Духовные стихи Николаю Чудотворцу.




Терентьева П.В.

 

Свидетельством горячей веры в заступничество Николы стали многочисленные русские храмы, посвящённые Святителю, торжественные богослужения в его честь. Почитание Николая Мирликийского переросло церковно-канонические рамки и укоренилось в народной культуре и быту. Никола упоминается в былинах, песнях, приметах, пословицах и, конечно же, в духовных стихах. Обзору никольских стихов и образу Святителя в русской народной поэзии и посвящено это сообщение.

Первой нашей задачей был поиск духовных стихов о Николае в литературных сборниках, среди которых особенно ценными для нас оказались труд П.Бессонова «Калеки перехожие» в третьем выпуске которого (М., 1861г.) есть подборка стихов Николаю и книга Т.Рождественского и М.Успенского «Песни русских сектантов и мистиков» (СПб., 1912г.). Также мы пользовались нотными изданиями духовных стихов и кантов, богогласниками[1], редкими этнографическими записями, и уже на основе этого материала пришли к некоторым выводам о том, как представляли Святителя в народной духовной поэзии. Автор старался по возможности полнее (насколько это возможно в кратком обзоре) представить тексты духовных стихов, так как не хотелось лишать читателя радости непосредственного общения с источниками.

 

К так называемым «старшим» стихам (то, что Бессонов также называет «былевые», чтобы не путать с былинами) о Николае Чудотворце относятся четыре текста: стих об Агрике и его сыне Василии, о чуде с попом Христофором, стих нищей братии и стих «Святитель Микола Меркольский чудотворец».

Стих Агрик и его сын Василий («Благословите, братья про чудо сказать»), записанный в Петрозаводском и Повенецком уездах (Карелия)[2], известен в ещё двух редакциях: из Рязанской губернии[3] и села Репьёвка Симбирской губернии[4].
История о возвращении из плена Василия агрикова сына очень известна, она часто изображается на клеймах икон Святителя. Стих повествует о чуде, произошедшем в Антиохии: сарацины пленили Василия, сына Агрика, но по молитве к Святителю юноша был чудесным образом перенесён домой и возвращён родителям.
Благословите, братия, про чудо сказать,
Про чудо Святителя Миколы,
Про святителя Миколу Чудотворца.
Во славном было граде Антиохеи,
Жил был себе славен муж Агрик:
Он веровал во святителя Миколу…

Особое внимание уделяется самому моменту возвращения отрока из плена на отцов двор. Этот фрагмент повторяется в повествовании трижды:
Жил я у Срачинского князя
Во его белокаменной палаты,
Стоял во срачинской одежде,
Во руке держал вина скляницу полну,
Во второи руке я чару золотую.
Невидимо оттуль меня не стало,
Незнаемо в палат вон выносило,
Приносило ко славному граду Антиохеи,

Посреди двора отцова становило.
Никого же пред собою я не узрел,
Только видел я святителя Миколу,
Святителя Миколу Чудотворца.

 

Ещё один стих о посмертных чудесах Святителя – Христофор и Никола («Христофор, иерей Милитина града»), который приводится по рукописи из Симбирской губернии[5]. В стихе рассказывается о плененном иерее, которого сарацины должны были казнить, однако по горячей молитве Святитель трижды вырывал меч из рук палача.
Христофор, йерей Милитина града,
Имел веру великую святому Николе:
Во вся лета он ходил ему поклониться,
В Мир-град ко мощам его – мира причаститься.

Эти два сюжета, относящиеся к чудесам Святителя, тесно связаны с древнерусскими богослужебными книгами – Прологами[6], Торжественниками[7], а также с произведением древнерусской литературы «Сказаниями чудес святаго», которое существовало также как отдельный литературный памятник. Повествования о чудесах, отражённых в духовных стихах, содержатся уже в древнейшем списке XII в. (Торжественник в составе сборника со Златоструем, ркп. РНБ, F. п. I, 46[8]).
В обоих стихах есть общий поворот сюжета – рассказ про то, как пленённых людей разделили на три части, первую посекли, вторую запродали, а третью отвели в плен:
На три доли полон они делили:
Первую долю под меч они склонили,
А вторую долю на цену продавали,
А третью долю с собой же они брали,
(из стиха про Василия)

Разделиша на три части во в стране своей:
Едину часть на цене отдаша,
А другую во темницу предаша,
Третию же зле под меч отлучиша…
(из стиха о Христофоре)
Этот момент взят из чуда о попе Христофоре, как оно изложено в Торжественнике, и затем, видимо по сходству ситуации, перешёл в стих об Агрике и Василии.
Поскольку события изложены подробно и близки текстам Торжественника можно с большой вероятностью предположить, что эти стихи создавались в среде образованных, книжных людей.

 

Стих о Миколе Угоднике («Эх, кормитель-поитель нищей братии»[9]), записанный в г. Киржач Владимирской губернии, - это стих нищей братии, или «благодарение за милостыню». Калики перехожие[10], лирники[11] исполняли их обычно в конце выступления, испрашивая подаяние.
Эх, кормитель-поитель нищей братии!
Эх, сойди с небесныих высот
На сыру нашу землю грешную!
Ты снеси к нам подаяние
Чрез добра раба – хрестиянина!

Основное содержание стиха – описание благ земных и небесных, которыми будут вознаграждены подающие милостыню:
Подаятелям, покормителям
Упроси у Сына Божия
Ты чертогов в раю светлоем,
Где архангелы ликовствуются,
Где апостолы проповедь ведут,
Где древа вся кипарисова,
Где трава-муравушка зелёная
Цветом алыим благоуханныим
Преукрашена словом Божиим.
И в живленьи на сырой земле
Пошли помощи во работушке,
Закрома наполнь всяким хлебушком,
Сбереги ты их во несчастиях,
А прославь ты их светом-радостью!

Существует два наиболее распространённых сюжета стихов нищей братии. Первый из них – «как сегодня-то день Воскресение / накануне да было Вознесение» в котором передан разговор Господа с Иоанном Златоустом: Иоанн советует дать нищей братии ни горы золотые, которые украдут богатые люди, а имя Христово, чтобы испрашивать милостыню. Во втором сюжете – «А мы нищая братия», призываются Христос, Богородица, архангелы и святые в помощь подаятелям. Приведённый нами стих Николаю – это третий из известных нам стихов нищей братии, который встречается гораздо реже первых двух. Обращение к Николаю Угоднику не случайно – он считается заступником обездоленных и бедных.

 

Стих «Святитель Микола Меркольский чудотворец», записан О.Озаровской в деревне Шотогорка Пинежского уезда Архангельской области[12].
Святитель Микола Меркольский Чудотворец!
А где же твои мошши? Неверной страды немцях,
Ах, во земли во Турьской, в славном Балеградьи.
Пишем лик твой на святую икону,
Ставим мы икону в новую часовню…

Это прославление Святителя Николы с упоминанием ситуаций, в которых к нему обращаются: «В бедах и напастех сохраняет, / в болезнях лежащих исцеляет, / в темницах сидящих избавляет, / по морю плывущих направляет ». Существует этнографическая запись фрагмента сходного по смыслу стиха (пять строк), сделанная в селе Подсереднее Белгородской области. Приведём текст с аудиозаписи:
…ты же наш отче да Нико…
Никола вяликий наш чудотворец
Вот и скорый наш помощник
Вот усердный наш заступник
да лежали твои мощи…

Напев этого стиха былинного склада, состоящий из одной музыкальной строки, соответствующей одной строке текста. Стих распет на три голоса, где основной голос – средний, вариативно удваивается нижним голосом и дополняется лёгким и прозрачным подголоском сверху[13].

 

Виршевая поэзия конца XVII-XVIII столетий преподносит целый «венок» стихов Святителю Николаю. Эти стихи не сюжетные, они, как правило, содержат восхваление Чудотворца и перечисление его деяний. Обычно они начинаются обращением к Святителю.

Небольшие фрагменты текста, выписанные нами, помогут читателю составить впечатление о них. Первые шесть стихов приводим по текстам, изданным Бессоновым:

Стих «Како возможем достойно хвалити»[14] состоит из двенадцати строф по четыре строки с преобладанием рифмы аавв:
Како возможем достойно хвалити,

Песньми духовными тя ублажити,

Дивна и чудна отца Николая,

Святого славного архиерея?

Архиереом отец и начальник,

Нам же, монахам, ты добрый наставник,

Вси бо тобою спастися желаем,

Молитвы своя к тебе возсылаем.

 

В стихе «Тебе похваляю / Чудный Николае»[15] перечисляются различные деяния и чудеса Святителя: победа над Арием, спасение Агрикова сына. В стихе чертырнадцать строф, за каждой следует припев «Николае пречудный».
Тебе похваляю
Чудный Николае,
Патриархам слава
И царем держава,
прип.: Николае пречудный.

(…)Помощниче в море,

Ратуешь в споре,

Ария дерзнувый

Смеле на соборе,

прип.: Николае пречудный.

(…) Бар прекрасный град,

Уже небу тождий

Бо в нем драгий скарб –

Пречестные мощи,

прип.: Николае пречудный.

 

Стих «Николае чудотворче / На враги наша поборче»[16] состоит из восьми строф с рифмой аавв. Он выделяется скорбным содержанием, в нём отражены эмоциональная мольба, просьба победить врагов, не почитающих Христа, картины разорения и голода:

Николае чудотворче,
На враги наша поборче,
Во бедах всем предстателю,
Николае святителю,

(…) Просящим щедрый дателю

И всем есть благодателю.

Тебе просим со слезами:

Ты, пастырю, не остави!

(…) Лежат трупы по дорогам,

В лесах, в полях и по стогнах.

Которых рвут, ядят птицы,

Не поядят чрез все часы;

Другия голодом тают,

И все в те часы погибают:

Николае, помилуй нас,

Не допущай врагов до нас [17]!

 

Восхваление Николая, источающего миро находим в стихе «Мироточивых струй обильныя реки» [18], который состоит из десяти строф с рифмой аавв.

Мироточивых струй обильныя реки

Туне точит во вся ныне человеки,

Мир весь чудесами чудно удивляй,

Ликийский же остров светло просветляй.

Благовонный каплет целеб алавастром,

Росит всем желанным чистым благодарством:

Днесь сему приносим должно того дару,

Великий нам сей есть, Миру же и Бару.

 

Стих «Небо радуется согласно»[19] включающий в себя семнадцать строф по пять строк с рифмой ааавв, приурочен к празднованию памяти святого Николая. Особенности строения строфы свидетельствует о том, что этот стих пелся: в третьей строке располагаются наиболее эмоциональные слова, явно рассчитанные на определённый напев.

Небо радуется согласно,

Воздух же да светится ясно,

Блистая,

Сияя,

Всебогатно.

Разверзи облаки темныя,

Возжи, солнце, лучи светлыя.

 

Стих «Горы сладость ископайте»[20] содержит в себе семь куплетов, разных по количеству строк (от двух до четырёх), с припевом.

Горы, сладость ископайте,

И вси людие возыграйте!

Прип.: Иерарх Христов Николае!

Мы до тебе всегда прибегаем

И на помощь тебя призываем

 

Все шесть предыдущих стихов, по-видимому, пелись, об этом свидетельствуют особенности строения строфы, наличие припевов в некоторых текстах, однако напевы многих из них остались неизвестными. Следующие два стиха взяты из нотного издания – богогласника и сопровождаются одноголосными напевами. Они относятся также к виршевой поэзии, а стилистика текстов не отличается от приведённых ранее стихотворений:

Стих «Море тя чудеси»[21] состоит из восьми куплетов. Он посвящён чудотворной иконе святителя Николая в Западинцах (Украина).

 

Море тя чудесы

Господь сыи Небеси,

Треблаженне

Святый Николае,

Христианскому краю

Излия, всему миру

С Небеснаго ефира

Горняго.

Мелодия богогласника представляет собой верхний голос канта[22] – трёхголосного произведения в стиле русского партеса[23]. Куплет довольно пространный – он включает в себя три темы, каждая – период повторного строения.

 

Мелодия стиха «Дивный во делех святитель великий»[24] образует куплетно-припевную форму, состоящую из двух периодов повторного строения.

Дивный во делех святитель великий,

Явися миру предстатель толикий.

Прип.: Николае святейший,

Во чудесех славнейший,

Бог тя избра нам, избра нам.

 

Самый известный, относящийся к псальмам (младшим духовным стихам), стих Святителю - «Ой, кто, кто Николая любит». Это стих куплетного строения с припевом «Николае!», существующий во многих текстовых и мелодических редакциях. География этого стиха охватывает Россию, Белоруссию, Украину и даже Сербию, куда он был принесён из России.

В книге Бессонова находим четыре текстовых редакции стиха: «Егда кто Николая любит[25]», «А кто, кто Николая любит»[26], «О, кто, кто Николая любит»[27] (Белоруссия, Могилёвская губерния, Оршанский уезд), «О, кто, кто Миколая любит»[28] (Орловская губерния), и ещё одну сербскую версию[29].

Егда кто Николая любит,

Егда кто Николаю служит,

Тому святый Николае

На всякий час спомогае

Николае! (Бессонов №189)

Обратимся к нотированным версиям стиха: изначально он относится к письменной традиции – это кант XVIII века. Песнопение существует в нескольких списках[30], что свидетельствует о его распространённости.

Кроме того, этот стих бытует и в устной традиции. В Богогласнике, изданном в Молдове (2004г.) содержатся три текста, снабженные расшифровкой мелодии и гармонизованные составителем. Эти мелодии украинского происхождения: «О, кто, кто его любит» - из г. Сумовка Винницкой области[31], «Ой, кто, кто Николая любит»[32] с мелодией из малороссийского издания «Вчимося музыки» («Учимся музыке»), и «Ой, хто, хто Миколая любит», с напевом Свято-Онуфриевского монастыря Черкасской епархии[33].

Все три мелодии родственны канту: стих из письменной традиции перешёл в устную, и сохранился до сих пор.

 

Особая редакция стиха «Ой, хто, хто Миколая любе» записана в селе Польова Дергачiвского района Харьковской области[34]. Текст первого куплета наиболее близок кантовой версии стиха, однако третья и четвёртая строки осмысляются как припев и не меняются на протяжении всего песнопения:

Ой, ти, святий Миколай,

На всякий час помагай, Миколаю.

Первые же две строки упрощаются, они часто сокращаются до повтора одной первой строки, текст куплетов со второго по четвёртый отходит от слов распространённого стиха и приобретает рождественское содержание, а сам стих становится щедровкой[35]. Подобная трансформация стиха, думается, связана с временной близостью Николы Зимнего к Рождеству Христову. Мелодия стиха и подголосочный склад фактуры значительно отличаются от кантового прообраза.

 

В день святого Николы Зимнего дети ходили по домам и пели несложные песенки с честь Святителя. В сборнике Бессонова[36] приводится один подобный текст из Новгородского уезда[37]. «Микола, Микола святитель » [38]:

Микола, Микола святитель,

Можайский, Заряйский,

Морям проходитель,

Землям исповедник.

Вариант этого текста приводит в своей книге «Зарайская святыня» о.Василий Изюмский. Он отмечает, что в Зарайске дети славили Николу не только перед Рождеством Христовым, но и на праздник Рождества Николы и празднуемое в тот же день перенесение образа Николы Великорецкого в Москву (29 июля по старому стилю / 11 августа по новому).

В сборнике духовных стихов составленных Г.Науменко содержатся две детских песни Николаю (с. 31)[39]. Их мелодии просты, они содержат одну или две музыкальных строки. Первая из них – фрагмент уже известного нам текста про Миколу Можайского-Зарайского. Текст второй песенки «Кто Николу любит / Кто Николе служит» напоминает отдельные строки из стиха «А кто, кто Николая любит».

 

Сектантские стихи – особая, весьма интересная и своеобразная часть русской народной духовной поэзии. Часто происходящие из крестьянской среды, по тексту и напеву близкие народной песне, они чутко улавливают и передают народное религиозное чувство. Приведём два текста, из книги Рождественского и Успенского, связанные с Николаем Чудотворцем.

Первый стих «Николай ты наш батюшка[40]», который отражает тему покаяния и предвидения Страшного суда, открывается диалогом человеческих душ со Святителем. Образ реки Дуная в соседстве с упоминанием Божьего суда приобретает особое значение, он связывается с традиционным для духовных стихов символом мытарств - рекой огненной, которая преграждает путь в рай. Таким образом, Николай, помогающий на морях и реках, получает ещё одно свойство: он сохраняет в море житейском и на реке огненной.

Николай ты наш батюшка,

Переведи нас через речушку широкую,

Через Дунаю глубокую.

Где ж вы, души, забарилися (запрятались),

На суд Божий не явилися?

«Уж там же мы забарилися.

В грешном мире засуетилися.

В муку вечную провалилися».

Уж я выйду на высокую высоту,

Уж я гляну на глубокую глубину.

Там я свою прежнюю жизнь вспомяну.

Кабы знал это жизнь свою, -

Я бы себе б царствие готовил

Всеми постами и молитвами.

Всё б частыми панахвидами (т.е. панихидами).

Богу слава. Честь. Держава

Во веки веков. Аминь.

Во втором стихе «Николай-свет чудотворец»[41] так же отражена роль Николы, как помощника в достижении Царства Божия: «Души к Господу приводит / К престолу прямо уводит».

Николай-свет чудотворец –

Сильный за нас богомолец;

Он у Господа об нас просит,

Надо всеми нами покров носит,

Души к Господу приводит,

К престолу прямо уводит.

О, милостивый Микола!

Хороша твоя икона,

Чудесами украшена…

Много плакал и рыдал,

Тем всё небо увидал,

Душа телу поклонилась,

Что за одно молилась.

Душа царствия удостоена,

Телу гробница состроена;

Он со славой почивает;

Про него Бог знает.

В сборнике Г.Науменко в разделе Никольские песни есть стих «Как во садике» (источник не указан), в котором передан разговор девушки со Святителем. Она обращается к нему «Уж ты батюшка мой, Угодник Николай Святой!» и просит дать лодочку чтобы переплыть реку огненную[42]. Первоисточником этого текста - стих «Уж во садике»[43] мы находим в книге «Песни русских сектантов-мистиков». В ней два отличия от варианта, представленного Науменко: в обращение девушки нет упоминания о Николае, оно звучит как «Государь ты мой, родимый батюшка!» - и второе отличие в том, что девушка просит коня, а не лодочку:

«Государь ты мой родимый батюшка!

Ты пожалуй-ка мне уж добра коня.

Богатырскаго:

Перевёз бы меня тот добрый конь

Через реченьку, через огненну;

Перевёз бы он чрез сине море;

Он довёз бы меня до царствия,

До того раю до блаженного!»

 

Духовные стихи могли менять среду бытования, или заимствоваться из иной сферы. Есть пример, когда композиторский напев стал духовным старообрядческим стихом[44], духовный кант давал начало духовной народной песне, а стих господствующей церкви начинали петь сектанты. Последнее случилось с рассмотренным нами ранее виршевым стихом из богогласника «Дивный во делех святитель великий», - слова этого стиха также можно найти в сборнике «Песни русских сектантов-мистиков» (№624, с.750).

 

Рассмотрев духовные стихи Николаю Чудотворцу, подведём некоторые итоги. Как правило, стихи о каком-либо святом рассказывают о его житии, приведём в качестве примера стихи об Алексии человеке Божием, Варваре, Марии Египетской. Среди большого количества стихов Николаю нет ни одного житийного. Посмертная слава Святителя значительно превосходит известность его жизнеописания.

Мы располагаем четырьмя ранними стихами, два из которых повествуют о посмертных чудесах Николая, а один является стихом нищей братии. К сожалению, этнографических записей очень мало, видимо, ранние стихи Николе исполнялись редко и почти не остались в устной традиции. Есть лишь фрагмент одного стиха, состоящий из пяти строк (запись из Белгородской области).

Расцветом никольских стихов можно назвать профессиональную песенную культуру XVIII века. Святой предстаёт в них великим и могущественным, к нему обращаются коленоприклонённо и со слезами. Подчёркивается дистанция между ним и обычными людьми. До нас дошло порядка десяти текстов кантов Святителю и примерно пять напевов из Богогласника. Канты являются городской традицией, почти не проникшей в деревню и не дошедшей до нас в устном творчестве. Исключением является кант «О, кто, кто Николая любит», который перешёл в устную традицию, приобрёл широкую популярность по всей стране и даже вышел за её пределы. Этот кант настолько известен, что, похоже, затмил собою все остальные духовные стихи Николаю. Лексические обороты песнопения стали основой для других песен в честь Святителя. От него происходит одноименная щедровка и детская песенка «Кто Николу любит».

Предрождественская пора – время, когда пелись никольские песни. Мы рассмотрели две таких песни, которые исполнялись детьми.

Сектантские духовные стихи представляют особый взгляд на Николу, в них святой особо близок людям, с ним можно поговорить как с обычным человеком. В них также подчёркивается идея о близости Николе к Богу и о помощи при переходе от временной жизни к вечной.

В некоторых стихах прославляются отдельные иконы Святителя, укажем на стих Миколе Можайскому-Зарайскому, или чудотворной иконе в Западинцах.

 

 

Мы рассмотрели стихи, посвящённые Николаю Мирликийскому, однако святой был настолько любим народом, что появлялся и в духовных стихах, обращённых к другим святым, и к Богородице. Приведём некоторые примеры.

Наиболее раннее упоминание Святителя встречаем в духовном стихе письменной традиции, относящемся к XVI веку[45]. Стих распет на попевки знаменного роспева шестого гласа и записан древнерусской нотацией – крюками или знамёнами. Здесь перечисляются наиболее почитаемые святые: «О, всесвятая Владычице и Заступнице миру, ангели, апостоле дванадесяте, богоизбранный Христов Предотеча Иване мудре, мученицы четыренадесяте, Вакхе и Сергие, Кире, Иване безмездницы, Василие, Григорие, Иване Златоусте, Мино и Викторе и Викентие, Георгие мучениче, Феодоре и Николае мудре со Прокопием и Димитрием, Флоре и Лавре и Клименте, Борисе и Глебе, Князь Петр и княгиня Феврония и вси святии молите спастися душам нашим».

В различных стихах, где перечисляются святые часто можно встретить имя Святителя. В песнопении «Благодатный дом», в различных куплетах меняется только вторая строка. Обычно за первым куплетом с упоминанием Богородицы, во втором куплете поют строку «Отче святый Николае в нём», а затем уже другим святым, иконы которых находятся в доме.

Благодатный дом,

Пресвятая Богородица в нём.

И Спаситель пребывает.

Яко с нами Бог [46]!

В стихе «Ой спасибо же тому, кто в Божъем дому» при перечислении святых упоминается и Николай: «Николай-то чудотворец за нас к Богу богомолец[47]».

 

Имя Николая иногда появляется в егорьевских стихах. В одних стихах о Егории и Олексафии царевна молится Николе, в других она приказывает строить храм святому:

«На листу у Олексафiи было написано _

Святые ангелы были, все архангелы.

Молилась Олисафiя Спасу Пречистому,

Второму Миколы Барградскому,

Третьему Егорью, свету, Храброму. [48]»

 

Лисафея говорит царю Агапiю:

«Если ты примешь веру крещёную,

Если выстроишь три храма

Соборных-каменных:

Один в честь Егория Храброго,

Другой – в честь Спаса-Нерукотворнаго,

Третiй – в честь Николы Милостиваго,

То отведу я назад змея поганаго:

А если ты этого не сделаешь,

То сейчас спущу его: он сьест тебя [49]».

Никола иногда является героем стиха «Сон Богородицы»: так, в песнопении «Йшла Мария чистым полем» рассказывается о встрече Богородицы с Петром, Павлом и Николаем:

«Встрiча Петра, встрiча Павла,

Ще й третього Миколая.

- «Чи бачили Сина Мого,

Сина Мого Единого?»

Павил каже: «Я не бачив».

Петер каже: «Я й не видiв».

Миколай каже: «Не таймося,

До Матирi признаймося [50] ».

И из уст Святителя следует рассказ о страданиях Христа.

В одном из стихов перечисляется, что делали разные святые, пророки, при страданиях Господа. И Николай оказывается очень близко ко Христу, он к Нему «часто ходил» и «на крест снарядил»:

«Николай-то чудотворец

Чудеса он тут творил,

Седьмо небо отворил,

Ко Христу часто ходил,

Христа на крест снарядил [51]».

 

Поскольку Николай помогает на водах, он упоминается в стихах связанных с морем, рекой. Причём водная стихия понимается нередко в метафорическом смысле. Так, в стихе «Как и по морю да синему морю[52]», обращённом ко вдовам, с призывом не выходить замуж второй раз, действие происходит на корабле, плывущем по морю:

«На корме сидит Предтеча Иоанн

На носу сидит Микола Милостив

В гребцах-то сидят святи ангели ».

Образ моря в этом сюжете осмысляется как сама жизнь, как «море житейское».

В стихе «Как израильские дети[53]» рассказывающем о том, как верные приходят на молитву, перечисляются Кузьма святой, Михаил архангел и Николай, которому отведено значительное место в повествовании:

«Николай чудотворец –

Он скорый всем помощник.

По морям, морям гулял.

С потоп души вынимал.

Белёшенько вымывал.

В собор-церкву приводил.

На святой круг становил. –

Аминь слово говорил».

Здесь Николай вновь упоминается в связи с образом моря как жизни, суета которой подобно волнам, потопляющим людей.

К Николе также обращаются с просьбой о помощи в мытарствах. В поминальном стихе на 40-й день, проходящая мытарства душа просит Святителя:

«О, святителю Никола, миня ты, грешныю, спаси,

Ва слезах тибе прашу я, са ступеньки той свяди. [54]»

Думается, что присутствие Николая здесь связано со следующей цепочкой понятий: море в прямом смысле – море в переносном смысле как «море житейское» - «река огненная», преграждающая путь в рай – мытарства – прохождение по лестнице (над огненной рекой).

 

Никола часто появляется в пасхальных духовных стихах, в которых перечисляются праздники после Пасхи и те сельские работы, которые совпадают по времени с праздниками. В стихе «Три праздника[55]» говорится о Пасхе, Егорьевом дне и Николином:

«А Егорушка – скоту загонушка,

А Николушка – с житным зёрнышком».

В стихе «Не шум шумит[56]» перечисляются уже семь праздников.

«Третий праздник – Никола Святой,

Никола Святой – жито засевал ».

Крестьяне считали, что в канун своего праздника Николай Угодник обходит поля и помогает житу расти.

 

 

Духовные стихи – очень широкая сфера русской словесности и русской песенности, в которой можно выделить различные жанры и хронологические срезы. Поскольку Святителя почитают на Руси уже много столетий, его образ встречается в стихах самых разных эпох, и разных жанровых разновидностей. Это и знаменный стих XVI века, и старины, псальмы, стихи, связанные с крестьянским календарём, и поминальные стихи, стихах нищей братии, сон Богородицы, щедровки, канты, сектантские стихи. Всё это разнообразие стихов представляет очень разноплановый и разносторонний образ Святителя.

Велика вера Николе и упование на него, недаром в народной культуре говорят «Никола – русский Бог». Николай Угодник в духовных стихах – это скорый помощник и верный заступник. В большинстве духовных стихов он называется великим чудотворцем и защитником православной веры, спасителем от агарян, помощником на водах, целителем в болезнях, избавителем от смертной опасности. Нищие и обездоленные находятся под покровительством святого.

Очень часто Николай связан с темой воды, моря, иногда как спасающий на водах, в некоторых стихах, где упоминается море присутствует образ Николая, иногда как помогающий душе преодолеть реку огненную, и, в связи с этим появляется новый смысл – Николай как помощник в прохождении мытарств.

В крестьянских духовных стихах Николай связывается с плодородием, с ростом жита, так как приблизительно в это время, на весеннего Николая (9 мая по ст.ст. и 22 по н.ст.). Никола зимний (6 дек. По ст.ст. и 19 по н.ст.) – предрождественская пора – хороший повод детям немного поколядовать и прославить Святителя. Близкое по времени к Рождеству Христову празднование Николая перебрасывает мостик и к рождественским щедровкам, в которых Николай так же может упоминаться.

К сожалению, мы располагаем единичными этнографическими записями духовных стихов Святителю, и напевы достаточно большой части текстов нам неизвестны. Стихи Святителю, которые удалось собрать, мы поместили в приложении и надеемся, что мы сможем чаще прославлять Николая Чудотворца пением духовных стихов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

* Жирным шрифтом выделены строки которые звучат на аудиозаписи села Подсереднее.

** Верхний голос в этом песнопении должен быть лёгким и прозрачным, подобно отголоску.

 

 

 

 

От лет младенческих, сосц матерних чудесен познася,

Предстатель теплейший всем нам показася.

Припев:

Николае святейший,

Во чудесех славнейший,

Бог тя избра нам, избра нам.

 

От свет славы имаши благая,

Тьму еретиков хульных разоряя.

 

Девы, в юности цветуща прекрасно,

Поют непрестанно песнь ти велегласно.

 

Царие, князи, патриархов лики

Глашают купно песнь ти с человеки.

 

Всяк бо просящий на земли и море

Приемлет помощь от тебе воскоре.

 

Прими от нас песнь, смиренно молимся,

Да овцы стада твоего явимся.

 

Грозд еси зрелый горня винограда,

Учини нас внутрь Небеснаго сада.

(Богогласник, М., 2004 г.)

 

Не есть в свете страна,

В ней же несть слышана

Помощь твоя,

Благий святителю,

Скорый защитителю,

Вся к тебе, помощнику,

Во юдольном сем веку

Движутся.

 

Славен еси миру,

Великий пастырю,

Во иконе:

В Западинцах веси

Великими чудесы

Образ твой украшаешь,

Велию изливаешь

Благодать.

 

Ветхими временны

Образ поставленный

В храме твоем,

Того агаряне

От полуденной страны

Приидоша и паляху,

Разорити хотяху

Яростно.

 

Ты в своей иконе

Сущий, как на троне,

Невидимо

Верным христианом

Противу агаряном

Велию оборону

С Небеснаго Сиона

Даровал.

 

Смутных утешаешь,

Слезы отираешь

Своим верным.

Связанным в темнице

В силе твоей десницы

Приспеваешь к помощи

И в великой немощи

Спасаешь.

 

Тем тя ублажаем:

Святее Николае,

Помилуй нас.

Помилуй рабы твоя,

Доведи до покоя,

Там, где Господь царствует

И вечно дарует

Честь святым.

 

 

(Богогласник, М., 2004 г.)

 

 

 

 

К тебе мы днесь, Отче, вси прибегаем,

Пастыря изрядна тя нарицаем:

Прийми, паси ти стадо,

Укрытися есть радо,

На твоей благой пажити,

Пасящися, свято житии

Человек может.

 

Упасл еси добре Мирския страны,

Удивил чудесы вся христианы;

Вони Мира довольни

Врачуют ся вси больни,

Но и душ наших немощи

Во твоей сильной помощи

Исцеляются.

 

Людие вси, Отче, днесь бежат к тебе,

Взыскующе пользы в своей потребе:

От болезни и страсти

Желающе ся спасти

Убозии и богати

Ищут дары восприясти

В твоей благости.

Честь ти творит небо, мир славу дает,

Воздух же и море добре тя знает,

Демонския злы силы,

Где корабли топили,

Ты представши победил есть,

От потопа свободил есть

Во буре сущих.

 

Иныя надежды, святе, не знаем,

По Бозе и Деве на тя уповаем;

Прими же всех в поруку,

Не даждь врагом во руку:

Услыши нас, Николае,

Церковь в тебе то признает,

Ты вся если всем.

 

Клеветы мирския, мятежа, брани,

Всяких злоключений також сохрани:

От напасти и беды,

Града, тучи, невзгоды.

Предстани нам, Николае,

Всяк тя бедный призывает

Во помощь себе.

 

(Богогласник, СПб., 1903)

 


Сиротам и вдовам отче (2)

В болезнях наших дозорче,

Утопающим во море

Помощниче спасителю.

 

Просящим щедрый дателю (2)

И всем нам благодателю.

Тебе просим со слезами

Ты, пастырю, буди с нами.

 

Просим мы тя днесь вси отца, (2)

Молим Христа Бога Творца:

Даждь нам победу на враги,

Да посрамятся вси врази.

 

 

Яже всех Бога не знают (2)

И тебе не прославляют.

Ты же Христу покланаяем,

К ногам Его припадаем.

 

Буди похвален, святителю, (2)

Мир Ликийских учителю,

И нас, грешных людей своих,

Да будем мы в недрех твоих.

 

(С аудиозаписи Концертного молодёжного хора

СПб. Мирополии и хора духовенства СПб.) куплеты 4-6 взяты из сборника Бессонова (№185 С. 750)


 

 

 

(Богогласник, СПб., 1903)


А кто, кто живёт в его дворе,

Николай на земле и в море

Измет его от напасти,

Не даст ему зле пропасти,

Николае.

 

А кто, кто к нему прибегает,

На помощь его призывает.

Тот не будет ошуканный

И грехов уйдёт невданный,

Николае.

Николай – имя знаменито,

От людей тезоименито.

Побеждай же агаряны,

Утешай же христианы.

Николае.

 

Пастырю словесного стада,

Изми нас пекельнаго ада.

А мы будем прославляти,

Имя твое величати,

Николае.


 

(Русская народная песня. Неизвестные страницы

музыкальной истории. Вып. 2, СПб., 2009.)


 

 

А Дiва Марiя Дитя спородила (2)

 

Припев:Ой ти, святий Миколай,

На всякий час помагай, Миколаю.

 

А, спородивши, анголiв зiбрала. (2)

 

Припев.

 

 

(Колядки, щедрiвки, вертепи. Киев, 2002).

(Науменко г., М., От Рождества до Покрова.

Народные духовные песни. М., 2002.)

 

 

Думу думала, всё молилася:

- уж ты, Батюшка мой,

Угодник Николай Святой!

Ты пожалуй-ка мне,

Уж ты лодочку – самоходочку,

Перевезла бы меня да та лодочка,

Да та лодочка – самоходочка

Через реченьку, через огненну;

Перевезла бы она чрез сине море;

Довезла бы меня до царствия,

До того раю до блаженного!

Провозвествовал Угодник Николай:

- Ты ль душа моя, красна девица!

Уж к чему тебе да та лодочка,

Да та лодочка – самоходочка?

Ты проси себе чиста серебра,

И ещё проси красна золота,

И проси себе крупна жемчуга!

- Уж ты, Батюшка мой,

Угодник Николай святой!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: