Классификации форм организации обучения




Тема 4. ФОРМЫОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Цели и задачи темы.

Обучающийся должен знать:

1. Понятия: формы организации обучения, контактная работа обучающихся с преподавателем, лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа.

2. Типологию, функции, требования к лекции.

3. Задачи, требования, типологию занятий семинарского типа.

Обучающийся должен уметь:

1. Составить конспект лекции/семинара/практического занятияв соответствии с основными требованиями к данной организационной форме.

2. Разработать методическое обеспечение различных видов и форм учебной деятельности, в том числе на основе электронных средств.

Обучающийся должен быть способен

1. Спроектировать учебное занятие и его методическое обеспечение.

 

План

1. Понятие форма организации обучения

2. Классификации форм организации обучения

3. Нормативная типология организационных форм обучения

4. Понятие контактная работа обучающихся с преподавателями

 

Понятие форма организации обучения

В освоении обучающимся содержания обучения важная роль принадлежит формам организации обучения или видам учебных занятий, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса. Формы организации обучения предполагают определенное количество студентов, место проведения, форму взаимодействия преподавателя и студентов. В педагогической литературе встречаются такие понятия как форма обучения, форма организации обучения, форма организации учебного процесса. Мы будем рассматривать их как синонимы.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса.

Классификации форм организации обучения

В настоящее время нет единого подхода к классификации форм организации обучения.

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям.

Например, Андреев В. И.

В.И. Андреев, разделил все многообразие организационных форм на три большие группы.

Первая группа - общие формы обучения. В основу классификации общих форм организации обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия как между педагогом и обучающимся, так и между самими обучающимися. К общим формам организации учебного процесса относят индивидуальную, парную, групповую, коллективную и фронтальную.

При индивидуальной форме обучения педагог адаптирует степень сложности, трудности заданий, оказывает помощь с учетом знаний, умений, уровня сформированности отдельный компетенций, личностных качеств обучающегося.

При парном обучении педагог общается с двумя обучающимися которые, в свою очередь, активно взаимодействуют между собой.

При групповом обучении общение педагога осуществляется с группой обучающихся из трех и более человек, которые имеют свои общие цели учебной деятельности и осуществляют активное взаимодействие, как между собой, так и непосредственно с педагогом.

При коллективной форме обучения обучающиеся группы/потока рассматриваются как целостный коллектив. Общие цели, задачи и активное взаимодействие между всеми учащимися обеспечивают достаточно высокий уровень их сплоченности и взаимопонимания в процессе коллективной учебной деятельности.

При фронтальной форме обучения педагог работает со всей группой, следит за тем, чтобы обучающиеся в едином темпе продвигались к единой цели. Вместе с тем, отмечается, что эта форма обучения как бы усредняет всех обучающихся. К недостаткам этой формы работы относится то, что для слабых обучающиеся темп может быть слишком высок, а для сильных - темп обучения, уровень сложности фронтальных заданий - недостаточен.

Перечисленные общие формы организации обучения, как правило, варьируются, их сочетание дает все многообразие используемых в настоящее время конкретных форм учебной работы, что позволяет педагогу использовать достоинства и в некоторой степени компенсировать недостатки каждой из них.

Вторая группа - внешние формы обучения – в качестве основания для классификации положены способы организации обучения. К этой группе отнесены лекции, семинары, конференции, игры, лабораторные, экскурсии, проектно-творческая деятельность, самостоятельная работа, дистанционное обучение.

Третья группа - внутренние формы обучения – в качестве основания для классификации берется структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения (вводное занятие, практическое занятие, занятие по обобщению и систематизации знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированная форма организации занятий) 1.

Онищук В. А. подразделяет формы организации обучения по дидакти­ческим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные1.

Хуторской А. В. выделяет три группы форм организации обучения: ин­дивидуальные занятия; коллективно-групповые занятия; индивидуально-кол­лективные занятия.

К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, тьюторство, мен­торство, гувернерство, семейное обучение, самообучение.

Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры.

Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты3.

Выбор формы обучения студентов зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, а также состояния учебно-методической базы вуза. В свою очередь, форма организации обучения определяет выбор дидактических методов.

По дидактической цели разнообразие форм организации обучения условно можно подразделить также на следующие 4 группы:

1) формы теоретической учебной деятельности: лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия;

2) формы практической учебной деятельности: лабораторно-практические работы, практикумы, учебная, производственная, преддипломная практики;

3) комбинированные формы учебной деятельности: педагогическая и производственная практика;

4) контрольные формы учебной деятельности: коллоквиум, зачет, экзамен.

По количеству обучающихся формы организации обучения в высшей школе можно подразделить на массовые формы (лекция), групповых (семинарское, практическое занятие), индивидуальных формах (консультация, индивидуальные занятия).

Также в системе высшего образования по длительности взаимодействия педагога со студентами выделяют такие формы обучения как очная, очно-заочная, заочная, дистанционная.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: