С какой целью мы провели данную работу? ( определяли значение союзов)




Ход урока

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь, и с хорошим настроением начинаем урок!. Я думаю, что сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нём знания помогут вам в старших классах при изучении сложноподчиненных предложений в 9 классе при сдаче экзаменов по русскому языку

Проведём мини –экзамен:

тема -- «Союз»

Вопросы, на которые вы отвечаете в письменном виде после изучения данного материала. Пишем в тетрадях и сбрасываем мне в личку.

1. Что такое союз?

2.Какие союзы называются простыми, а какие-составными? Приведите примеры

3.Чем отличаются союзы сочинительные от подчинительных? Приведите примеры

4.Расскажите,что вы знаете о сочинительных союзах? Приведите примеры

5.Какое средство художественной выразительности применил А. С. Пушкин в поэме ««Медный всадник»

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

(На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи, а также средством связи отдельных предложений в тексте.,)

Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтоб вы сформулировали цель нашего урока.

Что объединяет группу подчинительных союзов? (соединяют 2 простых предложения в составе сложного, при этом одно предложение зависит от другого).

Знаем ли мы группы подчинительных союзов? Нет.

Знать группы подчинительных союзов очень важно, так как в старших классах мы будем изучать виды подчинительных предложений. И от того, насколько будет понята сегодня тема, зависит понимание темы «СПП с разными видами придаточных ».

Усвоение нового

Повторите значение подчинительных союзов, конечно же, здесь не все союзы перечислены:. какие-то союзы вышли из повседневного употребления. С одним из таких союзов мы познакомимся сегодня на уроке, но вначале давайте найдем его в предложении: Кабы все знал, так бы и не учился.

это союз кабы. Какой синонимичный союз к союзу кабы мы употребляем с вами сегодня? (Если бы)

Запомните понравившуюся пословицу,объясните ее значение (УСТНО)

Пословицы и поговорки с союзом кабы

Кабы не кабы, так и было бы море, а не пруды.

Кабы мне тот разум наперед, что приходит после.

Кабы ведал, у чужого бы не обедал.

Кабы не лень, все бы мы в бархате ходили.

Кабы не кабы, да не но, был бы генералом давно.

Кабы куст был не мил, соловей бы гнезда на нем не вил.

Кабы не кололо, так бы и не болело.

Кабы сивому коню черную гриву, был бы буланый.

Кабы снова на свет родиться, знал бы как состариться.

Кабы знал да ведал, всего бы отведал.

Кабы свинье рога — всех бы со свету сжила.

Кабы барыня не уськала, так бы и барин не лаял.

Кабы все равно было, так и гор бы не было.

Кабы знал да ведал, всего бы отведал.

Кабы знать, где упасть, так соломки б подостлал.

Кабы знать да ведать, где ныне обедать.

Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела.

Кабы мне тот разум наперед, что приходит опосля.

Кабы мужик на печи лежал, корабли бы за море нe плыли.

Кабы мужик па печи не лежал, корабли бы за море снаряжал.

Кабы на дятла да не свой носок, никто бы его не нашел.

Кабы на крапиву не мороз, и зимой бы жгла.

Кабы на цветы да не морозы, зимой бы цветы расцветали.

Кабы не зубы, так бы и душа вон.

Кабы не кабы да не но, были бы мы богаты давно.

Кабы не кабы, так и было бы море, а не пруды.

Кабы этот смех — да на всех.

1. Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.

Потому что, оттого что

причина 2. Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада.

Чтобы

Для того чтобы

Цель 3. Когда грохот резко обрывался, я замирал.

Когда

Пока

Время

4. В этот момент мне показалось, что земля и небо живые.

Что

чтобы

Изъяснительное

5. Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов.

Словно

словно

Сравнение

6. Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

Если

раз

Условие

Б) Выводы. (Устно)

С какой целью мы провели данную работу? (определяли значение союзов)

- Что заметили общего? (все предложения Сложноподчинённые)

- Чем они отличаются? (значением)

- На какие группы по значениям делятся подчинительные союзы?

(причинны, целевые, временные, сравнительные, условные, изъяснительные) - дополните

Какие значения имеют союзы?

2. Беседа по вопросам

– В чем отличие сочинительных союзов от подчинительных?

– На какие группы делятся подчинительные союзы?

3. Закрепление материала.

 

Из предложений выпишите в тетрадь в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы. У союзов определите группу.

1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)

2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский)

3) Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И. Тургенев)

4) Ты прочитал книгу, я также буду её читать.

5) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. (А. Мусатов)

6) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад. (Пословица)

7) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А. Пушкин)

8) Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет.(А. Толстой)

9) Я знаю, что ты хочешь поговорить со мной. (А. Чехов)

Ответ:

Подчинительные

Но- противительный

Пока- время

Зато- противительный

Если- условие

Или или - разделительный

Потому что- причина

Также- соединительный

Что- изъяснительный

- Какую функцию в предложении выполняют сочинительные союзы? (функцию соединения)

- А подчинительные союзы? (функцию подчинения)

4. Запомнить!

как будто, чтобы [шт].

5.Работа над цитатами

1) Нельзя согласиться ползти, когда испытываешь желание парить (Хелен Келлер).

2) Действуйте, пока имеете средства и силы (Симеон Бен Элизар)

3) Найди себе такую великую цель, чтобы для ее достижения тебе понадобилось напрягать все свои силы (Дэвид О. Макней).

4) Необходимо иметь долгосрочные цели, чтобы не впасть в уныние от краткосрочных неудач (Джордж Г. Бендер).

5) Никакая привычка не цепляется за вас, если вы за нее не цепляетесь (Гардер Хантинг).

6) Головы мудрее, когда они холодны, а сердца сильнее, когда бьются в такт благородным идеям (Р. Банч).

7) К вам тянутся, если вы отражаете любовь, радость, терпение, миролюбие, доброту, верность, мягкость и самообладание (Д. Тепмлтон).

8) Если сразу нет успеха, пробуй снова и снова (У. Хиксон)

9) Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется помочь (Павленко).

– Выпишите понравившееся вам высказывание и запомните. (В тетрадь)

– Подчеркните в выписанном предложении грамматические основы, отметьте границы главного и зависимого предложения, начертите схему.

На какие группы делятся подчинительные союзы?(Устно)

6. Рефлексия

Подведение итогов урока. Теперь я могу……

Я бы хотел(а) ….. Было трудно……. Было интересно……..

Домашнее задание: Внимательно проработать материал.!!!Перечитайте, повторите подчинительные союзы.

Составьте сказку о подчинительных союзах или 5 - 7 сложных предложений с подчинительными союзами (на выбор)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: