Тема 3. Лекция «Процесс обучения как целостная дидактическая система»
План
Процесс обучения: понятие, функции
2. Характеристика основных элементов процесса обучения как дидактической системы:
2.1. Цели обучения
2.2. Содержание высшего образования
2.3. Методы и средства обучения
2.4. Организационные формы обучения
2.5. Субъекты процесса обучения.
Процесс обучения: понятие, функции
Процесс обучения - это организованный процесс взаимодействия педагога с обучающимися, направленный на достижение образовательных целей. Применительно к системе высшего образования процесс обучения призван выполнять следующие функции:
а) образовательную - вооружение студентов системой фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний, а также профессиональных и общеинтеллектуальных умений, развитие общекультурных, профессиональных и специальных компетенций;
б) воспитательную - развитие и формирование профессионально значимых личностных качеств, профессиональной направленности, профессиональной культуры, навыков социального взаимодействия обучающихся;
в) развивающую - развитие интеллектуальных способностей, профессионального мышления и творческих способностей;
г) профессиональную - формирование компетенций и их составляющих (знаний, умений, навыков), готовящих к выполнению видов деятельности и решению профессиональных задач по изучаемой специальности или направлению подготовки.
Основными чертами целостного процесса обучения являются:
· системность;
· целенаправленность;
· динамичность;
· неопределенность результата.
· двусторонний характер;
· совместная деятельность педагогов и обучающихся;
|
· руководство со стороны педагога, заключающееся в организации деятельности обучающихся, их стимулировании и мотивации;
· планомерная организация и управление;
· развитие творческих способностей;
· соответствие закономерностям возраста;
· обучение, развитие и воспитание обучающихся.
2. Характеристика основных элементов процесса обучения как дидактической системы:
Основными элементами процесса обучения как дидактической системы являются цели, содержание, методы, средства, формы, результаты образования.
Цели обучения
Цели обучения – это центральная педагогическая категория, системообразующий элемент дидактической системы. Цели связывают воедино все компоненты учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, организационные формы, контроль) и в значительной степени определяют общий результат и эффективность педагогических действий.
Цели - это сознательно определенные, ожидаемые результаты, которые стремится достичь данное общество, государство с помощью сложившейся системы образования. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.
Цели обучения могут конкретизироваться образовательными организациями, участниками образовательного процесса и работодателями. Они могут описываться как конкретные результаты обучения и как система знаний, умений, навыков, компетенций и личностных качеств, которыми должен овладеть обучающийся по окончании освоения конкретной образовательной программы или ее этапа.
|
В педагогической образовательной системе можно выделить несколько уровней целей:
· цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;
· цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования;
· цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретной образовательной организации;
· цели образования, реализуемые через конкретную учебную дисциплину (модуль);
· цели отдельных разделов и тем учебных дисциплин (модулей);
· цели отдельных видов учебной деятельности;
· цели отдельных учебных занятий.
Цели разных уровней, конкретизируя уровень усвоения учебного материала, выступают своего рода методологическими ориентирами учебного процесса. Следует указать разницу в понимании категорий «цели обучения» и «результаты обучения». Цели обучения формулирует общество, государство, образовательная организация, педагог. Результаты обучения показывает (демонстрирует) обучающийся. Цели обучения, соотнесенные с результатами обучения, которые должны продемонстрировать обучающиеся, характеризуют изменения, которые происходят в знаниях, умениях, компетенциях, личностных качествах студентов, их отношениях, ценностных ориентациях, в развитии личности в целом и определяют содержание обучения. С позиций компетентностного подхода в качестве целей-результатов образовательного процесса выступают принципиально новые образовательные конструкты – компетенции. Отличия компетенций от других продуктов-результатов образовательного процесса состоят в том, что они: являются интегрированным результатом, позволяют решать целый класс задач в отличие от функциональной грамотности; существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о способах деятельности.
|
Содержание высшего образования
Содержание высшего образования обусловлено целями и потребностями общества и представляет собой специально отобранную систему элементов социального опыта. Содержание высшего образования претерпевает целый ряд изменений, связанных с введением компетентностного подхода. Целью данного подхода является овладение системой компетенций, формирующих структуру соответствующей профессиональной деятельности. С точки зрения компетентностного подхода, содержание образования представляет собой совокупность общекультурных, профессиональных и специальных компетенций и их составляющих: знаний, умений и навыков, опыта учебно-производственной и научно-исследовательской деятельности, способов решения профессиональных задач, профессиональных ценностей и норм, которыми будущий специалист должен овладеть в процессе освоения образовательной программы определенного уровня и объема. Освоение обучающимися выделенных элементов социального опыта готовит его к профессиональной деятельности в определенной сфере, конкретной профессии или специальности.
Носителями содержания образования являются:
· федеральный государственный образовательный стандарт;
· учебный план;
· образовательная программа;
· учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание по каждому учебному предмету, объем времени на изучение предмета и отдельных тем;
· учебники, в том числе электронные, монографии, научные статьи и др., сеть Интернет и др.
При формировании содержания высшего образованияруководствуются как общедидактическими принципами (научности, развивающего характера обучения, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности и др.), так и принципами, связанными с профессиональным образованием:
· соответствие содержания обучения целям подготовки специалиста;
· фундаментальности и практико-ориентированности обучения;
· ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
· соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусств
· оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса;
· связи обучения с самообразованием;
· развития навыков самостоятельной работы обучающихся;
· соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, предъявляемым конкретной сферой профессиональной деятельности для обеспечения их конкурентоспособности.
Методы и средства обучения
Методы обучения – представляют собой способы совместной деятельности преподавателя и студентов по решению задач обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем).
Средства обучения. Это более широкое понятие, чем метод. Дидактические средства – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса и продуктивного взаимодействия со студентами. К средствам обучения можно отнести:
· учебники, учебно-методические пособия, программы, рабочие тетради, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.,
· оборудование в различных кабинетах,
· технические средства обучения – компьютеры, телевизоры, видеопроекторы, электронные доски и т.д.