МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ (СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА)




ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ:

· выявление личных отношений учащихся на данный момент исследования в различных видах деятельности;

· определение социометрической структуры класса (аутсайдеры, предпочитаемые, звезды);

· наличие группировок; определение взаимности социометрических выборов.

МАТЕРИАЛ:

1. социометрический критерии, определяющий область (сферу деятельности или общения), к которой должны относиться производимые выборы.

2. раздаточный материал: лист бумаги, на котором обозначен участник эксперимента и сделанные им выборы.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:

Классу сообщается инструкция примерно следующего содержания:

«Представьте себе, что ваш класс предстоит переформировать (создать заново). Вы уже достаточно хорошо знаете, друг друга, ваши личные взаимоотношения сложились. Мы бы хотели воспользоваться вашим опытом, чтобы с учетом ваших пожеланий создать новый класс. Вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо дать искренние, доверительные ответы. Никому, кроме вас и меня, они известны, не будут, (необходимо сделать по 3 выбора) Далее предлагается социометрический критерий, на основании которого делаются выборы.

Например:

o С кем бы ты (не) хотел подготовиться к предстоящим экзаменам, зачетам, контрольной работе? (учебная деятельность).

o Кого бы ты (не) взял себе в помощники для организации и проведения вечера, К.Т.Д? (организационная деятельность)»

Учащимся дается 10-15 минут, для выбора, затем листочки собираются и анализируются.

АНАЛИЗ ДАННЫХ:

1. Полученные ответы обрабатываются и представляют в виде социограмм - специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в классе личных взаимоотношений. Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в группе, а индивидуальные социограммы - только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень.

1.1. На масштабной социограмме ребята, входящие в состав класса, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, указывающими на направленность выборов или отклонений. Подобная социограмма строится таким образом, чтобы схематически представить реальные взаимоотношения школьников через соответствующее их пространственное расположение на рисунке. Масштабная социограмма дает наглядную картину структуры личных взаимоотношений в коллективе.

1.2. Социограмма - мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем - либо из учеников в данном классе. Все члены данной группы на социограмме - мишени изображаются кружками и треугольниками, расположенными в промежутках между окружностями в соответствии с числом полученных ими выборов. Вертикальными и горизонтальными линиями, проходящими перпендикулярно друг друга через центр, вся социограмма делится на четыре сектора. Каждый из них включает определенную группу членов изучаемого класса, выделенную по интересующим исследователя характеристикам. При помощи социограммы - мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в группе, но и о том, какие взаимоотношения в ученическом классе сложились между ребятами.

1.3. Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким- либо признакам ученика в совокупности всех его личных отношений.

1.4. Показатель групповой сплоченности можно вычислить по формуле: КВ= р1: рх100 %, где р1 - сумма взаимных выборов, р - общее количество выборов(до 45 - 50% - нет взаимности, 50 - 60% - средний уровень, 60 -70% - высокий уровень).

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I- II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ высокий при I+II и III+IV; средний при I+II=III+IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также "индекс изолированности", т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Его можно вычислить по формуле: КИ=аутсайдеры / всех Х 100%.

На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: