Урок музыки в 5 классе по теме «Вокальная музыка»
Тема урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки. А так же произведений литературы.
Задачи урока:
· формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
· учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
· в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
· воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
Личностные УУД
Формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Регулятивные УУД
умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД
умение эмоционально исполнять музыкальные произведения;музицировать;высказываться о музыке. Воспринимать на слух музыкальное произведение.
Давать образную характеристику прослушанного произведения.
Коммуникативные УУД
умение слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Методы обучения: словесные, наглядные,практический,проблемный, частично-поисковый, исследовательский, ИКТ.
Формы организации обучения: индивидуальная,фронтальная.
Методы музыкального обучения.
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод погружения;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста.
Приемы:
· активное слушание;
· словесное рисование;
· визуализация;
· проблемно-поисковые ситуации (моделирование ситуации восприятия произведения, выразительность и изобразительность в музыке)
Средства обучения: мультимедиа проектор, аудио записи, ноты, пианино, русские музыкальные инструменты.
Ход урока
- Организационный момент
- Основная часть
- Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок. Вступительная беседа:
«Россия…какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то» С. Есенин
Так о России писал С.Есенин.
- Какие стихи, песни, пословицы о России вы знаете?
- Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.
Дети дают ответы: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди.
- Какие выводы вы можете сделать из сказанного?
Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.
-А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Чем мы будем заниматься?
- Как можем достичь цели?
Тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…»
2) Погружение в проблемное содержание. Изучение нового материала.
Давайте сейчас прочитаем в учебнике отрывок из рассказа В.Белова «Тихая моя Родина» и найдём в нём слова, связанные с музыкой.
Отрывок из рассказа В. Белова
Тихая моя родина, врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично… И вновь трепетно нарастает березовый шелест.
Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков…
Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы…
- В чём, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя?
Содержание этого прозаического отрывка многозначно. Вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь всё звучит, дышит музыкой.
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.
- «Песня о березке» слова С.Есенина, музыка Г.Струве
а. Во поле березка стояла..