, выполнение и декорирование фото-рамки комбинированным способом.
4.2. Дымковская игрушка.
История Дымковского промысла. Особенности лепки и росписи, отличие от других народных игрушек.
Практическая работа: лепка фигурок птиц, животных, людей в традиционной дымковской манере.
4.3. Романовская игрушка
История и традиция Романовской игрушки. Отличие от других народных игрушек, особенности формы и цветового решения.
Практическая работа: лепка «романушек».
4.4. Авторский сувенир
Требования гармонии, декоративности и художественной выразительности изделий из глины.
Практическая работа: лепка авторских сувениров комбинированным способом лепки. Декорирование.
5. Жгутовой способ лепки
Русская национальная посуда, ее многообразие и колорит. Разнообразие форм сосудов. Зависимость форм посуды от ее утилитарного назначения. Национальные отличия в гончарной утвари разных народов. Жгутовой способ – древнейший вид формовки сосудов.
Практическая работа: рисование античной посуды, рисование грузинской и русской национальной утвари, выполнение эскиза сосуда в русской национальной традиции, изготовление сосудов жгутовым способом.
6. Роспись изделий из глины
6.1. Основы цветоведения
Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета, цветовой круг. Православная роспись.
Практическая работа: выполнение эскизов, роспись фигурок животных, людей, других сувениров в свободной манере.
6.2. Филимоновская игрушка
Узоры, орнаменты, применяемые в филимоновском промысле. Элементы росписи: линии, «древо жизни», изображение солнца.
Практическая работа: выполнение эскиза росписи, отработка приемов росписи на бумаге, роспись игрушки в традиционной Филимоновской манере.
6.3. Каргопольская игрушка
Особенности росписи Каргопольской игрушки. Линии и символы.
Практическая работа: выполнение эскиза игрушки, роспись игрушки в традиционном Каргопольском стиле.
6.4. Дымковская игрушка
Условность и декоративность в традициях росписи дымковской игрушки.
Практическая работа: выполнение эскиза дымковской игрушки, роспись игрушки в традиционной дымковской манере.
6.5. Романовская игрушка
Лаконичность и благородство сдержанного колорита в росписи романовской игрушки. Единство формы и цвета.
Практическая работа: выполнение эскиза игрушки, роспись игрушки в традиционной романовской манере.
Итоговое занятие
Итоговая аттестация. Защита авторских работ.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы необходимо следующее: просторный кабинет, оборудованный столами, стульями, шкафами.
Оборудование: гончарный круг, муфельная печь, дощечки для лепки.
Инструменты: стеки, емкости для воды, кисти.
Материалы: глина, краски (темперные, гуашевые), альбом для рисования, простой карандаш.
Литература
1. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1989.
2. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1988.
3. Дайн. Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Пищевая промышленность, 1981.
4. Климкова М.А. История керамики русского православного храма. В кн.: Хоругвь: Сб. статей. Вып. 8. - М., 2003.
5. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М.: Владос, 2000.
6. Народные промыслы. Художественный альбом. – М.: Художник РСФСР, 1989.
7. Общая психология: курс лекций. – 2001.
8. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школьных кружков. – М.: Просвещение, 1999.
9. Поверин А. Чернолощеная керамика. – М.: Просвещение, 2003.
10. Послушная глина. – М.: АСТ, 2000.
11. Рос Д. Керамика. Техника, приемы. – М.: АСТ–пресс книга, 2003.
12. Салтыков А.Б. Русская керамика 18-19 вв. – М.: Художник РСФСР, 1952.
13. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2001.
14. Чаварра Х. Уроки керамики. - М.: Астрель АСТ, 2003.
Составитель: Белау Ю.В., педагог дополнительного образования воскресной школы прихода Ильинской церкви г. Мичуринска Тамбовской области
Глиняный сосуд
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Тамбов: изд-во ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования, 2010
Технический редактор: Дробышева В.М.
Корректор: Суздальцева Ю.В.
Лицензия серия ИД № 03312 от 20 ноября 2000 года Государственного учреждения дополнительного образования Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования