Методы и средства обучения




Тема 3. Лекция «Процесс обучения как целостная дидактическая система»

План

Процесс обучения: понятие, функции

2. Характеристика основных элементов процесса обучения как дидактической системы:

2.1. Цели обучения

2.2. Содержание высшего образования

2.3. Методы и средства обучения

2.4. Организационные формы обучения

2.5. Субъекты процесса обучения.

 

 

Процесс обучения: понятие, функции

 

Процесс обучения - это организованный процесс взаимодействия педагога с обучающимися, направленный на достижение образовательных целей. Применительно к системе высшего образования процесс обучения призван выполнять следующие функции:

а) образовательную - вооружение студентов системой фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний, а также профессиональных и общеинтеллектуальных умений, развитие общекультурных, профессиональных и специальных компетенций;

б) воспитательную - развитие и формирование профессионально значимых личностных качеств, профессиональной направленности, профессиональной культуры, навыков социального взаимодействия обучающихся;

в) развивающую - развитие интеллектуальных способностей, профессионального мышления и творческих способностей;

г) профессиональную - формирование компетенций и их составляющих (знаний, умений, навыков), готовящих к выполнению видов деятельности и решению профессиональных задач по изучаемой специальности или направлению подготовки.

Основными чертами целостного процесса обучения являются:

· системность;

· целенаправленность;

· динамичность;

· неопределенность результата.

· двусторонний характер;

· совместная деятельность педагогов и обучающихся;

· руководство со стороны педагога, заключающееся в организации деятельности обучающихся, их стимулировании и мотивации;

· планомерная организация и управление;

· развитие творческих способностей;

· соответствие закономерностям возраста;

· обучение, развитие и воспитание обучающихся.

 

2. Характеристика основных элементов процесса обучения как дидактической системы:

Основными элементами процесса обучения как дидактической системы являются цели, содержание, методы, средства, формы, результаты образования.

Цели обучения

Цели обучения – это центральная педагогическая категория, системообразующий элемент дидактической системы. Цели связывают воедино все компоненты учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, организационные формы, контроль) и в значительной степени определяют общий результат и эффективность педагогических действий.

Цели - это сознательно определенные, ожидаемые результаты, которые стремится достичь данное общество, государство с помощью сложившейся системы образования. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.

Цели обучения могут конкретизироваться образовательными организациями, участниками образовательного процесса и работодателями. Они могут описываться как конкретные результаты обучения и как система знаний, умений, навыков, компетенций и личностных качеств, которыми должен овладеть обучающийся по окончании освоения конкретной образовательной программы или ее этапа.

В педагогической образовательной системе можно выделить несколько уровней целей:

· цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;

· цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования;

· цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретной образовательной организации;

· цели образования, реализуемые через конкретную учебную дисциплину (модуль);

· цели отдельных разделов и тем учебных дисциплин (модулей);

· цели отдельных видов учебной деятельности;

· цели отдельных учебных занятий.

Цели разных уровней, конкретизируя уровень усвоения учебного материала, выступают своего рода методологическими ориентирами учебного процесса. Следует указать разницу в понимании категорий «цели обучения» и «результаты обучения». Цели обучения формулирует общество, государство, образовательная организация, педагог. Результаты обучения показывает (демонстрирует) обучающийся. Цели обучения, соотнесенные с результатами обучения, которые должны продемонстрировать обучающиеся, характеризуют изменения, которые происходят в знаниях, умениях, компетенциях, личностных качествах студентов, их отношениях, ценностных ориентациях, в развитии личности в целом и определяют содержание обучения. С позиций компетентностного подхода в качестве целей-результатов образовательного процесса выступают принципиально новые образовательные конструкты – компетенции. Отличия компетенций от других продуктов-результатов образовательного процесса состоят в том, что они: являются интегрированным результатом, позволяют решать целый класс задач в отличие от функциональной грамотности; существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о способах деятельности.

Содержание высшего образования

Содержание высшего образования обусловлено ​​целями и потребностями общества и представляет собой специально отобранную систему элементов социального опыта. Содержание высшего образования претерпевает целый ряд изменений, связанных с введением компетентностного подхода. Целью данного подхода является овладение системой компетенций, формирующих структуру соответствующей профессиональной деятельности. С точки зрения компетентностного подхода, содержание образования представляет собой совокупность общекультурных, профессиональных и специальных компетенций и их составляющих: знаний, умений и навыков, опыта учебно-производственной и научно-исследовательской деятельности, способов решения профессиональных задач, профессиональных ценностей и норм, которыми будущий специалист должен овладеть в процессе освоения образовательной программы определенного уровня и объема. Освоение обучающимися выделенных элементов социального опыта готовит его к профессиональной деятельности в определенной сфере, конкретной профессии или специальности.

Носителями содержания образования являются:

· федеральный государственный образовательный стандарт;

· учебный план;

· образовательная программа;

· учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание по каждому учебному предмету, объем времени на изучение предмета и отдельных тем;

· учебники, в том числе электронные, монографии, научные статьи и др., сеть Интернет и др.

При формировании содержания высшего образованияруководствуются как общедидактическими принципами (научности, развивающего характера обучения, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности и др.), так и принципами, связанными с профессиональным образованием:

· соответствие содержания обучения целям подготовки специалиста;

· фундаментальности и практико-ориентированности обучения;

· ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

· соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусств

· оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса;

· связи обучения с самообразованием;

· развития навыков самостоятельной работы обучающихся;

· соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, предъявляемым конкретной сферой профессиональной деятельности для обеспечения их конкурентоспособности.

 

Методы и средства обучения

Методы обучения – представляют собой способы совместной деятельности преподавателя и студентов по решению задач обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем).

Средства обучения. Это более широкое понятие, чем метод. Дидактические средства – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса и продуктивного взаимодействия со студентами. К средствам обучения можно отнести:

· учебники, учебно-методические пособия, программы, рабочие тетради, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.,

· оборудование в различных кабинетах,

· технические средства обучения – компьютеры, телевизоры, видеопроекторы, электронные доски и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: