29.10.2020
«Как адаптироваться к изменениям и преподавать эффективно»
Доклад подготовила учитель истории и обществознания
МБОУ Заглядинская СОШ Тагиева Э.Р.
Мы с вами живем в очень непростое время. Еще ни разу на памяти наших родителей, бабушек и дедушек не было такого, чтобы всю страну — да что там страну, весь мир! — закрывали на карантин. Но это произошло. И весной 2020 года все школы нашей страны столкнулись с необходимостью перехода на дистанционное обучение. Говоря простым языком, дистанционное, или удаленное, обучение — это обучение на расстоянии с использованием информационных технологий, но обязательно отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). Такая форма обучения — это возможность полноценно учиться для детей с ограниченными возможностями здоровья, либо же для дополнительного контроля знаний, ребят обучающихся очно. То есть это вспомогательная форма обучения. Мы же столкнулись с тем, что перейти на ДО нужно было 100%, причем стремительно и неожиданно.
В своем выступлении хочу поделиться опытом, как этот переход прошел в нашей школе. Актуальный вопрос, с которым сталкиваются образовательные учреждения при переходе на дистанционное образование — это выбор платформы для взаимодействия учеников и педагогов. Любой переход должен быть максимально безболезненным, а сервисы — удобными и понятными для учителей и ребят, обладающих разными цифровыми компетенциями. В нашей школе основными цифровыми ресурсами были выбраны ЯКласс и Учи.ру, РЭШ в качестве электронных образовательных ресурсов, а также Zoom в качестве платформ для проведения онлайн уроков. Именно о них я хочу рассказать подробнее.
|
Очень интересным, доступным и понятным оказался цифровой образовательный ресурс для школ Yaklass.ru. Данный ресурс ориентирован на педагогов, учащихся и родителей. ЯКласс интегрирован с электронными журналами, в том числе с ELSCHOOL сотрудничает с популярными издательствами. Несомненным плюсом является большая база заданий, которая постоянно пополняется новыми материалами. Это около 1,6 трлн заданий школьной программы и 1500 видеоуроков. Все материалы соответствуют ФГОС. Создателями ресурса проведена огромная методическая работа, каждый урок имеет технологическую карту, теорию, тренировочный задания, тесты и наконец проверочные работы. На создание проверочных работ не требуется много времени, есть предпросмотр заданий и возможность поменять задание на другое. В любую работу можно включить свое задание. Каждую проверочную работу можно отредактировать по дате и времени, с которого учащиеся смогут приступить к выполнению, сроку, в течение которого данная работа доступна для выполнения, ограничению по времени, количеству попыток, которые ученик может использовать для решения текущей проверочной, имеется просмотр результатов и возможность оставить для учащихся сообщение или комментарий к данной работе. Многие учителя нашей школы для контроля знаний учащихся и закрепления изученных тем, использовали именно ЯКласс. Итоговые контрольные работы также были созданы и проведены с помощью этого ресурса, что позволило объективно и в удобном формате оценить степень усвоения учащимися изученного материала. Не могу не обратить внимание на несомненный минус цифровой образовательной платформы ЯКласс: платная подписка Я+. Однако, замечу, что на период дистанционного обучения создатели ресурса открыли бесплатный доступ ко всему функционалу, чем очень нас порадовали.
|
Аналогом Ресурса ЯКласс можно считать онлайн-платформу Учи.ру. Но на мой взгляд, данная платформа все же проигрывает ЯКлассу по причине того, что больше ориентирована на начальную школу и имеет ограниченный список предметов. На данной платформе есть как платный, так и бесплатный контент, имеется возможность отправить учащимся домашнее задание, прикрепить к своему классу учителя предметника и т.д. Создатели ресурса постоянно обновляют материалы, которые очень красочные, доступные и понятны ребятам. Большим плюсом является возможность проведения онлайн уроков (трансляций) и довольно простой способ подключения ребят к онлайн-уроку. К минусам могу отнести неготовность платформы к большому числу посетителей. В первые недели дистанционного обучения платформа Учи.ру не справлялась с нагрузкой и постоянно «зависала», что вообще лишало учителей и учащихся возможности проводить уроки в положенное по расписанию время. Однако, в связи с тем, что создатели сервиса постоянно работали над качеством своего проекта, и тем, что часть онлайн уроков проводилось с помощью других приложений, «подвисания» системы практически были устранены. Ресурс Учи.ру применяется в нашей школе и в настоящее время на уроках математики в 6, 8 классах и при проведении олимпиад на разным предметам.
|
Обязательным элементом дистанционного обучения является проведения онлайн уроков. Такая форма уроков для всех учителей нашей школы была в новинку, сложно было даже представить, как его вообще организовать. Поэтому первоочередной задачей было изучить платформы для проведения онлайн конференций. Наиболее популярными и известными были Zoom, Skype, VK. Подробнее остановлюсь на платформе Zoom.
ZOOM.US – это облачная платформа для проведения онлайн видео-конференций и видео вебинаров в формате высокой четкости. Как и многие сервисы, ЗУМ предлагает платную и бесплатную подписку. Бесплатная подписка ZOOM содержит много опций для совместной работы: HD видеоконференция на 100 участников, 40 минут локальной записи одного мероприятия в формате MP4, чат, демонстрация экрана, белая доска, виртуальный фон и многое другое. Для проведения конференции (онлайн-урока) учителю, как организатору конференции необходимо зарегистрироваться на сайте и создать свой личный кабинет. Учащимся для подключения к уроку регистрация не требуется, нужно лишь скачать и установить приложение на телефон или компьютер. Интерфейс сервиса позволяет всем пользователям смотреть на собеседников и слушать их. Картинка автоматически переключается на того, кто говорит. Если в какой-то момент вы не хотите, чтобы вас слышали или видели, можно отключить видео и/или звук. Саму конференцию можно записать, если она вам нужна для того, чтобы потом ее где-то выложить, отправить в архив или просто показать ученикам. Естественно не обошлось и без минусов, хотя все они были ожидаемыми и прогнозируемыми. Во-первых, сервис не справился с нагрузкой, которая возросла многократно после введения дистанционного обучения. Количество клиентов увеличилось в разы и серверы просто не справлялись, трансляции первые недели зависали и ребятам приходилось по несколько раз подключаться к уроку. Второй проблемой стали так называемые пранкеры, посторонние посетители, подключившиеся к трансляции и срывающие урок. Связано это было с тем, что изначально вопрос безопасности и конфиденциальности платформы ЗУМ не был как следует проработан. Но, несмотря на эти минусы, ЗУМ вполне себя оправдал и оказался очень полезным для многих учителей.
В заключении хочется сказать, что внедрение дистанционного обучения заставило учителей, учащихся и даже родителей пересмотреть свои взгляды на обучение в целом. Нам пришлось многому учиться, причем в краткие сроки. Не зря говорят, что прогресс возможен только есть ты выходишь из зоны комфорта. Мы с вами из этой зоны вышли. И даже когда вернулись к очной форме обучения и наши ученики сели за парты, когда смотрели в сияющие глаза ребят, даже тогда элементы дистанционного обучения можно и нужно применять. Интерактивные и цифровые образовательные ресурсы плотно вошли в нашу жизнь, и мы должны ими пользоваться.
С 12 по 16 октября проходил курс для преподавателей «Как адаптироваться к изменениям и преподавать эффективно», в котором я принимала участие. На курсе мы познакомились с эффективными практиками онлайн-преподавания и узнали:
· как проводить эффективные онлайн-уроки;
· как использовать инструменты платформы Zoom и Teams в учебном процессе;
· как управлять мотивацией и вовлеченностью учеников
Видео с курсов прилагаются: https://maximumtest.ru/teach?_ga=2.93022173.1765273733.1602401701-775035848.1602401701
https://vk.com/video-148636704_456239034?list=a0666a0cc8a8218fdb
https://vk.com/video-148636704_456239035?list=3ac1dbbda0fc00098b
https://vk.com/video-148636704_456239037?list=fa93f6f536849dcbe7