Прежде, чем выбрать двигатель необходимо рассмотреть сам манипулятор, и привести необходимые параметры к валу двигателя.
Манипуляторы – технические устройства для воспроизведения некоторых двигательных функций рук человека.
Для механизма выдвижения руки манипулятора выбираем шарико-винтовую передачу. Даная передача обеспечивает достаточно высокий коэффициент полезного действия(до 0,9), имеет большой ресурс и малые габариты.
По предоставленным методикам, предоставленным фирмой «SBC Linear Co» выбираем параметры передачи:
- диаметр винта dВ=32 мм;
- шаг винта tВ=10 мм;
- длина винта LВ=1,1 м.
Для данного механизма скорость гайки:
,
где tB – шаг винта(мм), nB – частота вращения винта(об/мин).
Частота вращения винта:

Найдем массу винта, учитывая, что плотность стали
:

Передаточное число механизма:

Момент инерции винта:
;
Момент инерции поступательно движущейся руки:
;
Суммарный момент инерции механизма:
;
Представим тахограмму перемещений для механизма:

Рис.1. Тахограмма перемещений
Максимально перемещение при максимальной скорости:
,
где S –пройденный путь.
Время движения при максимальном перемещении:

Тогда время разгона и время торможения:

Таким образом максимальное угловое ускорение равно:

Линейное ускорение механизма соответственно:

Определим нагрузки, действующие на вал двигателя:
- статическая нагрузка:
;
- динамическая нагрузка:
;
- центробежная нагрузка:
.
Суммарный момент сопротивления на валу двигателя, соответствующий наиболее нагруженному режиму работы:
;
Выбираем интегрированный шаговый сервопривод фирмы ЗАО «Сервотехника» СПШ20-23017 со следующими параметрами(табл.1):
Таблица 1
| Параметр | Значение |
| Выходная мощность, Вт | |
| Момент удержания, Нм | 1,8 |
| Номинальный ток, А | |
| Напряжение питания блока управления, В | |
| Напряжение питания силовой части, В | 24-85 |
| Момент инерции вала ротора, кг•см2 | 0,4 |
| Разрешение энкодера, имп./об. | |
| Наличие нулевой метки | Да |
| Допустимая эксплуатационная температура окружающей среды, °С | -20…+50 |
| Температура хранения, °С | -40…+50 |
| Исполнение | IP54 |
| Типоразмер | NEMA23 |
| Масса, кг |

Рис.2 Механическая характеристика СПШ20-23017 при различный значениях питающего напряжения.
Интегрированный сервопривод СПШ объединяет в одном компактном корпусе все необходимое для обеспечения управления движением ротора шагового двигателя в различных режимах работы.
Гибкая система настройки и встроенный контроллер позволяют использовать разработанные «Сервотехникой» сервоприводы в различных областях, а благодаря стандартным фланцам NEMA и компактным размерам СПШ может быть использован и при модернизации оборудования.
Конструктивно сервопривод СПШ можно разделить на следующие основные блоки:
- гибридный шаговый двигатель с габаритами NEMA 23 и 34;
- преобразователь частоты на основе высокопроизводительного DSP процессора;
- блок управления (сервоконтроллер и программируемый логический контроллер в одном корпусе);
- датчик позиции вала мотора.
Преимущества сервопривода СПШ:
- бесшаговое (векторное) управление на основе адаптированного для шаговых двигателей алгоритма;
- высокие динамические показатели за счет использования замкнутых контуров регулирования токов в обмотках двигателя;
- использование замкнутых контуров скорости;
- низкая вибрация за счет динамически регулируемого усилия;
- продуманная конструкция и простой монтаж;
- компактные размеры и небольшая масса.
Особенности сервопривода:
- реализованы режимы управления угловой позицией, скоростью, моментом;
- в базовой прошивке доступен режим плавного разгона/торможения с исключением двух диапазонов резонансных частот;
- точность позиционирования от 6 угловых минут до 8 угловых секунд;
- встроенный программируемый логический контроллер, дающий пользователю возможность создавать программы движения привода без применения внешних контроллеров;
- возможен режим синхронизации работы группы приводов (до 128 приводов на базе промышленной шины CAN);
- реализован режим работы «master-slave»
- наличие интерфейса Step/Dir для задания позиции вала двигателя;
- аналоговый интерфейс ±10 В для задания скорости двигателя;
- блок управления имеет 2 цифровых выхода, 4 электрически развязанных цифровых входа;
- привод имеет встроенную защиту от короткого замыкания, перегрева, повышенного и пониженного напряжения;
- настройка системы управления СПШ может осуществляться по более чем 50 параметрам, что позволяет оптимизировать рабочие характеристики привода для решения каждой конкретной задачи;
- в сервоприводе реализован режим осциллографа, позволяющий с высоким разрешением анализировать качество переходных процессов в приводе.
Данный электропривод может работать в динамическом режиме, при этом управляющий сигнал от контроллера верхнего уровня передается через цифровой интерфейс в режиме реального времени. Динамический режим используется в системах, требующих контурного управления (например, в манипуляторах со сложной кинематикой и координатных столах для точного позиционирования).
Проверка выбранного двигателя по нагреву.
Пусть нагрузочная диаграмма двигателя имеет циклический характер, а момент в каждом цикле не остается неизменным, т.е. двигатель работает с переменной нагрузкой (режимы S6, S7 или S8).
Рассмотрим «далекий» цикл, в котором тепловые процессы в двигателе установились, т.е. температуры перегрева в начале и в конце цикла равны, а в течение цикла t изменяется около среднего уровня tср. Равенство температур перегрева в начале и конце цикла свидетельствует о том, что количество тепла, запасенное в двигателе к началу цикла, не отличается от количества тепла, запасенного в двигателе в конце цикла, т.е. тепло в двигателе не запасается.
В соответствии с документацией, представленной заводом-изготовителем КПД электропривода при моменте нагрузки Мн=0,2 Нм, равен:
;
Номинальные потери двигателя:
;
Тепловые потери:
;
Потери в меди для номинального режима:
;
Механические потери принимаем равными 10% от номинальных:
;
Для электропривода СПШ-10 потери в стали отсутствуют, так как вращающиеся части не содержат ферромагнитных материалов
;

Двигатель выбран правильно, если в процессе его эксплуатации соблюдается условие:
,
где
- допустимое превышение температуры для изоляции двигателя, которое определяется классом нагревостойкости изоляции.
;
Коэффициент теплоотдачи:
Вт/°С;
Тогда:
°С;
Для выбранного двигателя предельная температура:
°С, допустимое превышение температуры для изоляции двигателя:
°С≥
.
Как видно из расчётов, предельное превышение температуры двигателя за время работы ниже допустимого, значит двигатель не будет перегреваться.