Особенности поэтики комедий Аристофана.




Аристофан «Облака»

Поднимется тема о старом и новом воспитании, дурные последствия софистического воспитания, высмеевает софистику. Сократ – собирательная карикатура на софистику (ошибочное понимание суждений Сократа). В софистике Аристофана пугает отрыв от полисной этике. Беспредельная и расплывчатая мудрость софистов – символизируется в хоре божественных облаков.

Состязание Правды (старое строгое воспитание) и Кривды (свобода вожделений). Кривда побеждает.

В «Облаках» ярко отражены все идеологические и стилистические особенности творчества Аристофана. Симпатии автора и зрителя, конечно, всецело на стороне крестьянина Стрепсиада, а на все городское воспитание, которое Аристофан отождествляет с софистикой, дается резкая пародия, не пощадившая даже Сократа, противника софистов, но тоже обучавшего новой мудрости. Человеческие характеры заменяются в «Облаках» олицетворёнными идеями, но их крикливыйгиперболизм делает комедию красочной и веселой. Так как вместо прежних антропоморфных божеств греческая натурфилософия проповедовала материальные стихии, то они представлены здесь в виде облаков.

Аристофан «Лисистрата»

Основная проблематика тема войны и мира. Осуждение наступательной войны, вопрос истинного героизма, долга перед родиной.

Манифест против военной политики, историческая основа – возврат войск после разгрома сицилийской экспедиции. Женщины Эллады проявляют гражданскую позицию. Аристофан показал роль, которую способны сыграть женщины, матери, жены в прекращении бессмысленных кровопролитий. Лисистрата – молодая, энергичная женщина, умная, образованная, наделенная даром аргументации. Женщины должны сплотиться. Мысль о всеобщей разрухе, необходимом единстве.

Проблема защиты прав женщин, образ Лисистраты перекликается с Медеей Еврепида.

«Лисистрата» – одна из наиболее стройных по композиции аристофановских комедий. Все ее элементы подчинены решению главной задачи.

Особенности поэтики комедий Аристофана.

Аристофана непосредственно связывают с возникновением древней аттической комедии. Вырабатывает своеобразный сюжет и необычную форму комедии. Изменяется роль хора – хор часто активно вмешивается в отношения действующих лиц.

Аристофан высмеивает творчество Эсхила, его тяжеловесный стиль.

Активно применяет приемы комического в творчестве и утверждает, что умение смеяться – достоинство, которое отличает человека от животного. Убирает из оборота все грубые, чисто внешние комические приемы, основанные на непристойностях. Устранение всего пошлого.

В своем творчестве Аристофан действительно не боялся нападать «на самых могучих. Поднял тему роли поэта в государстве, тему художественных идеалов.

Комедии Аристофана отличаются богатством остроумия, гениальностью замысла, смелостью изобретения, меткими и отчетливыми характеристиками, блестящим, привлекательным и благозвучным языком.

Поэт стоит на старой, консервативной точке зрения, поддерживает идеи мира, противник демагогов, которые сбивают с толку народ, эксплуатируют государство.

Необузданная политическая сатира, особенно в раннем творчестве.

Осуждает «вождей народа», задорных или неумелых полководцев, страсть к тяжбам, легкомыслие и легковерие, искательство приключений и стремление афинян к господству, дурное воспитание и вредное влияние софистов, развращенность новейших поэтов и т. д.

Он захватывает все стороны общественной и частной жизни, так что его комедии имеют весьма важное значение для знакомства с афинскою жизнью.

Гениальный поэт-патриот раскрывал все дурные и слабые стороны государственной, нравственной, научной, художественной жизни Афин того времени. Он подвергал осмеянию все проявления болезненности, изнеженности нравов. Смелая сатира Аристофана изобличала все пороки, слабости его времени.

 

13. Прозаические произведения греческой литературы (Геродот, Фукидид, Демосфен, Платон, Аристотель).

 

Греческая проза:

- возникновение и развитие прозаических жанров.

- историография

- философская проза

- ораторское искусство

- проза эпохи эллинизма и римского владычества

К концу V в. до н.э. в греческой литературе проза постепенно оттеснила поэзию и заняла ее место. Она стала художественным средством выражения общественных идей, мыслей и чувств. Развитие прозы связано с ростом критической и научной мысли.

В устном народном творчестве греков поэтические и протаические жанры существовали с давних времен. Среди устных прозаических жанров преобладали малые формы - пословицы, поговорки, басни, сказки. Автором всех прозаических басен греки называли горбатого и уродливого фригийского раба Эзопа, жившего в VI в. до н.э. и сброшенного за святотатство в пропасть дельфийскими жрецами. Ученые сомневаются в реальности существования Эзопа, но под его именем сохранилось более четырехсот басен, записанных впервые в Аттике в IV в. до н.э. Из многочисленных басен Эзопа, ставших источником для всех последующих баснописцев, наиболее известны "Лисица и виноград", "Цикада и муравей", "Старик и смерть", "Лягушки, просящие царя", "Волк и ягненок", "Ворона и лисица" и др.

До нас почти не дошли греческие сказки, так как к ним в античности не проявляли интереса и не записывали их. Сказки рассказывались старухами на женской половине дома.

Прозаические надписи относятся к VII в. Это служебные записи: списки должностных лиц, победителей на состязаниях, перечни постановлений, договоры и прочее. Следует, однако, упомянуть о греческих письменных памятниках конца II тысячелетия до н. э. (крито-микенская письменность). После длительного перерыва в VII в. до н.э. вновь появляются служебные прозаические записи, но уже в новом алфавите.

Литературные прозаические записи возникают несколько позже, в VI в., в Ионии, на родине гомеровского эпоса. В начале VI в. Египет стал усиленно экспортировать вИонию папирус, а вскоре появились и первые письменные сочинения в прозе, потребность в которых совпала с открытием дешевого и удобного писчего материала. Зарождение прозы в Ионии связано с развитием науки и философии, возникших на основе богатых эмпирических сведений, которые требовалось систематизировать и объединить для насущных практических целей. Поэтому с начала своего существования греческая литературная проза, обладавшая высокими художественными достоинствами и предназначенная для самой широкой аудитории, была неотделима от науки, которая еще не выделилась среди остальных форм идеологии. Отсюда и своеобразное деление греческой прозы, принятое античными филологами, на историографию, включающую сочинения по географии, философию, дополненную медициной, и ораторскую прозу.

Пробуждение сознательного интереса к прошлому и зарождение историографии происходит в Ионии и вызвано практическими потребностями. Издавна люди стремились утвердить преимущества отдельных племен, родов, поселений и профессий ссылками на древность или божественность их происхождения.

Геродот, прозванный древними "отцом истории". В разные периоды своей жизни Геродот совершил ряд путешествий. Кроме Малой Азии и Греции, он объехал побережье Черного моря, страну скифов на территории нынешней Украины, продвинулся также в глубину персидского царства, достигнув Вавилона, а возможно, и Суз. Он также посетил Египет, финикийские города на сирийском побережье и Кирену в Африке. Из стран западного бассейна Средиземного моря он был только на Сицилии и в Южной Италии (Кротон, Метапонт). Даты и длительность этих путешествий вызывают споры у ученых. Произведение Геродота под названием История (Historiai) в 9 книгах написано на ионийском диалекте. Разделение на книги (и названия книг по именам Муз) имеет более позднее происхождение и часто представляется механическим, поскольку разрывает единые отрывки текста. Основной идеей сочинения Геродота является извечный антагонизм Востока и Запада. Переломным моментом в этом конфликте стали греко-персидские войны. Чтобы показать постепенное его нарастание, Геродот прослеживает все этапы формирования персидского царства. Персидские завоевания делают возможным изложение истории государств по мере их покорения персами. Композиция всего произведения Геродота чрезвычайно усложнена (основное повествование, экскурсы и отступления в рамках этих экскурсов), ибо Геродот не ограничивается политической историей, но, по образцу ионийских логографов (в основном Гекатея), приводит обширный географический и этнографический материал, формирующий малые монографии в составе произведения (описания Вавилонии, Египта, Скифии), не останавливается автор и перед свободным введением в свой рассказ повествований новеллистического и басенного типа. Несмотря на разнообразие материала, обилие фактов, множество самых неожиданных отступлений, Геродот никогда не теряет основной нити своего повествования и использует все средства для достижения одной цели - прославления и утверждения Эллады. Создавая свое произведение, Геродот опирался на личные наблюдения, живую устную традицию и на литературные тексты. У него не было еще разработанной исторической методологии, он не умел анализировать источники, однако стремился создать по возможности объективную картину прошлого, приводил различные версии описываемых событий. Не раз он давал волю своим сомнениям, хотя вообще у него отсутствуют ссылки на собственное мнение. Цицерон не без основания назвал Геродота "отцом истории". В противоположность ионийским логографам, Геродот ограничил время повествования жизнью примерно двух поколений. В истории, помимо действия людей, Геродот видел божественный промысел, который определяет судьбы народов и отдельных людей, не допуская перехода определенных границ ("зависть богов"). Значительную роль в произведении Геродота играют знамения и предсказания.

Фукидид. Рассказывают, что когда Геродот в Афинах читал публично отрывки из своей "Истории", он обратил внимание на юношу, который, затаив дыхание, со слезами на глазах слушал прославленного мастера. Геродот подошел к отцу юноши и поздравил его с таким любознательным сыном. Так античное предание объединило имена двух великих историков - ионийца Геродота и афинянина Фукидида.

Фукидид был несправедливо обвинен в неудаче одной военной операции и приговорен к двадцатилетнему изгнанию из Афин. В годы изгнания Фукидид занялся историей Пелопоннесской войны. По его словам, он "записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований каждого факта в отдельности взятого". Впоследствии античные филологи разделили сочинение Фукидида на 8 книг и дали ему ставшее традиционным заглавие "История". К этому времени историю стали рассматривать как "наставницу жизни". Поэтому Фукидид, мыслитель и политик, ищет в событиях прошлого ответа на вопросы, волнующие его современников. "История" Фукидида - настоящее научное произведение, в котором отсутствуют ссылки на божественное вмешательство, преодолена вера в оракулы, чудеса, неотвратимую судьбу, вместо которой выступает случайность (Тиха). По сравнению с Геродотом научная мысль Фукидида ушла далеко вперед, некоторые его открытия кажутся поразительными на общем уровне исторической науки того времени. Так, Фукидид первым высказал предположение, что войны вызываются экономическими факторами, а причины войны не тождественны поводам к ней.

Сочинение Фукидида отличается не только своими научными достоинствами. Оно является высокохудожественным произведением. Особое место в сочинении Фукидида занимают пространные прямые речи, произносимые правителями, государственными деятелями, полководцами, послами и другими лицами, во всех книгах, кроме последней. Это - определенная традиция, восходящая к эпосу и продолженная в прозе Геродотом. "Речи составлены у меня так,- рассказывает Фукидид,- как, по моему мнению, каждый оратор, сообразуясь всегда с обстоятельствами данного момента, скорее всего мог говорить о настоящем положении дел. Причем я держался возможно ближе общего смысла действительно сказанного". Обилие речей и отчасти их стиль свидетельствуют также о распространении софистической риторики во времена Фукидида, Речи помогают Фукидиду избежать прямых характеристик политических деятелей, то есть способствуют сохранению объективности изложения. Ораторы Фукидида - скорее носители определенных политических идей, чем индивиды. Фукидид пишет на аттическом диалекте. Его стиль лишен плавности и прозрачности последующей аттической прозы. Рассказ Фукидида очень краток и всегда лаконичен, мысли предельно сконцентрированы, и нередко замысел писателя богаче средств словесного выражения.

Фукидид считался непревзойденным историком. После него события Пелопоннесской войны не привлекали внимания писателей, не рисковавших соперничать с ним, но многие стремились продолжить рассказ Фукидида.

Ксенофонт. Своей "Греческой историей" непосредственно примкнул к последнейфразе сочинения Фукидида. Но во всем остальном между двумя афинскими историками было более различия, чем сходства. Ксенофонт - аристократ, противник афинской демократии и спартанофил. Он не мог идеализировать афинский полис и прославлять Перикла, воплотившего, по Фукидиду, идеалы афинской демократии. Ксенофонт в молодости покинул Афины, и для него родной город не имеет той ценности, как для Фукидида.

В "Греческой истории" Ксенофонт не скрывает своих симпатий к Спарте и ее правителю Агесилаю, образ которого он идеализирует. По своему мировоззрению Ксенофонт не выше современных ему обывателей; он суеверен и в каждом историческом событии ищет волю божества, раскрываемую в оракулах или знамениях при жертвоприношениях.

Еще до "Греческой истории" Ксенофонт написал "Анабасис" ("Поход"), где рассказал о том, что ему пришлось пережить, когда он служил наемником в армии Кира Младшего, выступившего против своего брата, царя Персии. В битве близ Вавилона Кир погиб, все греческие стратеги были казнены, Ксенофонт возглавил десятитысячный греческий отряд и повел его через вражеские страны назад в Элладу. В "Анабасисе" Ксенофонта своеобразный военный дневник принял форму законченного исторического повествования.

В отличие от Фукидида, Ксенофонта интересует человек как личность. Ему принадлежит первый исторический роман о Кире Старшем "Воспитание Кира", в котором вопреки историческим фактам писатель рисует Кира идеальным правителем, ставшим таковым вследствие разумного воспитания.

В " Спартанской политии" Ксенофонт противопоставляет современную ему Спарту идеализированной им древней Спарте времен ее законодателя Ликурга. В юности Ксенофонт был учеником Сократа, и воспоминание об этом отразилось в его "философских произведениях, которые не отличаются особой глубиной и посвящены в основном вопросам практической морали. Язык сочинений Ксенофонта плавен, прост и предельно ясен. Позднейшая критика высоко оценивала стиль Ксенофонта и считала его язык образцовым для классической аттической прозы.

Греческая философия возникла в VI в. в Ионии. Ее появление было связано с настойчивым и упорным стремлением греков понять и объяснить природу и ее сущность.

Платон подвел итог идеалистическим концепциям южноиталийских идеалистических школ. Происходил из древнего аристократического рода и в молодости был убежденным последователем Сократа, вокруг которого группировалась аристократическая молодежь Афин. Поселился близ рощи древнего героя Академа и в соседнемгимнасии стал собирать учеников, назвав свою школу Академией.

Произведения Платона обычно делят на три группы. К первой относятся ранние диалоги, в которых Платон использует метод Сократа и ведет исследование в форме беседы, чередуя вопросы и ответы ("Ион", "Малый Гиппий", "Хармид" и др.). Главное действующее лицо всех этих диалогов - Сократ. К зрелому периоду относятся произведения, в которых Платон вырабатывает собственный стиль: в диалогах наряду с беседой появляется связное изложение, философская тема дается в высокохудожественном оформлении. Образ Сократа по-прежнему играет большую роль ("Пир", "Федон", "Федр", "Государство"). В поздних диалогах роль Сократа постепенно ослабевает. В "Законах", последнем произведении Платона, Сократ уже не появляется. Художественная ценность этих сочинений ("Парменид", "Феэтет", "Тимей", "Критий", "Законы") снижается.

Во всех этих произведениях последовательно вырабатывается система философских воззрений Платона. Реальный земной мир, по Платону, лишь отблеск, слабое и неверное отражение "истинного" мира вечных и неизменных идей, где пребывает душа человека до его рождения и куда она возвращается после его смерти. Высшая идея, идея блага - бог. Разум связывает человека с истинным миром идей, и путем философского созерцания человек может приобщиться к этому миру, уподобиться божеству.

Все философские произведения Платона - художественные литературные сочинения, составленные в форме диалогов, за исключением "Защитительной речи Сократа".Отличительными особенностями платоновского диалога являются: искусное обрамление, ведение рассказа от первого лица, сочетание в рассказе событий прошлого и настоящего, яркие портретные характеристики собеседников.

Платон часто использует мифы различного содержания и формы, иногда обращаясь к фольклорным источникам, иногда сочиняя их сам. До сих пор загадочным представляется дважды упоминаемый Платоном миф о могущественном государстве Атлантиде, сопернице Афин в незапамятные времена, впоследствии погрузившемся на дно Океана ("Тимей", "Критий").

Блестящий стилист и художник, Платон прибегает к различным образным средствам для конкретизации своих философских положений. Так, противопоставляя чувственный мир миру идей, Платон образно сравнивал жизнь людей с участью узников, сидящих в темной пещере спиной к ее открытому входу. Мимо входа в пещеру все время ходят люди, но узники видят перед собой на гладкой стене лишь неясные тени людей и предметов, находящихся вне пещеры. В своем заблуждении обитатели пещеры считают тени реальностью. Только мудрец, если он находится среди них, может познать истинную природу вещей, преодолеть заблуждения и вывести несчастных узников за пределы пещеры в подлинно прекрасный мир.

С позиций своей философии Платон оценивает искусство, создавая первую последовательную систему эстетических взглядов. Он разделяет традиционное античное представление об искусстве как о подражании жизни. Но так как жизнь, то есть реальный мир, для Платона лишь слабое и недостоверное отражение вечного мира идей, то искусство, подражающее жизни, воспроизводит образ пустой картины. Поэтому Платон объявляет искусство основным источником человеческих заблуждений и решительно изгоняет его из своего идеального государства, жителям которого разрешается петь только религиозные гимны, очищающие и облагораживающие их души. Вопреки собственной писательской деятельности Платон утверждал, что с ростом художественной ценности искусства увеличивается его вредное влияние на людей.

Аристотель родился в македонском городе Стагире в семье врача. В 367 г. он приехал в Афины и стал учеником Платона. Затем в 342 г., приняв приглашение македонского царя Филиппа, уехал в Македонию воспитателем его сына Александра. После воцарения Александра Аристотель вернулся в Афины, где основал в 335 г. в роще Аполлона Ликейского свою школу, получившую название Ликея, или Лицея. Своей научной деятельностью Аристотель подвел итог всем достижениям античной мысли. Как философ, Аристотель выступил против своего учителя Платона.

Сочинения Аристотеля обычно делят на три группы. К раннему периоду относятся философские диалоги, дошедшие до нас в незначительных фрагментах. Сочиненные, вероятно; еще во времена занятий в Академии, эти диалоги были построены по типу платоновских, но отличались от последних тем, что представляли собой изложение философской дискуссии, в которой одна речь была ответом на другую. В древности большой известностью пользовался " Протрептик", то есть "Побуждение" к занятию философией, посвященный кипрскому царю. Уже в это время, как свидетельствует отрывок диалога "О философии", Аристотель открыто выступил с критикой учения Платона.

Вторую группу составляют также малоизвестные нам ученые труды

Аристотеля, которые создавались на основе коллективной работы Ликея. Так, к этому типу относились 158 политий, т. е сочинений о государственном устройстве различных полисов. Из них в отрывках дошла лишь " Афинская полития ", найденная в конце прошлого века. Аристотель подбирал также материалы об афинских драматических состязаниях, первым использовав эти сведения для истории афинского театра.

Сочинения первых двух групп предназначались Аристотелем для опубликования и были рассчитаны на широкого читателя. Третью группу составляют многочисленные систематические курсы Аристотеля, которые он не предполагал публиковать. Они не являются литературными произведениями, так как представляют скорее всего конспекты лекций, читавшихся Аристотелем. Но именно эти трактаты сохранились до нашего времени, и на них основана вся последующая слава Аристотеля. Обнаружены эти произведения были случайно около 100 г. до н.э. запрятанными в подвале дома в одном городке Малой Азии. Затем их привезли в Афины, откуда они попали в Рим, где впервые началось изучение этих трактатов, продолжавшееся вплоть до VI в. н.э. Наряду с подлинными сочинениями Аристотеля сюда попали произведения его учеников. Поэтому вопрос о принадлежности тех или иных трактатов или отдельных частей их Аристотелю составляет сложную филологическую проблему.

Все сохранившиеся произведения можно распределить на 6 частей. Первую, самую многочисленную, составляют трактаты по естествознанию, затем следуют сочинения по логике, психологии и метафизике, этике и политике. Для литературоведения наибольший интерес представляет последняя часть трактатов, куда входят "Риторика" и "Поэтика". Первая - ученое рассуждение по теории красноречия. Вторая - изложение теоретических основ поэзии, дошла до нас в отрывках, посвященных эпосу и трагедии. Ценность "Поэтики", при всем несовершенстве и неполноте текста, в том, что, подытоживая в ней путь, пройденный греческой поэзией от Гомера до конца V в. до н.э., Аристотель раскрывает свое отношение к искусству и литературе.

Третьим видом греческой прозы античные ученые назвали ораторскую прозу, или красноречие. Весь уклад жизни Греции способствовал тому, что в любом полисе, особенно демократическом, всегда имелись аудитория и ораторы, готовые выступить перед слушателями. Греки очень ценили живую, устную речь, и даже чтение для себя было неизменно чтением вслух. В Афинах слово "оратор" обозначало политического деятеля, и первым великим греческим оратором был Перикл, которого шутливо называли "громовержцем" и "олимпийцем".

Уже в V в. появляются первые теоретические сочинения об ораторском искусстве. Родиной науки о красноречии греки считали Сицилию, где Коракс и его ученик Тисий составили первое руководство по судебным речам.

По содержанию и обстановке произнесения речи делились на три группы: а) политическое красноречие, б) судебное и в) эпидиктическое, или торжественное. Каждый тип речи создавался в определенных правилах риторики, науки об ораторской речи.

Самым распространенным видом красноречия в Афинах было судебное, связанное с особенностями античного судопроизводства, в котором не допускалось представительство сторон, и тяжущиеся должны были выступать сами, отстаивая свои интересы, а решение выносили присяжные.

 

14. Новоаттическая бытовая комедия. Менандр.

 

В эпоху эллинизма прежние литературные жанры претерпевают значительное изменение. Театр все еще остается любимым видом зрелищ. Число праздников увеличивается. Всем видам драматических представлений эллинистическое общество предпочитало комедию, процветавшую в Афинах в III в. до н.э. Эллинистическая аттическая комедия получила название "новой" комедии. Она продолжала традиции "древней" и "средней" комедии, но, в отличие от них, стала бытовой комедией нравов. Ее основные темы - семейная жизнь и любовь. Персонажи унаследованы ею от "средней" комедии - влюбленные юноши, старики, гетеры, рабы и рабыни, богатые жены, сводники, повара, прихлебатели (параситы). Сюжеты, как правило, однообразны и почерпнуты из мифов или сказок, но перенесены в бытовую обстановку афинской действительности. Освобождение девушки, попавшей к своднику, "узнание" некогда подкинутого ребенка родителями и так далее - таковы наиболее частые сюжеты новой комедии. Искусство комедиографа проявляется в разработке интриги, в структуре действия, в создании характеров действующих лиц.

Этическая философия IV-III вв. до н.э. много внимания уделяла изучению и классификации человеческих характеров. Причем характер понимался как совокупность врожденных свойств отдельного человека. Философ Феофраст, ученик и преемник Аристотеля, написал трактат "Характеры", в котором дал около 30 зарисовок отдельных моральных качеств человека, раскрываемых в его поведении (льстец, болтун, скупец, сплетник, хвастун и других). В конце XVII впо образцу Феофраста написал свою книгу - памфлет "Характеры или нравы этого века" французский писатель Лабрюйер.

Наиболее известными авторами новой комедии были Филемон, Дифил и Менандр. Произведения первых двух сохранились в кратких фрагментах. Значительно лучше известно творчество Менандра, которого древние критики называли "звездой новой комедии".

Афинянин Менандр (342-292 гг до н.э.) был сверстником Эпикура и учеником Феофраста. Он поставил в афинском театре более 100 пьес, но лишь 8 раз удостоился первой награды. В новое время Менандр был известен в римских переделках Плавта и Теренция и по цитатам позднеантичных авторов. В середине прошлого века маленькие отрывки пергаменной рукописи Менандра были обнаружены в переплете одной богослужебной книги ("порфирьевские отрывки") В начале XX в. в Египте была найдена папирусная рукопись Менандра, содержавшая 4 неполные комедии, из них комедия "Третейский суд" сохранилась примерно на 2/3, другие - в значительных отрывках. В 1956 г в городе Александрии была приобретена рукопись с единственной полностью сохранившейся комедией "Угрюмец". К настоящему времени известны 17 рукописей Менандра. Кроме "Угрюмца" и "Третейского суда", лучше других сохранились комедии "Отрезанная коса" (примерно 1/2 ее часть), "Самиянка" (около 1/3) и "Герой". От других известны лишь мелкие фрагменты. Менандр - драматург-философ - стремится к мирному урегулированию социальных противоречий своего времени, идеализируя быт и нравы зажиточных афинян.

Комедия "Угрюмец" была поставлена в 316 г. и получила первую премию. Главный ее герой - угрюмый и упрямый мизантроп Кнемон. Он перессорился со всеми людьми. Жена не вынесла тяжелого характера мужа и перешла жить к сыну от первого брака, бедному и скромному юноше Горгию. Кнемон остался жить с дочерью и старой рабыней, "ненавидя все подряд". В прологе комедии выступает сельский бог Пан, возле святилища которого разыгрывается действие. Пан перечисляет и характеризует живущих поблизости от него людей. Особой благосклонностью бога пользуется благочестивая дочь Кнемона, и бог хочет наградить девушку. В нее влюблен достойный юноша, но сумасбродный отец девушки препятствует их встречам. Все действие комедии направлено на преодоление препятствий, стоящих на пути влюбленного Сострата. Кнемон упорно отвергает всякую попытку сближения. Горгий советует юноше выдать себя за бедного земледельца и с мотыгой в руках пойти поработать на участок возле дома старика, чтобы завоевать его расположение. Неизвестно, чем бы закончилось для Сострата это тяжелое испытание, но с Кнемоном неожиданно случается беда. Он падает в колодец, пытаясь извлечь оттуда затонувшее ведро. Горгий с Состратом приходят ему на помощь и вытаскивают его из колодца. В благодарность за спасение Кнемон соглашается выдать дочь замуж за Сострата, а Горгия признает своим наследником. ОбрадованныйСострат предлагает Горгию жениться на его, Сострата, сестре и породниться с ним. Хотя Сострат и его сестра - дети богача, а достаток Горгияболее чей скромен, это не смущает Сострата: "Гораздо лучше иметь явного друга, чем закопанное скрытое богатство". Кнемон сознается в том, что он был неправ, отвергая взаимную помощь, но не желает изменить привычный образ жизни. Начинаются приготовления к свадьбе, и все уходят пировать в святилище Пана. Один Кнемон отказывается принять участие в общем веселье. Однако его насильно уносят в святилище в сопровождении пляшущего и поющего хора. Хор не принимает никакого участия в действии; в новой комедии он обычно выступает в перерывах между актами, и заботы о его репертуаре едва ли входили в обязанности драматурга. Но в заключительной сцене "Угрюмца" воскресает традиционное шествие комоса с венками и факелами. Покидая орхестру, один из актеров обращается к публике: "А вы, которые сочувствовали и радовались нашей победе над тяжелым стариком, юноши, мальчики, мужи, хлопайте нам с приветом, а дочь Зевса, дева Победа, любительница смеха, пусть будет к нам благосклонна". Судя по прологу, победа над Кнемоном осуществляется благодаря помощи бога Пана. Но в действительности божественное вмешательство оказывается данью традиции, и о нем нигде не упоминается, кроме пролога. Социальная тенденция "Угрюмца" обнаруживается в ее ориентации на крупных землевладельцев (идеализированный образ такого землевладельца представлен отцом Сострата), в стремлении к ликвидации социальных противоречий внутри рабовладельческого класса, в осуждении некоторых принципов демократии, например возможности жить по личному усмотрению и так далее.

Комедия "Угрюмец" лишена обычных мотивов древней комедии: в ней нет тайн, подкидышей, сцен "узнания", гетер и прочего. Классической же комедией подобного типа считался "Третейский суд". В центре этой комедии необычная история молодой афинской четы, перед домом которой разыгрывается все действие. Муж, по имени Харисий, должен был вскоре после свадьбы уехать из Афин. В его отсутствие жена Памфила родила через 5 месяцев после свадьбы и, опасаясь гнева мужа, подкинула новорожденного. Раб Онисим рассказал о случившемся вернувшемусяХарисию. Тот, сочтя себя обманутым и оскорбленным, ушел из дома, рассчитывая в пирах и забавах забыть свое горе. Тем временем Онисим случайно становится свидетелем спора двух рабов. Один из рабов нашел подброшенного младенца и по взаимной договоренности решил отдать на воспитание другому. Последний требует, чтобы вместе с младенцем ему были переданы безделушки, найденные в пеленках дитяти. Он справедливо называет их собственностью ребенка и упрекает своего противника в попытке обокрасть несчастного младенца. К своему удивлению, Онисим замечает в руках рабов перстень Харисия. Он сразу понимает, что его хозяин, Харисий - отец ребенка, но, не зная, кто его мать, замышляет следующее: он уговаривает любовницу Харисия гетеру Габротонон признать ребенка своим сыном от Харисия и просить у последнего награду для Онисима и свободу для себя. Габротонон тяготится своей профессией и готова любой ценой вернуться к честной жизни. Она охотно принимает план Онисима, но затем ее охватывает жалость к младенцу и его неизвестной матери. Она начинает поиски матери и устанавливает, что ею является Памфила. Выясняется, что, когда Памфила жила еще в родительском доме, подруги позвали ее на праздник Артемиды, справлявшийся девушками ежегодно ночью в священной роще богини. Там Памфила стала жертвой насилия, но в темноте не увидела своего обидчика, успев только сорвать с его пальца перстень. На крики сбежались девушки, в числе которых тогда была и Габротонон. Они решили молчать о случившемся. Вскоре родители отдали Памфилу замуж за Харисия, который, как выяснилось теперь, некогда осквернил девичий праздник и обесчестил Памфилу. Под влиянием пережитого Харисий из легкомысленного кутилы становится порядочным человеком, возвращается домой и с радостью признает своего законного сына. Конец комедии не сохранился, можно предположить, что Харисий выкупал у сводника благородную гетеру, вернувшую в его дом утраченное счастье.

Менандр изображает людей с сочувствием и любовью. Он прощает своим героям недостатки и верит в возможность их исправления. Он считает, что улучшение нравов благотворно повлияет на жизнь общества. Поэтому он чувствует себя призванным ограждать людей от заблуждений и помогать им преодолевать пороки. "Как прелестен человек, когда он действительно человек", - говорит поэт. Персонажам Менандра не приходится проявлять себя на общественном поприще. Государственные посты не предусмотрены для всех этих торговцев, офицеров, земледельцев. В этом ощутимо дыхание времени.

Но комедии Менандра не изолированы от вопросов политики, а "Угрюмец" является ценным источником для внутренней истории Аттики конца IV в. до н.э. Сам Менандр принадлежал к аристократической верхушке афинского общества и был ее идеологом. Но его комедии обращены ко всем соотечественникам и проникнуты новыми гуманистическими идеями - равенства между народами, солидарности общества и индивида, единства морали для всех членов общества.

По традиции комедии сочиняются в стихах, но условность размера не препятствовала естественности и свободе разговорной речи. Знаменитый александрийский филолог Аристофан Византийский, изучавший поэзию Менандра, оказал: "Менандр и жизнь, кто из вас двух подражал один другому!". Жизненная простота комедий Менандра, их обязательная любовная тематика и бытовой колорит не соответствовали аскетическим вкусам средневековья; поэтому в средние века Менандр как драматург был забыт. Однако тогда же стали очень популярны изречения Менандра, извлеченные в свое время из его комедий и вошедшие в различные дидактические сборники ("Пчела"). Эти сборники, составленные в Византии в XI в., были хорошо известны древнерусскому читателю.

Драматургия Менандра через посредство римских подражателей оказала сильнейшее влияние на всю европейскую литературу. Творчество Кальдерона, Лопе де Вега, Шекспира, Мольера, Гольдони связано с античной комедией характеров. Эта же бытовая комедия отразилась в драмах Лессинга. С менандровской комедией связана даже русская, глубоко национальная, бытовая комедия Островского, специально занимавшегося изучением античной драматургии.

 

28. Овидий. Третий период творчества. «Скорбные песни», «Письма с Понта». А.С. Пушкин об Овидии.

 

Публий Овидий Назон. (43 г. до н.э. – 18 г. н.э.). Родился в 43 г. до н.э. в городе Сульмоне (недалеко от Рима). С самой ранней юности вошел в круг тогдашних виднейших поэтов Рима. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторически-декламационному стилю. Предпринял путешествие в Грецию и Малую Азию, как было положено в его время для поэта. Вел в Риме легкомысленный образ жизни, своей легкомысленной поэзией вступал в антагонизм с Августом. И в 8 г. н.э. Август дал распоряжение о высылке Овидия в город Томы, нынешняя Румыния, где тот и умер в тоске в 18 г.

3 Основных этапа:

- любовная поэзия (примерно до начала н.э.);

- поэзия на учебно-мифологические темы;

- стихи на время изгнания.

1. Первый период его творчества (до 2 г. Н.Э.)

Amores - любовные стихотворения. Героиня Коринна, н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: