УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Глиняный сосуд




Глиняный сосуд

Образовательная программа
дополнительного образования детей

 
Тамбов

Православная религиозная организация
«Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)»

Глиняный сосуд

Образовательная программа
дополнительного образования детей

Тамбов

 
2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»  
ББК 74.202.5я7

УДК 371.398(07) Утверждена на

Г54

 

 

Рецензенты:

заведующий отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской Епархии

иерей Игорь Груданов;

заведующая отделом декоративно-прикладного творчества ТОГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания)»

И.С. Павленко

 

Г54

Глиняный сосуд. Образовательная программа дополнительного образования детей / Сост.: Ю.В. Белау. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – 11 с.

 

 

Программа утверждена на заседании методического совета воскресной школы прихода Ильинской церкви г. Мичуринска Тамбовской области 15 марта 2010 г., протокол № 1.

 

ББК 74.202.5я7

УДК 371.398(07)

 

 
© Православная религиозная организация
«Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)», 2010


Информационная карта

 

1. Учреждение: воскресная школа прихода Ильинской церкви

г. Мичуринска Тамбовской области

2. Название программы: Глиняный сосуд

3. Сведения об авторе:

- фамилия, имя, отчество: Белау Юрий Викторович

- место работы: воскресная школа прихода Ильинской церкви

г. Мичуринска Тамбовской области

- должность: педагог дополнительного образования

- стаж работы в должности ПДО: 6 лет

- категория: первая

4. Сведения о программе:

4.1 Область применения, продолжительность и уровень освоения программы дополнительного образования:

для учащихся воскресной школы младшего и среднего школьного возраста, занимающихся по программе дополнительного образования

4.2 Продолжительность изучения курса – 1 год

4.3 Объем: 0,7 п.л.

4.5 Приложение: нет

4.6 Вид программы: модифицированная


Пояснительная записка

 

Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующего эстетический и этический вкусы ребенка, а также развивающим чувство прекрасного.

Святые Отцы Церкви учили, что вселенная создана Богом по законам гармонии. По образу премудро и прекрасно устроенного Богом мира, в подражание его многообразной красоте возводились и украшались православные храмы. Понимание нераздельности мудрости и красоты, их глубинное родство способствовало развитию и расцвету церковных видов искусств. Так, например, агиограф XVI века Пахомий Серб (Логофет) придавал зримой красоте храма апостольское значение, считая, что Церковь «разговаривает» с приходящими в нее людьми не только словами службы, но и предметами: «Аще и не гласом, вещми же паче проповедует и свое благолепие зрящим являет». В этом соборном хоре православных искусств, возносящем хваление Творцу, свое место занимает керамика.

Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, технологию, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Лепка, используемая в керамике в силу своей специфики и необходимости создания объемного изображения, в отличие от живописи и аппликации, связанных с двухмерным пространством в большой мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует усвоению целого ряда математических представлений (геометрических фигур, длины ширины, высоты и т.д.).

Современное воспитание служит формированию общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе, оказывает ребёнку помощь в осознанном выборе профессии.

Программа «Глиняный сосуд» относится к образовательной области «Искусство» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и художественно-образное видение мира.

Процесс воспитания культурной личности, формирование эстетического сознания определяется совокупностью эстетических чувств, потребностей, эстетического вкуса и идеала через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру. Полученные знания и навыки, эмоциональное отношение к деятельности позволяют формировать творческую личность, ценящую культуру, которая является ее духовной и материальной средой.

Цель программы: обеспечение необходимых условий для приобщения ребенка к Православному художественному творчеству (керамике), формирование общей Православной культуры.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

· познакомить с историей развития керамики, как вида прикладного искусства;

· познакомить с различными способами и техническими приемами работы с глиной;

· познакомить с различными видами росписи керамических изделий;

· воспитывать уважение к национальным традициям и интерес к народным промыслам;

· способствовать формированию профессионального интереса к керамике и дать начальную подготовку для поступления в учебные заведения данного профиля;

· способствовать развитию чувства цветовой гармонии, композиционного построения, основ познания формы, пластики, объема;

· содействовать развитию творческого отношения к окружающему предметному миру и умений отразить его в своих работах.

 

В результате изучения полного курса по программе «Глиняный сосуд» воспитанники должны знать:

· основы цветоведения и простейшей композиции;

· основные свойства материалов – глины, красок;

· названия основных керамических промыслов;

· простейшие способы лепки игрушки дымковского, филимоновского, каргопольского, романовского промыслов.

 

Уметь:

· владеть основными способами лепки: конструктивного, пластического, комбинированного, скульптурного моделирования из пласта жгутового;

· расписывать работы в стиле промысла;

· планировать работу пооперационно (при работе с глиной ограничение во времени требует особой собранности, иначе глина высохнет раньше, чем работа будет завершена).

Основу программы курса лепки «Глиняный сосуд» составляет лепка простейших изделий и игрушки.

Содержание включает блоки, предполагающие освоение учащимися ведущих понятий, основ эстетики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также овладение способами и приемами лепки.

Основу программы составляет система занятий, позволяющая ребенку овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства,развить эстетическое восприятие, приобщиться к народной культуре, художественному творчеству.

Формы занятий:

· практикумы, творческие мастерские по созданию художественного образа в авторских композициях;

· лекции и беседы по теоретической части обучения;

· проведение выставок авторских работ по случаю Православных праздников.

Основными формами подведения итогов являются: итоговая аттестация, защита авторской работы.

Занятия по декоративно-прикладному искусству – педагогически организованное общение с детьми, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместную деятельность.

Общение ученика с материалом (глиной) – саморазвивающийся творческий процесс. Так как основная задача педагога – не только выработка моторных механических навыков и освоение приемов лапки, но и осознание, и бережное развитие личности каждого ученика, его творческого начала, необходим гибкий дифференцированный подход, особое внимание индивидуальности ученика.

Подход к процессу обучения основан на учете различий в способах восприятия детей и предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество педагога и ученика, формирование активной жизненной позиции.

На занятиях широко используются визуальные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых, фото и видеоматериалы.

 

Программа рассчитана на школьников младшего и среднего школьного возраста.

Срок реализации программы – 1 год(72 часа).

Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа.

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование разделов Количество часов
Всего Теорет. Практич.
  Вводное занятие      
  Глина и её свойства      
  Пластическая лепка      
3.1   Основные приемы пластической лепки      
3.2   Филимоновская игрушка      
3.3   Каргопольская игрушка      
3.4   Работа на гончарном круге      
  Комбинированный способ лепка      
4.1   Рельеф      
4.2   Дымковская игрушка      
4.3   Романовская игрушка      
4.4   Авторский сувенир   -  
  Жгутовой способ лепки      
  Роспись изделий из глины      
6.1   Основы цветоведения      
6.2   Филимоновская игрушка      
6.3   Каргопольская игрушка      
6.4   Дымковская игрушка      
6.5   Романовская игрушка      
  Итоговое занятие     -
Итого:      

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Знакомство с программой. Керамика как вид декоративно-прикладного творчества. История развития керамики. Техника безопасности при работе с глиной, красками.

Практическая работа: начальная диагностика знаний и умений (лепка предметов на основе геометрических фигур).

 

Глина и её свойства

Свойства глины как пластического материала. Основные приемы работы с глиной. Понятие пропорции в изображении животных и посуды. Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Виды росписи. Материалы и инструменты, необходимые при выполнения работ из глины.

Практическая работа: лепка фигурок животных и образцов посуды по предложенным образцам. Роспись изделий.

 

3. Пластическая лепка

3.1. Основные приемы пластической лепки.

Разложение предметов на простые геометрические формы (шар, цилиндр, конус и т.д.).

Практическая работа: лепка декоративного колокольчика пластическим способом. Декорирование изделия.

3.2. Филимоновская игрушка.

История Филимоновского промысла. Особенности лепки и росписи. Приемы лепки формы игрушки «из куска», формирование образа вытягиванием деталей.

Практическая работа: лепка игрушки в традиционной филимоновской манере.

3.3. Каргопольская игрушка.

История каргопольского промысла. Особенности лепки и росписи.

Практическая работа: лепка каргапольской игрушки.

3.4. Работа на гончарном круге.

Устройство гончарного круга. Приемы работы на гончарном круге. Инструменты гончара.

Практическая работа: лепка простейших образцов глиняной посуды.

4. К омбинированный способ лепки

4.1. Рельеф

Виды рельефа. Технология выполнения. Правила построения композиции из декоративных элементов на плоскости.

Практическая работа: творческие упражнения по композиции из декоративных элементов на плоскости, выполнение и декорирование фото-рамки комбинированным способом.

4.2. Дымковская игрушка.

История Дымковского промысла. Особенности лепки и росписи, отличие от других народных игрушек.

Практическая работа: лепка фигурок птиц, животных, людей в традиционной дымковской манере.

4.3. Романовская игрушка

История и традиция Романовской игрушки. Отличие от других народных игрушек, особенности формы и цветового решения.

Практическая работа: лепка «романушек».

4.4. Авторский сувенир

Требования гармонии, декоративности и художественной выразительности изделий из глины.

Практическая работа: лепка авторских сувениров комбинированным способом лепки. Декорирование.

5. Жгутовой способ лепки

Русская национальная посуда, ее многообразие и колорит. Разнообразие форм сосудов. Зависимость форм посуды от ее утилитарного назначения. Национальные отличия в гончарной утвари разных народов. Жгутовой способ – древнейший вид формовки сосудов.

Практическая работа: рисование античной посуды, рисование грузинской и русской национальной утвари, выполнение эскиза сосуда в русской национальной традиции, изготовление сосудов жгутовым способом.

 

6. Роспись изделий из глины

6.1. Основы цветоведения

Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета, цветовой круг. Православная роспись.

Практическая работа: выполнение эскизов, роспись фигурок животных, людей, других сувениров в свободной манере.

6.2. Филимоновская игрушка

Узоры, орнаменты, применяемые в филимоновском промысле. Элементы росписи: линии, «древо жизни», изображение солнца.

Практическая работа: выполнение эскиза росписи, отработка приемов росписи на бумаге, роспись игрушки в традиционной Филимоновской манере.

6.3. Каргопольская игрушка

Особенности росписи Каргопольской игрушки. Линии и символы.

Практическая работа: выполнение эскиза игрушки, роспись игрушки в традиционном Каргопольском стиле.

6.4. Дымковская игрушка

Условность и декоративность в традициях росписи дымковской игрушки.

Практическая работа: выполнение эскиза дымковской игрушки, роспись игрушки в традиционной дымковской манере.

6.5. Романовская игрушка

Лаконичность и благородство сдержанного колорита в росписи романовской игрушки. Единство формы и цвета.

Практическая работа: выполнение эскиза игрушки, роспись игрушки в традиционной романовской манере.

 

Итоговое занятие

Итоговая аттестация. Защита авторских работ.

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы необходимо следующее: просторный кабинет, оборудованный столами, стульями, шкафами.

Оборудование: гончарный круг, муфельная печь, дощечки для лепки.

Инструменты: стеки, емкости для воды, кисти.

Материалы: глина, краски (темперные, гуашевые), альбом для рисования, простой карандаш.


Литература

1. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1989.

2. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1988.

3. Дайн. Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Пищевая промышленность, 1981.

4. Климкова М.А. История керамики русского православного храма. В кн.: Хоругвь: Сб. статей. Вып. 8. - М., 2003.

5. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М.: Владос, 2000.

6. Народные промыслы. Художественный альбом. – М.: Художник РСФСР, 1989.

7. Общая психология: курс лекций. – 2001.

8. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школьных кружков. – М.: Просвещение, 1999.

9. Поверин А. Чернолощеная керамика. – М.: Просвещение, 2003.

10. Послушная глина. – М.: АСТ, 2000.

11. Рос Д. Керамика. Техника, приемы. – М.: АСТ–пресс книга, 2003.

12. Салтыков А.Б. Русская керамика 18-19 вв. – М.: Художник РСФСР, 1952.

13. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2001.

14. Чаварра Х. Уроки керамики. - М.: Астрель АСТ, 2003.

 


Составитель: Белау Ю.В., педагог дополнительного образования воскресной школы прихода Ильинской церкви г. Мичуринска Тамбовской области

 

Глиняный сосуд

Образовательная программа
дополнительного образования детей

 

Тамбов: изд-во ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования, 2010

Технический редактор: Дробышева В.М.

Корректор: Суздальцева Ю.В.

 

 

Лицензия серия ИД № 03312 от 20 ноября 2000 года Государственного учреждения дополнительного образования Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования

 

   
Тираж экз. Объем 0,7 п.л. Подписано в печать



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: