Творчество Виктора Гюго.(1802-1883)




Из мелкобуржазной трудовой семьи Отец стал генералом в армии Наполеона, мать – роялистка-католичка. Раннее детство - в Марселе, на Корсике, в Италии и Испании (по месту службы отца. Всегда возвращались в Париж. С 1814 ПО 1818 учился в колледже Людовика Великого. Пишет с 14 лет – драма «Луи де Кастро», переводы Вергилия. С 15 лет – почетные призы конкурсов Академии, в 17 лет – сразу 2 премии на литературных конкурсах –за поэмы «Начало веков» и «Верденские девы» Молодой Гюго- монархист. Публикации в литературном приложении к роялистскому католическому журналу «Консерватор» сам и заполнял под разными псевдонимами. Публикация «Оды на смерть герцога Берийского». Превозносил Расина, Корнеля, предпочитая их Шекспиру и Шиллеру. В 20 лет – 1 том «Оды и баллады». Уже не начинающий, а признанный поэт. Полагал, что «История поэтична только с высоты монархической идеи или религиозного верования. ». Но вскоре противопоставил роялизму «святой прогресс» В 1821г. – Ган Исландец ». Статья Ш.Нодье - сблизила с кружком романтиков (де Мюссе, де Виньи, Сент-Бев).В 1824г. в предисловии ко 2 тому стихов –«Новые оды » - видим декларацию Гюго-романтика.

Жажда примирения борющихся сторон, после всех революций (1830, 1848) призывал к примирению. При Людовике - компромисс, приспосабливался к режиму реставрации, Затем отошел от монархизма. В 1827г. создает драму «Кромвель». В предисловии излагает принципы романтизма. 1. Не подражать авторитетам, слушаться голоса природы, правды, своего вдохновения. 2.Не персонажи, а живые люди с контрастами величественного и смешного, трагического и комического. 3. Долой «единство места » классиков 4.Не абстрактная, а конкретная обстановка. 5.Долой Буало, Шекспир – бог театра. Требование правды иное, чем у реалистов. «Поле искусства никогда не будет абсолютной реальностью (это не есть действительность в жизни.) Потивопоставлял правде - истине правду-справедливость. Познавать поэт может через воображение, которое должно быть направлено на яркое, гротескное, выдающееся. Не показывать вульгарное и тривиальное – недостойно поэта. Воображение и вдохновение дают возможность дополнять правду великим, а великое – правдой. В 1829г. пишет «Восточные поэмы», издает «Последний день приговоренного к смертной казни» - стало эталоном его социально-политической эволюции и началом его деятельности радикала – прямолинейного, метафизического гуманиста. Политическое мировоззрение радикального демократа.(романтическая поэтика была требованием радикальной мелкой буржуазии) В 1829г. пишет драму «Марион де Лорм»- начало отхода от монархизма, которому отдавал дань до 1848г. До 1830г. запрещена за отрицательный портрет Людовика XIII.

Накануне 1830г. создает второй кружок романтиков, который обошелся без полуклассиков. Драма «Эрнани» - яркое выражение принципов драмы, провозглашенных ранее. (Главный герой-разбойник- подвиги, страсти, жертвенная любовь). После июльской революции 1830г.- Ода «Молодой Франции» - гимн революции. Публикуется в либеральной газете. В 1832г. поставлены «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Лукреция Борджа», Рюи Блаз »- полное попрание принципов классицизма (роман лакея и королевы) После 1830г., когда стала очевидна социально-политическая основа романтизма, консервативные романтики стали отходить от объединения. Но на утверждение революционных идеалов была направлена вся деятельность Гюго. В 1831г. - пишет «Собор парижской богоматери». «Перелистал книгу веков, увидев в ней жизнь, полную правды и остроты - чудовищное, прекрасное. Поднял чудовищное до прекрасного и так пришел к торжеству добра ». Показал, насколько он отличен от консервативных романтиков, какие иные миры его привлекают, увидел аристократию глазами демократа июльской революции (Это ничтожный Феб и его жалкие родственники. Над кардиналом вознес нидерландских купцов, до трагических высот поднял людей из народных низов). Продолжает борьбу против смертной казни в «Клод Ге». Гиперболизация страстей и переживаний – переход от драмы к мелодраме.- «Анджело, тиран Падуи». В новом кружке романтиков был уже не первым среди равных, а учителем, вождем господствующей школы, великим демократом и гуманистом. Но литературные бои между парнасцами и реалистами идут уже через его голову. Рюи Блаз», поставленный в 1838г. знаменовал начало заката романтизма. В 1840г. – сборник стихотворений «Лучи и тени». В 1841г. избирается во Французскую академию, которая его неоднократно отвергала. Произносит не литературную, а политическую речь за короля против республики. В 1845г. - пер Франции, граф. В 184 8г. избирается в Национальное собрание и становится пламенным борцом за республику. 10 декабря 1848г. голосовал за Наполеона, но повел борьбу с трибуны, когда тот готовил переворот в 1850-1851гг. Эмигрирует в Брюссель, оставаясь в эмиграции 20 лет. Памфлет «История одного преступления» В 1857г. отказался воспользоваться дарованной амнистией - «Я вернусь во Францию, когда свобода туда вернется» Вернулся в 1870г. В эмиграции – 2тома «Созерцаний» (политические биографии), «Легенды веков»- исторические поэмы, которые вместе с историческими романами и драмами обогатили художественную культуру человечества, «Песни улиц и лесов», «Вильям Шекспир» 1861г.- «Отверженные», 1866 г.- «Труженики моря», 1869 г- «Человек, который смеется »- наиболее читаемые и популярные книги второй полвины 19 века. Яркое противопоставление тьмы и света – хотя во французской прозе уже доминируют полутона. «Отверженные» - соединение исторического и социального романа. Ужасы капитализма – нищеты, преступности, проституции, преступления.- «Три основных вопроса нашего времени: унижение человека положением пролетария, падение женщины вследствие голода, поглощение детей мраком ночи».Жан Вальжан, Фантина, Козетта – результат бесчеловечного социального порядка. Полицейский Жавер – его олицетворение. Выход (по Гюго)- в моральном совершенствовании, нравственной победе добра над злом. Весь роман – движение к добру, свету, от эгоизма – к пониманию долга. «Труженики моря» - героизм моряков во время кораблекрушения. «Человек, который смеется »- Гуинплен грозит бедами - но это убеждение, а не призыв к борьбе (пацифистский утопизм). 1870- возвращается - национальный праздник. Поддерживал коммунаров, но осуждал террор. Позже – за них вступился. «Я жалею всех – мучеников и палачей, скорблю одинаково – об убийце и жертве». «1993год» - республику террора противопоставлял республике милосердия (монархии). Симурден, носитель идеи Конвента, капитулирует перед Говеном, носителем идеи человечности. Роман завершает путь Гюго-романиста, начатый «Собором» Любовь к прошлому, экзотическая обстановка, авторские отступления как основ для утверждения добра, красоты, справедливости. Перешел от исторического романа к социальному, основанному на тех же принципах. Приемы - контраст, идеализация, дидактика. Гиперболизирует положительные и отрицательные черты, иногда конфликт завершается торжеством добродетельного начала. Хочет представить путь от зла к добру, но это приводит к схематизации, дидактике в конструкции произведений. Одни и те же характеры, итог. Конфликты не психологические, а социально-этические. После октября 1871г. вернулся, дважды баллотировался в парламент, но не простили поддержки коммуны (хотя и знали, что он отвергает их методы). В 1880 г требовал не выдавать царским властям Льва Гартмана, участника покушения на Александра II. В 1885г. умер от пневмонии. Гюго мечтал, сохранив частную собственность, уничтожить нищету и эксплуатацию. Идеалист, пацифист, утопист в политике.Апостол социально-политической веры радикальной демократии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: