Г) ТЕОРИЯ ФАЗ ИСТОРИИ И.М.ДЬЯКОНОВА




Б) ТЕОРИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА Ф.БРОДЕЛЯ

Французский историк выделяет 3 уровня экономической жизни:

1) Материальная жизнь

2) Рыночная экономика

3) Капитализм

Материальная жизнь – сфера повседневности, огромный сектор натурального хозяйства.

Рыночная экономика – экономика обмена. Является связующим элементом производства и потребления. Её основной закон – конкуренция.

От рыночной экономики следует отмечать капитализм. Это уже не общественный ранок, а частный рынок, система индивидуальных сделок. Между производством и потребление возникают длинные торговые цепочки.

В) ТЕОРИЯ БОЛЬШОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ ФОРМАЦИИ Ю.Н.КОБИЩАНОВА: ЗА И ПРОТИВ

Ученый пришел к следующим выводам:

· Нигде и никогда не существовало рабовладельческой формации;

· Начало феодализма относится к 5-6 тыс. до н.э. а его конец мы наблюдаем в наши дни;

· Не Европа, а Восток (в широком смысле) дает основной исторический материал и является нормой исторического развития феодализма;

· Советское общество при Сталине, в сущности, было не феодальным.

Достоинством теории является акцент на многоукладность экономического базиса. Оригинальным является определение феодального способа производства, его расширенное толкование.

 

Г) ТЕОРИЯ ФАЗ ИСТОРИИ И.М.ДЬЯКОНОВА

Историк предложил свою собственную оригинальную концепцию хода исторического процесса.

Исторический процесс он разделил на 8 фаз:

1) Первобытная. По мнению Дьяконова, она относится к периодам палеолита, мезолита и неолита. Господствовала нуклеарная семья, скрепляемая женщиной как хранительньцей очага и детей.

2) Вторая фаза. Сложилась община, в рамках которой выделялись вожди и дружинники. Ф.Энгельс называл этот период военной демократии.

3) Третья фаза. Появляется государство, классовое общество, социальное неравенство, укрепленные города, международная торговля. Характерным признаком третьей фазы является существование свободных крестьян и ремесленников, которые одновременно были войском. Возникают укрепленные города (номы) – центры обитания свободного населения, администрации, хранения и распределения продуктов, центры ремесла

4) Четвертая фаза. Характеризовалась возникновением новой формой государственного устройства – империи. Отличительным признаком империй являлось насильственное объединение территорий. Государство управлялось из единого центра, подразделялось на административные единицы. В этой фазе вводятся деньги.

5) Пятая фаза. Происходит превращение этических норм в догматические. Оружие становится достижением только господствующего класса, война – его занятием и привилегией. Крестьянство – эксплуатируемый класс.

6) Шестая фаза. На этой фазе вводится огнестрельное оружие, что приводит к исчезновению рыцарства. Появляется класс буржуазии и наемных рабочих. Вырабатываются новые идеологии, религиозные направления. По форме правления складываются стабильные абсолютистские государства.

7) Седьмая фаза.

8) Восьмая фаза. наличие ядерного и других видов вооружения, применение которых может уничтожить все человечество. Машинизация и электронизация всей научно-технической информации и повседневного быта. Участие работников в прибылях предприятий.

 

а) теория Н. Я. Данилевского и ее критика К. Н. Леонтьевым;

Его перу принадлежит фундаментальный труд «Россия и Европа» (1871), в котором изложена оригинальная теория культурно‑исторических типов, явившаяся отправным пунктом цивилизационного понимания исторического процесса. Н. Я. Данилевский утверждал, что европоцентристские теории о существовании лишь одной цивилизации – европейской – неверны и что наряду с европейской (германо‑романской) есть и другие цивилизации. Данилевский вводит понятие возраста общества, народа, культуры, цивилизации как культурно‑исторического типа (детство, юность, зрелость, старость, дряхлость). Основные периоды, или этапы, которые проходит всякий культурно‑исторический тип, по Данилевскому, следующие: I) этнографический, 2) государственный и 3) цивилизационный, или культурный.

Он называет следующие цивилизации: 1) египетскую, 2) китайскую, 3) ассирийско‑вавилоно‑финикийскую, или древнесемитическую, 4) индийскую, 5) иранскую, 6) еврейскую), 7) греческую, 8) римскую, 9) новосемитическую, или аравийскую, и 10) германо‑романскую, или европейскую.

Б) теория О. Шпенглера;

Одна из крупнейших работ Освальда Шпенглера - «Закат Европы», в которой он создает свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древности.Важнейшая задача, которую ставит перед собой О.Шпенглер, - развенчание европоцентризма, с позиций которого история трактовалась достаточно продолжительное время и нередко трактуется до сих пор.

В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития:

· - античность;

· - Западная Европа;

· - арабская культура;

· - Египет;

· - Вавилон;

· - Индия;

· - Китай;

· - культура майи.

Для Шпенглера их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты – это свидетельство не единого мирового процесса, а единства проявления культуры во всем ее многообразии. Термином цивилизации Шпенглер обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как исключительно технико – механическое явление противоположна культуре как царству органически – жизненного. Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение отмирания целого как организма, затухание одушевляющей его культуры, возврат в небытие культуры. Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, европейской и арабской. Для Шпенглера все культуры равноправны. При этом каждая из них уникальна. Каждая культура говорит на своем языке. Для представителей других культур существуют другие истины. По мнению Шпенглера, существуют определенные различия между культурой и цивилизацией. Шпенглер признал цивилизацию роком всякой культуры. Культура не развивается бесконечно. Она несёт в себе источник смерти. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации. Цивилизация есть смерть духа культуры.

В) теория К. Ясперса;

В отличие от теории культурных циклов и локальных цивилизаций, немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) в работе «Истоки истории и ее цель» (1978) считает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития, делит исторический процесс на четыре периода - доистория, древние культуры, период «осевого времени» и технический век.

Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества, собственно история началась лишь около 5000 г. до н. э. В доисторическую эпоху происходило «становление основных свойств человеческого бытия»: использование огня и орудий, появление речи, способы человека насилия над самим собой (например, табу), образование групп и сообществ, жизнь, формируемая мифами.

Второй период - «великие исторические культуры древности». Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара: шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э.; доарийская культура долины Инда 3 тысячелетия (связанная с Шумером); архаический мир Китая 2 тысячелетия до н. э. Характерные черты этих культур - наличие письменности и «специфической технической рационализации».

Третий период - «осевое время». «Эту ось мировой истории следует отнести ко времени около 500 лет до н. э. Самый резкий поворот, считает К. Ясперс, произошел между 800 и 200 гг. до н. э. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в разных регионах Земли. В Китае жил Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В Иране Заратустра говорил о мире, где идет борьба со злом. В Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия. В Греции - это время Гомера, философия Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда. «В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности».

Осевое время, по Ясперсу, знаменует исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования, их жизнь неисторична. В осевое время происходит становление истории человечества, а до этого были лишь локальные истории.

Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской. Если в доисторическое время эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных технологий, открытие новых источников энергии. Эта эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, которые заложат основы для второго «осевого времени». Описывая историко-культурный процесс, Ясперс представляет его в виде «двух дыханий»: первое от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени, второе с эпохи науки и техники к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека.

 

Г) теория А. Дж. Тойнби.

1. Тойнби рассмотрел цивилизации как основные единицы исторического процесса. Цивилизации – это различные типы общества, выступающиекак относительно самостоятельные культурные миры.

2. Разработал концепцию круговорота локальных цивилизаций.

Локальная цивилизация - это устойчивое единство людей, возникающее в отдельных регионах и базирующееся на определенных архетипах, общих духовных ценностях и традициях. Всемирная история - это мозаичное панно, сотканное из различных суверенных культур, расположенных параллельно во времени и существующих рядом.

Анализируя сначала 21 цивилизацию, далее Тойнби сократил их до 13, а чуть позже до пяти. До нашего времени дожили пять цивилизаций:

· - западнохристианская цивилизация;

· - восточнохристианские цивилизации – две православные (византийская и русская);

· - исламская (арабская) цивилизация;

· - индийская цивилизация;

· - китайская цивилизация.

Остальные цивилизации были отнесены к цивилизациям-спутникам.

3. В развитии каждой цивилизации Тойнби выделил 4 основных цикла развития:

- возникновение - общество находится в постоянном движении, развитии, что приводит культуру к становлению цивилизации (окружающая среда бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство отвечает);

- рост - это процесс ее внутреннего самоопределения, самовыражения и определения ее ценностей. (Например, Индийская цивилизация делает акцент на религиозные ценности, Западная цивилизация делает акцент на научно-механические ценности, античная цивилизация акцентирует внимание на эстетические ценности);

- надлом и разложение цивилизации. Из 30 цивилизаций – 4 (5) мертворожденные, 16 цивилизаций - прекратили свое существование, 7 остаются под угрозой ассимиляции с западной цивилизацией. Разложение цивилизации начинается на стадии надлома. Надлом характеризуется тремя моментами:

· недостатком созидательной силы у творческого меньшинства;

· отказ большинства от подражания меньшинству;

· утрата обществом социального единства.

Пример. Римская империя в I в н.э.- кризис цивилизации. Создается новый духовный стержень - христианство – основа для новой цивилизации;

- гибель и упадок, старая цивилизация уступает место другой. После надлома происходит гибель цивилизации, а между надломом и гибелью проходят столетия, а иногда тысячелетия. Например, Египетская цивилизация (надлом в XVI в. до н.э., а гибель в V в. н.э. (21 столетие)).

Таким образом, по А. Тойнби, все народы проходили идентичные циклы или этапы развития цивилизации, движущей силой которых являлась творческая элита, которая имеет творческий потенциал и ведет за собой пассивную массу. Цивилизации погибают не вследствие убийства, а вследствие самоубийства.

3. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева:

а) теория «антисистем» в истории этносов;

Лев Николаевич Гумилёв определял этническую антисистему как системную целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос. Антисистема вырабатывает для своих членов общее мировоззрение. Для антисистемы, независимо от конкретной идеологии её членов, существует одна объединяющая установка: отрицаниереального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей. Среди членов антисистем преобладают люди с футуристическим ощущением времени, то есть таким мироощущением, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое — ушедшим в небытие, а настоящеерасценивается как преддверие будущего. Таким образом, реализация целей антисистемы, какими бы они ни были, всегда отнесена к будущему. Идеология антисистемы всегда противопоставляет себя любой этнической традиции, под которой понимается иерархия стереотипов и правил поведения, культурныхканонов, политических и хозяйственных форм, а не только мировоззренческих установок, характерных для каждого конкретного этноса и передаваемых из поколения в поколение. Накопленной этнической традицией определяется своеобразие каждого этноса и его место в ряду других народов. Следовательно, антисистема всегда стремится к моральному уничтожению этноса, из числа представителей которого она инкорпорирует своих новых членов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: