Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)




На протяжении XVI – XVIII веков для немца, тем более живущего в Тюрингии или в соседних областях Германии, фамилия «Бах» обозначала одно – перед тобою музыкант. Это многочисленное и уважаемое семейство заслужило признание и уважение у своих современников трудолюбием и разнообразными музыкальными способностями. Так и Иоганн Амброзиус Бах, живший в Эйзенахе, служил придворным и городским музыкантом, пользовался известным влиянием в этом небольшом городке. Из восьми его детей выжило только четверо – трое братьев и старшая сестра. Все три мальчика впоследствии стали музыкантами, но только один из них удостоился чести, чтобы о его фамилии произнесли следующие слова: «Его нужно звать не Бах (по-немецки это слово значит ручей), а море!»[1]. При крещении – 23 марта 1685 года – этого, младшего из братьев, нарекли Иоганн Себастьян.

К несчастью, мальчик осиротел в 10-летнем возрасте и забота о нем, равно как и об его брате Иоганне Якобе, легла на плечи старшего сына покойного Иоганна Амброзиуса – Иоганна Кристофа Баха. К нему в Ордурф в 1695 году переехали Себастьян и Якоб.

 

Вид на Эйзенах

Под присмотром старшего брата мальчики продолжили обучение, начатое в Эйзенахе (в латинской школе); в Ордурфе они посещали лицей, а также совершенствовались в игре на инструментах (прежде всего, на органе и клавире) под руководством Иоганна Кристофа. Кроме того, ордурфский органист обучал смышленого младшего брата и основам композиции. Сохранилась история о том, как бывал суров Иоганн Кристоф по отношению к Иоганну Себастьяну: в нотном шкафу хранилась особая тетрадь, в которой были собраны сочинения разных авторов. Младший брат, тайком от старшего, ночами, при свете луны, переписывал из нее особо нравившиеся ему произведения. Но когда до конца работы оставалось уже совсем немного, секрет был раскрыт и Иоганн Кристоф уничтожил рукопись Иоганна Себастьяна. Быль это или вымысел – теперь уже утверждать нельзя, но предание живет.

В 15 лет Бах поступает на службу учеником (певчим) в школу при монастыре св.Михаила в городе Люнебурге. Здесь он прожил 3 года, получив возможность на практике освоить премудрости хорового пения. К тому же, живя в этом северонемецком городе, Иоганн Себастьян мог посещать Гамбург, крупнейший по тем временам торговый культурный центр Германии. А там – слушать концерты органной музыки. В Люнебурге появляются первые масштабные сочинения Иоганна Себастьяна для органа.

Первым городом, в котором Бах занял место органиста, стал Арнштадт. Здесь он служил с 1703 по 1707 год. В этот период Иоганн Себастьян был более всего занят совершенствованием своего исполнительского и композиторского мастерства органиста. Служба в храме была не слишком обременительной – всего три раза в неделю, остальное время можно было сочинять и упражняться. Успехи не заставили себя ждать – одно за другим появляются многочисленные органные прелюдии и фуги, фантазии, хоральные прелюдии. А для клавира была написана единственная программная пьеса Иоганна Себастьяна – «Каприччио на отъезд возлюбленного брата»[2].

Не заставили себя ждать и первые неприятности, возникшие из-за характера Иоганна Себастьяна. В 1705 году он испросил разрешения у начальства отсутствовать 4 недели для того, чтобы отправиться (пешком!) в Любек. В этом городе начинающий органист намеревался присутствовать на выступлениях знаменитого органиста Дитриха Букстехуде. Бах хотел повысить свой профессиональный исполнительский и композиторский уровень у признанного мэтра. Букстехуде, по преданиям, высоко оценил способности своего юного коллеги. По возвращении Баха в Арнштадт его вызвали для объяснений – ведь вместо условленного 15 ноября 1705 года он вернулся на службу только в феврале 1706 года! Естественно, что как только представилась возможность, Бах покинул Арнштадт – город, в котором его не смогли понять.

В течение года (с июня 1707 по июнь 1708 года) Иоганн Себастьян служил органистом в Мюльхаузене. В это время появляются первые духовные кантаты Баха. В это же время он женился на Марии Барбаре Бах, своей троюродной сестре, неплохой музыкантше, обладавшей, к тому же, красивым сопрано. Но, к сожалению, новобрачные были вынуждены скоро покинуть Мюльхаузен – орган пришел в крайне плачевное состояние, использовать его не представлялось возможным. А на заказ и строительство нового инструмента у города не было средств.

Следующим городом, в котором Бах проработал уже более долгое время – 9 лет – стал Веймар (1708 – 1717). В этот период жизни Иоганн Себастьян служил и как церковный музыкант, и как музыкант светский. Благодаря образованности и изысканному вкусу правившего в городе герцога Вильгельма Эрнста, музыкальная жизнь была чрезвычайно разнообразна. Помимо немецкой музыки здесь звучала и итальянская, и французская. В Веймаре Бах впервые получил возможность познакомиться с сочинениями А.Вивальди, позднее он выполнил переложения некоторых струнных концертов итальянского композитора для клавесина и органа.

Иоганн Себастьян сочиняет большое количество органных произведений, кантат. Его слава исполнителя-виртуоза растет. Вот две истории, которые могут подтвердить, каким признанием пользовался Иоганн Себастьян как органист и клавирист.

В 1714 году Бах отправился в Кассель и там был удостоен чести играть на органе перед наследником Шведского трона принцем Фридрихом. Великолепно исполненное соло на педали «…повергло наследного принца в такое изумление и восхищение, что он снял с пальца кольцо с драгоценным камнем и подарил его музыканту. Ноги органиста, как птицы, метались с одного клавиша на другой, и в ушах слушателей раздавались тяжелые, гулкие, как раскаты грома, звуки. И если он заслужил подарок только за ловкость своих ног, что же пожаловал бы ему принц, если бы он призвал на помощь ногам еще и руки?»[3].

В 1717 году Иоганн Себастьян поехал в Дрезден, в один из самых просвещенных в музыкальной части городов Германии[4]. В это же время там находился Луи Маршан, известный французский органист, клавесинист и композитор, который совершал гастрольный тур по Германии. Было решено устроить соревнование между двумя виртуозами, но оно так и не состоялось. По преданию, Маршан, услышав, как импровизирует его соперник на клавесине, счел за благо тайно покинуть Дрезден.

Тем более обидным было неуважительное отношение к Баху в Веймаре. Иоганн Себастьян надеялся, что место придворного капельмейстера, которое стало вакантным из-за кончины музыканта, руководившего капеллой длительное время, перейдет к нему. Но его ждало разочарование – должность получил не блещущий талантами сын покойного капельмейстера. После еще нескольких досадных недоразумений и неприятных событий появляется следующий документ: «К делу сему: 6 ноября концертмейстер придворный органист Бах за проявленное упрямство и за требование отставки был посажен под арест в помещении земельного суда, а затем, 2 декабря – вместе с изъявлением немилости – ему, через придворного секретаря, дана была отставка с одновременным освобождением из-под ареста»[5].

Теперь Бах поступает на службу к князю (курфюрсту) Анхальт-Кетенскому Леопольду. В Кетене композитор прожил с 1717 по 1723 год. Пожалуй, это был самый благополучный период в жизни Иоганна Себастьяна. Должность придворного капельмейстера требовала, безусловно, творческой активности и трудолюбия. Но условия, в которых работал Бах, были на редкость благоприятны. Князь Леопольд благоволил ему, должность оказалась хорошо оплачиваемой. Сам знатный вельможа был неплохим музыкантом, с детства игравшим на клавесине и виоле да гамба. За пять лет в Кетене Бах сочинил 6 «Бранденбургских» концертов, концерты для скрипки с оркестром, оркестровые Увертюры (сюиты), сонаты и партиты для скрипки соло, сюиты для виолончели соло[6], инвенции, первый том «Хорошо темперированного клавира» и т.д.

Единственным событием, омрачившим пребывание в Кетене, стала смерть жены Баха в 1720 году, оставившая композитора вдовцом с четырьмя детьми на руках. На следующий год Иоганн Себастьян женился во второй раз, его избранницу звали Анна Магдалена Вильке[7]. О том, как Бах заботился о музыкальном развитии своей супруги, свидетельствуют «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», куда он записывал не слишком сложные сочинения в различных жанрах и формах. А Иоганн Себастьян снова подыскивает себе место. Он вынужден пойти на этот шаг – его старшие сыновья подросли, заботливый отец стремился дать им университетское образование. И вот, выдержав необходимое испытание, Бах с семейством переезжает в Лейпциг.

Лейпциг в то время – один из крупнейших торговых и культурных центров Германии. Его университет – один из старейших в Европе, был открыт в 1409 году. В 1719 году заработало нотное издательство Брейткопф. Ежегодно проводились масштабные ярмарки, привлекавшие в город большое количество гостей, в том числе и иностранцев. На должность кантора церкви св.Фомы (Thomaskirche) города Лейпцига и поступил Бах в 1723 году, оставаясь на ней до самой смерти.

Теперь он отвечал не только за то, чтобы к определенным датам были сочинены соответственные произведения. И не только за то, чтобы они были надлежащим образом разучены и исполнены. Теперь на нем лежала ответственность за певческую школу при церкви св.Фомы. Мальчиков надо было обучать не только пению, но и игре на инструментах, заботиться о них. Работа кантором отнимала много времени, много времени уходило и на постоянные разбирательства с начальством, ибо Бах стремился добиться качественного уровня образования для певчих мальчиков, а это требовало увеличения финансирования, в котором Баху регулярно отказывали.

 

Церковь св.Фомы (Томас-кирхе)

Несмотря на большую занятость, Бах находил время и для светской музыки. Он возглавил общество музыкантов Сollegiummusicum, руководил им с перерывами. 10 лет. «Члены (Collegiummusicum), дающие эти музыкальные концерты, большей частью состоят из здешних господ учащихся, и среди них всегда есть хорошие музыканты, так что, как известно, со временем из них вырастают знаменитые виртуозы»[8] – так характеризовали в прессе того времени этот кружок, в который входили и певцы, и инструменталисты. Еженедельно устраивались концерты, радующие публику разнообразием исполняемых программ.

Перечень сочинений, написанных Иоганном Себастьяном в Лейпциге, грандиозен. Самыми монументальными являются Месса си-минор, «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну», Магнификат, «Рождественская» и «Пасхальная» оратории, множество кантат. Для клавира написаны «Итальянский» концерт, 6 партит и второй том «Хорошо темперированного клавира», сложнейшие «Гольдберг-вариации»; для органа – трио-сонаты, прелюдии и фуги, хоральные прелюдии.

Единственным жанром, который был популярен в Европе в то время и в котором Бах так ничего и не написал, стала опера. Объяснение этому факту очень простое – ни в одном городе, в котором служил Бах, не было оперного театра. А в том, что ему удалось бы сочинить замечательные произведения в этом жанре – сомневаться не приходится. Доказательством тому могут служить светские кантаты Иоганна Себастьяна – «Крестьянская» и «Кофейная».

Тем временем сыновья Баха подрастали, четверо из них стали профессиональными музыкантами: Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануэль («берлинский» Бах), Иоганн Кристоф Фридрих («бюкебургский» Бах), Иоганн Кристиан («лондонский» Бах). Отец стремился, чтобы его дети стали людьми образованными, внимательно следил за их музыкальными успехами и воспитывал у них самокритичное отношение. «Однажды его сын – тоже композитор, как и все сыновья Баха, – пришел домой очень довольный: он давал концерт и имел колоссальный успех. А наутро отец ему сказал: “Ты имел вчера большой успех у толпы – значит, ты плох. Надо сочинять не для масс, а для знатоков. Если у знатоков будешь иметь успех, тогда станешь великим композитором”»[9].

Бах успевал выезжать в Дрезден, где выступал с органными концертами, в Галле, в Берлин – в 1847 году в Потсдамской резиденции он был представлен своим сыном Филиппом Эммануилом венценосному любителю музыки – прусскому королю Фридриху Великому. По свидетельствам современников Фридрих относился к «старому» Баху с большим уважением. «Кроме того, его особенно почитали в Берлине и в Дрездене. Вообще же, он не был слишком удачлив, ибо не делал того, что для этого необходимо, а именно – не колесил по свету. Между тем знатоки и любители его в достаточной мере почитали»,[10] – вспоминал К.Ф.Э.Бах.

Со временем Иоганн Себастьян заметил, что начинает слепнуть. Когда над ним нависла угроза полной потери зрения, было принято решение об операции на глазах. Но, к сожалению, медицина в данном случае принесла больше вреда, чем пользы: зрение не восстановилось, а организму в целом был нанесен серьезный удар. Спустя четыре месяца после операции, Бах скончался 28 июля 1750 года.

 

Композитор был погребен на кладбище церкви св.Иоанна. Ныне его останки захоронены в церкви св.Фомы.

На десятилетия музыка И.С.Баха отошла в тень новых кумиров, творчество его сыновей было очень популярно во второй половине XVIII века. Но для Моцарта и Бетховена, Шумана и Шопена сочинения «старого» Баха были эталоном музыкальной одаренности и фантастического мастерства. Широкой публике произведения великого немецкого композитора вернул Феликс Мендельсон, который в 1829 году исполнил в Лейпциге «Страсти по Матфею».

Еще при жизни Иоганну Себастьяну Баху были посвящены эти трогательные и искренние строки. Они актуальны и по сей день.

 

Звучаньем струн когда-то покорил Орфей

Не только род людской, но и лесных зверей;

И все ж, великий Бах, твое искусство краше:

Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.

Венчал тебя венком лавровым Аполлон;

В граните вечном твое имя высек он.

Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:

Своим искусством ты себя увековечил [11] .

 


[1] Эти слова принадлежат Л.ван Бетховену. Цитата по Хаммершлаг Я. Если бы Бах вел дневник. Изд-во «Корвина»,1963. С.122.

[2] Иоганн Якоб отправлялся на службу к шведскому королю Карлу XII. В качестве гобоиста оркестра гвардии И.Я.Бах оказался в гуще событий Полтавской битвы.

[3] Хаммершлаг Я. Если бы Бах вел дневник… Изд-во «Корвина», 1963. С.36-37.

[4] Тогда Дрезден был столицей Саксонии.

[5] Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха / Сост. Ханс-Йоахим Шульце, М., 1980. С.56.

[6] Шестая сюита для виолончели соло предназначалась для изобретенного Бахом струнного инструмента виола помпоза

[7] В обоих браках у Баха родилось 20 детей, выжили, к сожалению, только 11.

[8]Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха /Сост. Ханс-Йоахим Шульце, М., 1980. С.82.

[9] Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана. М., 2013. С.118.

[10] Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха /Сост. Ханс-Йоахим Шульце, М., 1980. С.242.

[11] Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха / Сост. Ханс-Йоахим Шульце, М., 1980. С.174., автор стихотворения – Худеман Людвиг Фридрих, Гамбург, 1732 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: