Урок №1.
Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем
Сделайте конспект урока.
1. Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем
Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы».
Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания.
Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются:
- популяция - группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;
- экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;
- биосфера - область распространения жизни на Земле.
2. Методы, используемые в экологических исследованиях
Экология, как любая наука использует разнообразные методы исследований. В экологии этих методов очень много, так как экология - это междисциплинарная наука, которая базируется, кроме биологических основ, на основах географических, технических, экономических и социальных наук, математических, медицинских, метеорологических и т.д.. В связи с этим в экологии используются как общие методы, которые нашли свое применение во многих науках, так и специфические, которые обычно используются только в экологии.
Все экологические методы можно разделить на три основные группы:
|
- Методы, с помощью которых собирается информация о состоянии экологических объектов: растений, животных, микроорганизмов, экосистем, биосферы,
- Обработки полученной информации, свертывание, сжатия и обобщения,
- Методы интерпретации полученных фактических материалов.
В экологии используются следующие методы исследований: химические, физические, биологические, методы экологической индикации, метеорологические, метод экологического мониторинга, мониторинг бывает локальным, региональным или глобальным.
Полевые экологические исследования обычно подразделяются на маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные.
- Маршрутные методы используются для выяснения присутствия тех или иных жизненных форм организмов, экологических групп, фитоценозов и т. п., их разнообразия и встречаемости на исследуемой территории. Основными приемами являются: прямое наблюдение, оценки состояния, измерение, описание, составление схем и карт.
- К стационарным методам относятся приемы длительного (сезонного, круглогодичного или многолетнего) наблюдения за одними и теми же объектами, требующие неоднократных описаний, замеров, измерений наблюдаемых объектов. Стационарные методы включают полевые и лабораторные методики. Характерным примером стационарного метода является мониторинг (наблюдение, оценка, прогноз) состояния окружающей среды.
- Описательные методы являются одними из основных в экологическом мониторинге. Прямое, непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, фиксирование динамики их состояния во времени и оценка регистрируемых изменений позволяют прогнозировать возможные процессы в природной среде.
|
- Экспериментальные методы объединяют различные приемы прямого вмешательства в обычное, естественное состояние исследуемых объектов. Производимые в эксперименте наблюдения, описания и измерения свойств объекта обязательно сопоставляются с его же свойствами в условиях, не задействованных в эксперименте (фоновый эксперимент).
- В последнее время широкое распространение получил метод моделирования экологических явлений, т. е. имитация в искусственных условиях различных процессов, свойственных живой природе. Так, в "модельных условиях" были осуществлены многие химические реакции, протекающие в растении при фотосинтезе. В некоторых областях биологии и экологии широко применяются так называемые "живые модели". Несмотря на то, что различные организмы отличаются друг от друга, многие физиологические процессы в них протекают практически одинаково. Поэтому изучать их удобно на более простых существах. Они-то и становятся живыми моделями. Например, в качестве модели для изучения обмена веществ может служить зоохлорелла - одноклеточные микроскопические водоросли, которые быстро размножаются в искусственных условиях, а для исследования внутриклеточных процессов используются гигантские растительные и животные клетки и т. д.
- В настоящее время все шире используется компьютерное моделирование экологических ситуаций.
3. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей
|
На сегодняшний день роль экологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.
4. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования
Предназначение дисциплины «Экология» обосновано необходимостью сохранения экологического благополучия на Земле, которое всецело зависит, прежде всего, от уровня экологических знаний. Человек в конкурентной борьбе за выживание в природной окружающей среде начал строить свои искусственные антропогенные экосистемы.
На современном этапе он для удовлетворения своих все возрастающих потребностей вынужден изменять природные экосистемы и даже разрушать их, возможно, и не желая этого. Дисциплина призвана сформировать у обучающихся экологическую позицию, активизировать творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций и содействовать в овладении навыками проведения самостоятельных научных исследований. Основная цель в подготовке рабочего и специалиста среднего звена по дисциплине «Экология» состоит в следующем:
знать: основные законы природы;
структуру и состав геосфер;
иметь представление о круговороте веществ в природе;
основные составляющие здорового образа жизни;
влияние человека на окружающую среду;
мероприятия по охране и защите окружающей среды.
уметь: владеть способами защиты окружающей среды;
владеть навыками в области охраны здоровья человека и окружающей среды.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни;
бережного отношения к окружающей среде.
Решите кроссворд
Природные и антропогенные экологические катастрофы
1. Дрожание, колебание Земли.
2. Геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни.
3. Дикая лошадь.
4. Раскалённая жидкая или очень вязкая масса, изливающаяся на поверхность Земли из жерла вулкана.
5. Затопления прибрежных районов разлившейся речной водой.
6. Явление природы, мощная сила которого независима от человека и непреодолима им.
7. Гигантские волны, движущиеся к берегу со скоростью 1000 км/ч., сметая всё на своём пути.
8. Разновидность тропического циклона, которая типична для северо-западной части Тихого океана.
9. Заросли вечнозелёных деревьев и кустарников с надземными корнями.
10. Сильный вихрь между тропиками, у западных берегов Африки, предшествующий проливным дождям.
11. Восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
12. Чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движения воздуха.
13. Газ, использующийся как хладагент для холодильников и распылителей аэрозольных баллончиков.
· Домашнее задание
Напишите мини – сочинение на тему: «Роль экологии в моей будущей профессии»