в логопедической группе.




Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической ра­боты. Как указывает Л.О. Бадалян, 4 —10% детей школьного и дошкольного воз­раста страдают данным рас­стройством. Чаще его выявля­ют у мальчиков.

Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчи­няются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, по­стоянно совершают нецеле­направленные движения, им­пульсивны, зачастую эмоцио­нально неустойчивы.

Причины данного расстрой­ства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных поврежде­ний головного мозга. В отдель­ных случаях возможно наслед­ственное (генетическое) проис­хождение СДВГ.

Клинико-возрастные осо­бенности данного синдрома могут проявляться уже с пер­вых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинно­го плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной воз­будимости кишечной стенки. С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее.

По данным О.В. Халецкой и В.М. Трошина, полная картина синдрома разворачи­вается к 7—12 годам.

Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто малень­кий, вот в школу пойдет, тог­да...». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концентра­ции внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоор­ганизации дети начинают ис­пытывать трудности в процес­се обучения, даже имея не­плохие способности. «Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них мо­гут проявиться специфичес­кие стойкие затруднения при обучении их чтению и пись­му». Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личнос­ти, как упрямство, агрессив­ность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту — социальная деза­даптация. Ее последствия мо­гут быть самыми нежелатель­ными: от невозможности по­лучить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до по­падания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к анти­общественному поведению.

Понимание серьезности нарушения необходимо доне­сти до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. «Лечение СДВГ всегда должно являться комплекс­ным и включать методы мо­дификации поведения, психо­терапию, психолого-педагоги­ческую коррекцию... Важное место... занимает медикамен­тозная терапия». Она назначается врачом, по два-три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказан­ных методов оказывается не­достаточно для преодоления проблем поведения и устране­ния нарушений когнитивных функций.

 

Необходимо знать, что не во всех случаях проявления ре­бенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

— возникает в возрасте до 8 лет;

— присутствует не менее чем в двух сферах деятельнос­ти (в школе, дома, в труде, играх);

— не обусловлен психотичес­кими, тревожными, аффек­тивными, диссоциативными расстройствами или психо­патиями;

— вызывает значительный психологический диском­форт и дезадаптацию;

— признаки сохраняются не менее 6 мес.

 

Итак, ребенок с СДВГ вы­явлен логопедом, направлен на консультацию и лечение к вра­чу и психологу. Результаты работы данных специалистов появятся не скоро. Лечение может занять месяцы, а в не­которых случаях и годы, а кор­рекцию речи надо начинать уже сейчас, не дожидаясь сгла­живания проявлений СДВГ.

На основании изучения ме­дицинских и педагогических источников, а также собствен­ного многолетнего опыта, нами разработаны некоторые методические подходы, при­емов и правил, позволяющие повысить эффективность заня­тий с детьми с СДВГ и исполь­зовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

 

Основные принципы взаимодействия с ребенком

1. Демонстрировать пози­тивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утом­ляет.

3. Меньше замечаний — больше похвалы, так как «пси­хологические особенности ги­перактивных детей таковы, что порог чувствительности к отри­цательным стимулам очень низок».

4. Находиться рядом. Под­держивать зрительный кон­такт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, до­тронуться до спины, погла­дить плечо).

5. Вседозволенность, заис­кивание перед ребенком не­допустимы.

 

 

Требования к организации и методике

проведения логопедических занятий

 

1. Занятия должны иметь постоянное место в распоряд­ке жизни ребенка (желатель­но в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.

2. Форма организации за­нятий — индивидуальная или в небольшой подгруппе.

3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвле­кающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к за­нятию).

Ход занятия должен по­зволять часто менять вид дея­тельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

4. Содержание заданий дол­жно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

5. Использовать разнообраз­ный наглядный материал.

6. В работе с дошкольника­ми отдавать предпочтение иг­ровым приемам, сюрпризным моментам.

7. Не давать многоступен­чатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсужде­нием промежуточных резуль­татов работы.

9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая зада-ния.

10. Со старшими дошколь­никами и младшими школь­никами следует заранее дого­вариваться о продолжительно­сти занятия или об объеме предстоящей работы.

 

Игры и упражнения, позволяющие снять

двигательное напряжение в процессе занятия

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу ло­гопеда. Предъявление дисцип­линарных требований по от­ношению к нему не эффектив­но, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нараста­нию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «раз­рядку». Однако движения не должны стать дезорганизую­щим фактором. Их осмыслен­ный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения — совершенствова­нию мелкой моторики, обуче­нию выделять слова в предло­жении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволя­ет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повы­шает интерес к занятиям, де­лает их более организованны­ми и эффективными.

Повсеместно в логопедичес­кой практике используются физкультминутки, но для ре­бенка с СДВГ их явно недо­статочно. На своих занятиях я даю задания, где нужно не только говорить, но и действо­вать. Например, работая над звукопроизношением, молено использовать упражнения на автоматизацию с двигательны­ми заданиями.

 

Варианты заданий при ра­боте над звукопроизношени­ем на этапе отработки изо­лированных звуков:

— расправив руки - «крылья», «летать на самолете» по комнате — р-р-р;

— «ездить» на маленькой иг­рушечной машине по лома­ным, спиралевидным или извилистым дорожкам раз­ной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.

Варианты заданий при ав­томатизации звуков на уров­не слога:

— запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, тулови­ща: ша (руки вперед) — шо (руки вверх) — шу (руки опустить);

— «игра на пианино» (исполь­зуется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су – сы – са - со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или ве­селой, громкой или тихой.

 

Варианты заданий при ав­томатизации звуков в словах:

— игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг дру­гу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь про­пущенный звук», «Назови детеныша» и др.);

— «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выпол­нении задания (правильно повторить слово вслед за ло­гопедом, назвать лишнее сло­во и т.д.). При ошибочном ответе — шаг назад. Игра за­канчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее ого­воренного предмета.

 

Варианты заданий при ра­боте на уровне предложения:

— Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль оп­ределенного слова, его за­дача — занять свое место в предложении;

— «Скажи и покажи»: соста­вить предложение по сю­жетной картинке, а затем продемонстрировать его с по­мощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала со­ставляются все предложе­ния, затем один из детей де­монстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содер­жание;

— «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

 

Эти и аналогичные им зада­ния могут быть применены и в других разделах логопедической работы.

Таким образом, логопед не только повышает эффективность и качество работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: