Лекция 7. Социальный учет, аудит и отчетность




1. Социальный отчет. Подходы к составлению отчетности

2. Руководство GRI

3. Система АА1000 (АА1000 Framework)

4. Международные стандарты аудита

1. Корпоративный социальный отчет. В состав корпоративной отчетности, как правило, включают бухгалтерскую, финансовую (индивидуальную и консолидированную), налоговую, статистическую и управленческую отчетности, отчетность об устойчивом развитии, а также комментарии (Management Commentary) или отчеты руководства (Management’s report). Однако, согласно методике, разработанной в рамках Конференции по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН и рекомендованной к применению с целью диагностики качества инфраструктуры корпоративной отчетности, «корпоративная отчетность включает консолидированную и индивидуальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, экологическую отчетность, отчетность о социальной ответственности, отчетность о корпоративном управлении». Таким образом, ни налоговая, ни статистическая, ни управленческая отчетности по данной методике не включаются в состав корпоративной отчетности.

Появление в гражданском законодательстве России определения корпорации требует изменения подхода к дефиниции корпоративная отчетность. В Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.09.2014 г. официально введено понятие корпорации (статья 65.1 ГК РФ).

Согласно ГК РФ к корпорациям отнесены юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган управления в виде общего собрания участников корпорации. К корпорациям могут относиться как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Определяющими признаками отнесения к корпорации становятся, во-первых, право участия (членства), во-вторых, правила управления. Эти признаки значительно отличаются от тех, которые ранее учитывались в дефиниции «корпоративная отчетность».

Кроме того, согласно статье 66.3 ГК РФ хозяйственные общества разделены на публичные и непубличные. Публичным признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества (п.п. 1 и 2 статьи 66.3 ГК РФ).

Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом (статья 97 ГК РФ). Учитывая вышеизложенное, предлагается под корпоративной отчетностью понимать систему публичных отчетов, сформированных на основе национальных и международно признанных стандартов и предназначенных для удовлетворения информационных запросов ключевых заинтересованных пользователей.

Системообразующим фактором является предоставление релевантной информации для принятия экономических решений различными группами заинтересованных пользователей.

По существу понятие корпоративной отчетности равнозначно понятию публичной отчетности. Преимущество в его использовании заключается в том, что позволяет включить в субъекты отчетности экономических субъектов, не являющихся корпоративными юридическими лицами.

Предлагается на законодательном уровне дифференцировать правила составления индивидуальной корпоративной отчетности в зависимости от того, относится экономический субъект к публичной или непубличной корпорации, как это делается в международной практике.

Корпоративный социальный отчет (social report) — это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и общества в целом о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

Социальный отчет дает возможность соотнести финансовые и нефинансовые (социальные, экологические) показатели компании, что особенно важно для инвесторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: