Шаг четвертый – особенности общения




Введение

Процедура школьной медиации – своеобразная превентивная мера. Конфликты бывают разные и не всегда можно использовать медиацию в качестве их решения, но если есть шанс добровольно по обоюдному желанию договориться, попросить прощения или излить друг другу душу, а так же сэкономить время, деньги и нервы, то медиация является хорошим способом сделать это.

Хотелось бы начать своё рассуждение с того, что процедура медиации в школе является новой и интересной формой работы с учениками и, вообще, школьным коллективом. Поначалу, услышав о данной процедуре, я отнеслась к ней с некой долей скептицизма, хотя, если честно, то и сейчас я ощущаю небольшую неуверенность в успехе данного проекта. Всё-таки хотелось бы разобраться в полезности данной процедуры и понять, нужны ли школы примирения в образовательных организациях. Как известно, медиация – это процесс добровольный, и не каждый человек может решиться на такой шаг, как примирение. Тем более, если администрация школы не очень верит в успех данного предприятия, а дети подавно относятся к этому процессу не серьёзно. На мой взгляд, ученики, находящиеся в конфликтной ситуации могут сами найти решение данной проблемы, если у них есть желание. Так же степень конфликта очень важна. К примеру, если один из учеников обзывает другого на перемене и происходит небольшая потасовка, то вряд ли можно говорить о медиации. В данном случае ребята могут помириться и сами без использования услуг медиаторов. Если же конфликт серьёзный, предполагает материальный ущерб или был нанесён физический вред здоровью, то тогда уместно говорить о данной процедуре. Ещё одним плюсом медиации является то, что все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно несут ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Кстати говоря, стороны могут отказаться от участия в примирении в любой момент.

Тема просмотренного кейса очень актуальна, тем более что работа в школе предполагает решение конфликтных ситуаций. Учитель в повседневной работе встречается с разными проблемами, одна из них – это частые ссоры детей, а так же различные конфликты, возникающие между учениками и учителями, родителями и учителями. Основной конфликт (наиболее часто встречающийся), по моему мнению, между учащимися школы (класса).

Главный смысл в медиации – не найти виноватых, а достичь согласия.

 

Рассуждение о просмотренном кейсе.

Шаг первый – НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

По моему мнению, во время ведения процедуры медиации практически не были нарушены правила нейтральности (не судить, не присоединяться, не оценивать, не советовать, не принимать решение) в поведении медиаторов, заданные вопросы скорее подталкивали спорящих к поиску своих решений («что вы хотите добиться?», «вы хотите уладить ваш конфликт только с фотоаппаратом?», «что для вас будет разрешением конфликта?», «готовы вы договориться?»).

Во второй части ведения процедуры медиации были моменты, когда становилось понятно, что медиаторы принимали сторону одной из девушек (жалея Свету, надавливали в разговоре на Таню; это выражается в фразах «не хочет войти в положение подруги», «что вы можете сделать для подруги»).

 

 

Шаг второй – ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ

В данном кейсе, мне кажется, что наладить диалог мешало эмоциональное состояние девушек (девушки все время пререкаются и спорят, не понимают значение слово «справедливое решение», не умеют услышать другого человека, так как в момент переговоров переживают только собственные эмоции). Часто в разговоре прослеживаются фразы: «я дала свое согласие, не подумав», «у меня есть шанс получить камеру сейчас, другой возможности у меня не будет», «я считаю, что удовлетворю все твои потребности, а сама останусь ни при делах».

Шаг третий – ВЗРОСЛАЯ РОЛЬ

Мне кажется, что, несмотря на возраст девушек (11 класс), ни одна из них не смогла принять роль взрослого человека и пояснить свои цели и средства, которыми она могла бы суметь договориться в споре.

«Света» часто произносила фразы: «мы должны как-то договориться», «не подумав », «я не понимаю, почему я должна одна заморачиваться ».

«Таня» часто произносит фразы: «разрешить как-то проблему с фотоаппаратом».

Шаг четвертый – ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

По-моему как читалось отвержение вначале процедуры медиации, так оно читалось и в конце. Нежелание обеих девушек идти на компромисс в данной ситуации не привело к конструктивному диалогу. Обе девушки только высказывали претензии друг к другу и старались отстоять свой материальный интерес.

Даже по отношению к дружбе прослеживаются часто слова и фразы «гадина», «сплетни», «корыстная дружба», «я бы хотела оставить фотоаппарат, а дружить не собираюсь», «не поделилась своей ситуацией, так как она могла подумать, что я её использую», «Тане кажется, что вы с ней дружили не просто так».

В идеале после проведения медиации нужно было, чтобы обе девушки поняли, что для них дружба ценнее, чем камера; а с камерой можно было решить вопрос по-иному. Например, продать эту и разделить деньги между родителями, так как это был их вклад; пояснить девушкам, что, так как они несовершеннолетние, то вопросы материального характера они не вправе решать самостоятельно, попробовать вывести их на обсуждение различных вариантов решения материального вопроса.

Шаг пятый – СОГЛАШЕНИЕ.

В данном конкретном просмотренном кейсе этап «Соглашение» может иметь несколько вариантов решения проблемы:

- либо это будет незавершенная медиация (если стороны не пришли к договору, не смогли наладить диалог («тогда ни дружбы, ни фотоаппарата»);

- либо надо было предложить девушкам разобрать ситуацию с продажей или взятием в прокат фотоаппарата (либо иные способы решения вопроса с фотоаппаратом); тогда надо было вывести диалог на обсуждение критериев справедливости;

- я больше склоняюсь к тому, чтобы вывести учащихся на конструктивный диалог о дружбе и в этом ключе предложить им договориться о правилах пользования фотоаппаратом.

Заключение

Программа школьной медиации будет иметь успех если:

1)медиация не будет восприниматься как волшебное средство разрешения конфликтов;

2)один или более учителей будут вести и контролировать ее внедрение;

3)администрация школы будет поддерживать эту программу;

4)учителя и ученики будут иметь положительное отношение к данной программе;

5)ученики-медиаторы будут хорошо подготовлены и иметь поддержку;

В заключение хотелось бы добавить, что в нашей образовательной организации ещё пока только начинает работать служба медиации (примирения). Трудно судить о преимуществах и недостатках медиации в школе, не зная, что это на практике.

С уверенностью можно сказать, что если правильно организовать работу по примирению с помощью восстановительных процедур, то пользы она принесёт больше чем вреда.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: