Формирование психического здоровья у детей
Зорин СС
МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Культура есть среда, растящая и питающая личность».
П.А.Флоренский.
«Культура – это способ самоосуществления человека».
И.Кант.
«Культура – это творчество».
С. Зорин.
«Культура – это сфера высших человеческих действий, духовных, художественных и научных форм проявления человека».
К. Ламберг-Карловски и Дж. Саблов.
В настоящее время перед образованием стоит актуальная проблема по форомированию рефлексивно-творческой, гармонически развитой гуманистической личности духовно-нравственно, художественно-эстетически, интеллектуально и психически, психологически, физически здорового человека.
Наша концепция основана на системе «культура - образование – творческая деятельность – арт-терапия».
Культура выступает в целом как явление синкретическое, как фон гармонических отношений человека с природой, обществом и самим собой, как синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, как необходимое условие его гармоничной взаимосвязи с окружающим миром. Поскольку культура неотделима от человека – субъекта культуры и сам человек формируется в процессе адекватного ее прочтения в ходе деятельности как культурно-историческое существо, то это взаимодействие и составляет основу его формирования, т.к. в процессе усвоения и присвоения культуры он образовывается, воспитывается, развивается интеллектуально, духовно-нравственно и художественно-эстетически.
Культура как творчески созидательная деятельность людей по преобразованию природы и общества отражает и характеризует степень их «очеловечивания», меру развития и саморазвития индивида прежде всего в духовно-нравственной, в художественно-эстетической и интеллектуальной сфере личности. Культура выступает как необходимое условие, средство, процесс и результат образования и воспитания человека. В свою очередь, образование выступает как средство существования и развития культуры, в постижении и присвоении которой человек формируется и развивается.
Образование выступает как цель, результат, процесс, форма и средство освоения человеком культуры в целом и эстетической, духовной, интеллектуальной, материальной в частности. Одновременно оно является одной из основных форм сохранения и развития культуры. Современное образование должно стать культурообразным. Современное образование в своей основе должно опираться на формирование и развитие творческих способностей и ценностных ориентаций личности; освоение основ культуры, самообразование и саморазвитие, которые составляют особо ценностный компонент культуры, и, таким образом, образование выступает как одна из высших ценностей общества.
Культура выполняет функцию формирования социально значимых мотивов личности, она стоит у истоков деятельности индивида по гармонизации его отношений с природой, обществом, самим собой. Культура как универсальная характеристика деятельности предопределяет педагогическую работу как приоритетную: она имеет творческую природу; инновация, новаторство и изобретательство присутствуют в ней как важный компонент и критерий; одной из главных задач педагогической деятельности является развитие творческого потенциала у школьников.
Культура – это идеальное представительство реальных способностей людей, опредмеченных в вещественной и знаково-символической формах. Культура как источник психического развития выступает только тогда, когда индивид выполняет творческую деятельность направленную на достижение этих способностей и на создание новых культурных ценностей.
Культура в понимании Л.С. Выготского была прежде всего связана с семиотическими посредниками – знаками – и их ролью в психическом функционировании человека.
«Культура – это личный опыт каждого человека… это феномен диалога» человека с жизнью; «культура – это …индивидуальная проблема, это индивидуальная история восприятия жизни, а уже потом социальная проблема, которая связана с реализацией возможностей человека». Э.Е. Платонов. [14. С. 9. ].
Культура – это своего рода атмосфера психического развития. Культура понимается как социальные нормы, то и развитие трактуется как социализация, а социализация невозможна без самореализации. Социализация и индивидуализация – это две составляющие развития человека.
Мы считаем, что формирование творческого потенциала личности через диалог личности и культуры, это прежде всего развитие через творческую деятельность и культуру. Трактовка культуры как творчества предполагает приоритет индивидуализации над социализацией и культура становится развивающей средой для формирования рефлексивно-творческой личности.
Для анализа культуры необходимо выделить прежде всего в ней три плана: материальный, социальный, духовный.
Мы придерживаемся концепции К. Гирца, где социализация и индивидуализация показаны как две стороны единого процесса развития. «Стать человеком» - означает «обрести индивидуальность», а обретение индивидуальности происходит благодаря средствам культуры. «… Культура осуществляет связь между тем, чем каждый человек может стать, исходя из присущих ему способностей, и тем, чем он на самом деле становится. [ 2. С. 135. ].
«Быть человеком» - значит быть неповторимым, а изучать человека – это изучать взаимодействие явлений биологического, социального, физиологического, неврологического, психологического и культурного порядка, сделавшее его таким, какой он есть. [ 2. С. 126.].
Искусство - одна из форм общественного и индивидуального сознания, неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения окружающего мира, познания и отражения действительности окружающего мира человеком.
Посредством искусства человек как в социогенезе, так и в онтогенезе отображает свое понимание окружающего мира, выражает свое отношение к нему, выражает свои эмоции и чувства, свое мировоззрение, эстетические и этические эталоны. Искусство является средством катарсиса.
Искусство еще в древней Греции служило средством для катарсиса (греч. очищение). Термин «катарсис» древне-греческой философии и эстетики служил для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит он еще к древнему пифагорейству, в котором рекомендовалась гимнастика для телесного развития и музыка для очищения души. В учении Фрейда катарсис употреблялся для обозначения одного из методов психоанализа.
Нами арт-терапия успешно применяется в коррекционной работе в учебном процессе с детьми с различными психическими отклонениями в развитии – нарушения зрения, ЗПР, речи, слуха, легкая умственная отсталость и т.д.
Арт-терапия - направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством, как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями. Лечение и развитие человека творчеством.
Творчество - самовыражение личности в деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект личностный и процессуальный. В основе творчества лежат такие свойства личности, как воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности и потребности личности, самоактуализации в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей и творческого потенциала. Оно развивает у личности способности, знания, умения. В основе нашей концепции лежит – лечение и развитие высших психических функций творчеством, через формирование творческого потенциала личности.
Мак-Нифф заметил, что специалисты слишком долго концентрировали свое внимание на продуктах творческой деятельности клиентов, а ключом к пониманию исцеляющих возможностей искусством является реализация творческого потенциала..
Архиважной задачей образования и медицины является формирование у детей культуры здоровья.
Культура здоровья определяется прежде всего как умение применять на практике знания по сохранению своего психического, психологического и физического здоровья и вести здоровый образ жизни.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьника требует системный и комплексный подход к качеству современного образования. Подготовить учащегося к самостоятельной жизни – это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельной жизни. Сегодня необходимо такое образование, которое не только сберегает, но и главным образом формирует здоровье школьников [21].
Принцип комплексности предполагает создание на межведомственном уровне как для муниципальных образований, так и для отдельных образовательных учреждений единой программы формирования здоровья детей как комплексного медико-психолого-педагогического подхода. На уровне отдельного образовательного учреждения комплексность может быть реализована только при объединении усилий различных специалистов в единую медико-психолого-педагогическую службу (или педологический центр целостного развития личности), рассматривающую создание формирующего здоровье образовательного пространства как основную цель своего существования и стратегическую задачу функционирования образовательного учреждения в целом.
Принцип системности предусматривает, что цели и задачи построения формирующего здоровье образования должны быть системными и последовательными, разделены на общие стратегические и частные, и на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач поддерживается соответствующим целевым ресурсным обеспечением. Для обеспечения системности и последовательности в школе должен быть разработан социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся, но и на оценку эффективности всех существующих структур и элементов этого процесса.
Принцип дифференцированности предполагает дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов формирования здоровья учащихся во всех его проявлениях при обязательном всеобщем охвате всех обучающихся. Дифференциация должна проходить с учетом возраста и степени сформированности здоровья как целостного психофизиологического и социально-личностного состояния школьников. Единая комплексная программа конкретного образовательного учреждения должна содержать три раздела: первый - система формирования ответственного позитивного отношения к своему здоровью и готовности к здоровому образу жизни у младших школьников; второй - система формирования позитивного психологического и социального здоровья у подростков; третий — система возможной коррекции и придания устойчивости здоровью как целостному интегративному показателю развития личности у молодых людей.
Принцип аксеологичности (ценностной ориентации) требует формирования у детей и молодежи устойчивых мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений, уважения к человеку, которые должны стать ориентирами и регуляторами их повседневного поведения. Поэтому процесс формирования здоровья невозможен без общей целостной системы воспитания конкретного образовательного учреждения.
Принцип многоаспектности реализуется в сочетании различных направлений целевой педагогической деятельности образовательного учреждения по формированию здоровья. Ее ведущими аспектами являются: социальный, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни; психологический, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок детей и подростков, позитивно-когнитивных оценок себя и окружающей действительности, а также навыков поведения в трудных жизненных ситуациях; образовательный, формирующий систему представлений и знаний о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях.
Многоаспектность проявляется в воздействиях на отдельные группы школьников и педагогов, особенно на их «саморазрушающее» поведение, а также в широком социальном воздействии на деятельность образовательного учреждения как социально-культурного центра для окружающего социума [ 10 ].
Основные уровни содержания деятельности: медицинское, психологическое и педагогическое направление (физиологическое, психологическое и психическое здоровье детей)
Образование, формирующее здоровье, возможно только при создании благоприятной образовательной среды для поддержания личностного развития каждого школьника. В нем условно выделим три уровня: медицинское, психологическое и педагогическое.
Медицинское направление предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса, просветительную и реабилитационную работу медиков. Под гигиеническими условиями имеется в виду соблюдение внешних организационных условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований к распределению недельной учебной нагрузки учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации урока, проведение физкультминуток с учетом возраста учащихся, места занятия в расписании. При этом нельзя идти по пути простого уменьшения учебной нагрузки, необходимо позаботиться об оптимизации учебного процесса, ибо в противном случае возможны негативные последствия: ребенок, привыкший в школе к «щадящей» нагрузке, может оказаться невостребованным в жизни. Отдельная проблема, требующая совместных организационных усилий медицинского персонала и администрации, — питание учащихся. Правильное, рациональное питание — важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте, особенно в детском и подростковом.
Просветительная работа медицинского персонала должна сочетать в себе как традиционные формы, так и современные интерактивные приемы воздействия на учащихся и родителей. Медицинская служба образовательного учреждения должна играть не только консультативную, но и активную организаторскую роль в профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
Непосредственно реабилитационная работа медиков в условиях общеобразовательного учреждения включает в себя: во-первых, формирование здоровья школьников немедикаментозными методами; во-вторых, реабилитацию детей с наиболее часто встречающимися «школьными» заболеваниями без отрыва от учебного процесса. В число профилактических мероприятий могут быть включены программа по очистке воды, широкомасштабная фитопрофилактика и фитотерапия, лечебная и развивающая физкультура, специализированные программы по офтальмологии, стоматологии, астеноневротическим реакциям. В основе же непосредственно реабилитационной программы лежит обязательный два раза в год трехэтапный скрининг соматического здоровья учащихся (школьная медицинская сестра — врач-педиатр — врач-специалист). Кроме него, обязательными являются такжеметоды, диагностирующие уровень адаптации ребенка к окружающей среде. К числу таких методик относится оценка вегетативного статуса и вегетативного обеспечения методами кардио-интервалографии, велоэргометрии, кардиореспираторными тестами. Применение подобных диагностик позволит объективно оценить потребность в проведении того или иного метода реабилитации. В идеале проведение диагностики уровня адаптации к окружающей среде должно носить сезонный характер.
Приоритетным в психологическом направлении является комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе, которое невозможно без скоординированной совместной работы педагога-психолога и социального педагога образовательного учреждения. Оно также требует организации системы развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей как участников целостного учебно-воспитательного процесса.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями); психологическое обеспечение образовательных программ: диагностической, прогностической и коррекционной функций учебно-воспитательного процесса (изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе обучения, разработку и совместное осуществление с учителем системы корректирующих мероприятий);
развитие психолого-педагогической культуры (компетентности) учащихся, родителей и педагогов. Несомненно, что на разных ступенях образования задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка различны. В дошкольном образовании - это ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Для начальной школы — определение готовности к обучению и обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, формирование желания и умения учиться, развитие творческих способностей. Работа психологов в основной школе характеризуется сопровождением перехода ребенка на новый этап обучения, адаптацией его к новым условиям обучения, поддержкой в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощью в решении личностных проблем и проблем социализации, формированием жизненных навыков, профилактикой неврозов, помощью в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактикой девиантного поведения и наркозависимости. В старшей школе психолог призван помогать учащимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, оказывать поддержку в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитии их временной перспективы, способности к целеполаганию, психосоциальной компетентности. Необходимо учитывать, что современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля, развивать навыки саморегуляции и управления стрессом в различных жизненных ситуациях. В этой связи необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинга, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.п.). Позитивный опыт подобной работы накоплен в образовательных учреждениях, реализующих проект «Школа здоровья». Оригинальный блок психологического сопровождения обучения здоровому образу жизни включен в междисциплинарную программу «Здоровье» (авторский коллектив под руководством В.Н. Касаткина). Особое значение имеет также психологическая поддержка здоровья учителя, от умений и возможностей которого быстро и эффективно восстанавливать свое душевное благополучие непосредственно зависит социально-психологическое здоровье учащихся. Педагогическое направление осуществляется в процессе непосредственной учебной деятельности ребенка и проявляется, в первую очередь, в индивидуально-дифференцированном подходе учителя к каждому ученику (по И.С. Якиманской). В частности это предполагает: наличие в образовательном учреждении различных вариантов учебных программ, учебников и дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения; постоянный систематический анализ и оценку способов проработки учащимися программного материала (не только их эффективность, но и соответствие психофизиологическим особенностям ребенка, оценку их влияния на его интеллектуальное и личностное развитие с учетом его эмоционально-волевых и интеллектуальных усилий); создание на каждом уроке условий для самостоятельного выбора учеником способов работы, типов задания, вида и форм учебного материла; использование разнообразных форм занятий (ролевых игр, диалогов, тренингов, личностно значимых для каждого ученика учебных задач и ситуаций) и современных методов и технологий обучения; переход в условиях всего образовательного учреждения от существующей системы оценивания к многобальной системе на основе накопления и сложения оценок ребенкапопредмету, а не их взаимного уничтожения. Особые требования предъявляются к профессиональной подготовке и личности учителя.Помимознания своего предмета он должен обладать специфическими психологическими знаниями и умениями, которые позволят ему гибко, с учетом реальных индивидуальных особенностей учащихся выбирать методические приемы и средства, оценивать эффективность своей педагогической деятельности. Педагог также должен быть способен к постоянному доброжелательному общению с разными учащимися, ориентирован на уважительное отношение к каждому, независимо от его учебных успехов и реальных достижений, готов к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии ребенка [ 7, 21].
Образование, формирующее здоровье, невозможно без создания культурологического пространства школы, а именно:
• создания системы дополнительного образования (широкая сеть кружков художественно-эстетической, научно-технической и спортивной направленности); системы реального детского самоуправления на уровнях класса и школы; системы социального воспитания подрастающего поколения;
• оздоровления эмоционально-поведенческого пространства школы (его характеристики: уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; особенности эмоционально-психологического климата в школе в целом, в каждом классе и в педагогическом коллективе; стиль поведения учащихся и учителя на уроке и на переменах; степень проявления заботы учащихся и педагогов о психологических последствиях своего общения и т. д.);
• продуманной организации интерьера школы в целом и каждого класса в отдельности с учетом влияния на психику учащихся и педагогов зрительных образов «среды обитания» и ее эмоционально-психологическое обогащение.
Не секрет, что однообразное убранство большинства классов, преобладание квадратно-прямоугольных форм, кроме неизбежных оконных, дверных проемов и доски, унылая цветовая гамма без праздничных тонов негативно влияют на психику учащихся и педагогов. Учитывая длительность пребывания взрослых и детей в подобных однообразных пространствах эффект такого влияния постоянно аккумулируется. Редко можно встретить в классе рисунки, картины, которые могли бы нейтрализовать унылость интерьера. В основном — либо учебно-наглядные пособия, усиливающие информационное воздействие, либо портреты деятелей науки и искусства, не вызывающие эстетических эмоций. Поэтому возможности для проявления инициативы (но научно обоснованной) и использование этого поля деятельности для реализации творческой активности учащихся и учителей огромны.
Критериями общего (физического) здоровья являются: структурная и функциональная сохранность органов и систем; свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде; сохранность привычного позитивного самочувствия.
Критериями душевного и социального здоровья человека являются: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
позитивная критичность к себе и собственной психической деятельности и ее результатам; соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность к самоуправлению своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами, к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этих планов; к изменению способа поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.
Только коренная и целостная перестройка всей учебной деятельности учащихся и педагогов в соответствии с медицинскими нормами поможет сберечь и укрепить здоровье участников образовательного процесса в самом широком смысле. Поэтому изменения в учебном процессе не должны исчерпываться только привнесением отдельных медицинских или экологизированных задач в программы по существующим учебным предметам, а также внедрением новых специализированных учебных предметов (например, «Твое здоровье» и т.п.). Превращение учебного процесса в совместную учебную деятельность, формирующую и сберегающую здоровье педагога и учащегося, возможно только при целостном преобразовании всего блока педагогической технологии.
При формировании психического здоровья, нужно рассматривать жизнедеятельность человека как сложной живой системы, которая обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.
Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечение болезней, можно сказать, с давних пор находятся в поле внимания традиционной медицины, то наши представления о сущности и путях обеспечения здоровы, связанного с психологическим уровнем, пока еще не могут быть признаны удовлетворительными.
Вопросы здоровья на этом уровне так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные на них ответы в конце концов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность. Чем более гармонично, как подчеркивал крупнейший российский психиатр С.С.Корсаков, соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность. Благополучие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминированием определенных и негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере, неправильным выбором ценностных ориентации.
Традиционным для психологии и медицины является понятие «психическое здоровье», тем не менее в современных публикациях по психологии понятия «психическое здоровье» доминирует в сторону психологического здоровья. Понятие «психическое здоровье» употребляется как синоним понятия «норма психического здоровья» в большей степени употребляется для определения адаптации для человека к социуму и используется в клинической психологии. Норма психического здоровья, выступая как образ психического здоровья, используется для организации практических усилий в области медицины, педагогики и психологии, либо как средство мышления исследователей и означает отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Традиционная медицинская модель базируется на изучении патологии, понимая здоровье как меру вероятности возникновения болезни и полагая своей целью устранение болезненных проявлений.
Для психологического же здоровья традиционно используемо понятие нормы не применимо, поскольку оно не учитывает важнейшей характеристики личности – динамичности, позволяющей человеку не только адаптироваться в обществе, но и развиваться, изменяться. Альтернативой норме в случае психологического здоровья становится не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи. Психически человек может быть здоров, но личностно болен.
И.Д. Дубровина ввела научный термин «психологическое здоровье» разграничивая тем саамы категории «психическое здоровье», имеющее отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, и «психологическое здоровье», характеризующее личность в целом, в связи с выделением специфически присущего человеку качества – духовности.
Концепция «позитивного психического здоровья», у истоков которой стоят такие представители гуманистической психологии, как К. Роджерс, Р. Мэй, Г. Оллпорт, В. Франкл и др., определяет психическое здоровье через призму личности в терминах активности и личностного развития. Позитивный подход к определению здоровья приводит к определению таких критериев психического здоровья, которые характеризуют его в большей степени как процесс, нежели состояние, где в центр внимания попадают такие понятия, как «самореализация», «самоактуализация», «аутентичность», «идентичность». Психическое здоровье означает не отсутствие конфликтов, проблем и т.д., а предполагает зрелость, активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Психическое здоровье, понимаемое таким образом, не тождественно адаптации и норме; более того, психическое здоровье может подразумевать некоторую степень дезадаптации в ее традиционном понимании, поскольку высокий уровень адаптированности личности к правилам и нормам общества зачастую приводит к отказу от потребностей своей природы, от своего Я.
Первые попытки развести понятия психического и психологического здоровья имеются у К.Г. Юнга и Э. Фромма, которые говорили о двух уровнях адаптации - внешнем и внутреннем. Так, К.Г. Юнг считал, что человек должен уметь приспосабливаться к двум различным сторонам жизни: сначала к ее внешней стороне (профессия, семья, социум), а затем и к внутренней — потребностям своей природы. Игнорирование и того, и другого, по его мнению, может привести к неврозу [20]. Похожую точку зрения высказывает и Э. Фромм. В своей книге «Бегство от свободы» он выдвигает две концепции здоровья. Одна концепция руководствуется потребностями общества, другая - ценностями и потребностями индивида. Большинство психиатров, отмечает Э. Фромм, считают, что плохо приспособленный к структуре общества индивид является неполноценным. По мнению же самого Э. Фромма, человек нормальный (в смысле хорошей приспособляемости) часто менее здоров (в смысле человеческих ценностей), чем невротик, т.к. хорошая приспособляемость часто достигается за счет отказа от своей личности [17]. Схожей точки зрения придерживались К. Роджерс, К. Домбровский, Э. Шостром.
Идеи вышеприведенных авторов получили развитие в трудах современных исследователей, в первую очередь, И.В. Дубровиной, В.И. Слободчикова, Б.С. Братуся, которые не ограничиваются представлением о человеке лишь как о психическом измерении, а настаивают на необходимости выделения «личностного», «духовного» как особого измерения. Данный подход базируется на представлениях А.Н. Леонтьева, который указывал на необходимость разделения представлений о «личностном» и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом измерении. Схожей точки зрения о по уровневом подходе к системе «человек» придерживались Б.Г. Ананьев и А.Г. Асмолов (индивид, личность, индивидуальность), М.Г. Ярошевский (организм, субъект, личность), самые же ранние представления о природе человека также предполагали выделение уровней души и тела. Исключая из области внимания телесный, организмический уровень, являющийся предметом внимания медицины, в зоне нашего анализа остается категория души, традиционно представляемой в рамках научной психологии (в частности отечественной)в терминах психики.
Мы разделяем представления Б.С. Братюся о многоуровности психического и выделенных их уровнях (личностно-смысловом, индивидуально-психологическом, психофизиологическом), считающим, что высшим уровнем в структуре психического здоровья является уровень личностно-смыслового здоровья, который регулирует низлежащие, подчиненные уровни – индивидуально-психологический и психофизиологический [ 1 ]. Каждый из выделенных уровней характеризуется различными проявлениями, различными механизмами адаптации и регуляции личности ее отношений с миром.
Первый – уровень психофизиологической регуляции. На этом уровне личность функционирует в логике непосредственного удовлетворения потребностей.
Второй - уровень социоадаптивной регуляции, детерминации личности требованиями конкретной ситуации конкретного социума.
Третий — уровень смысловой регуляции, детерминации личности ее отношением с миром как целым, развернутым во временной перспективе далеко за пределами текущего момента и конкретной ситуации.
До недавнего времени в область научного исследования попадали лишь два уровня системы «человек»: телесный (физиологический) и душевный (психический). Соответственно этим уровням выделялись две модели здоровья (а, следовательно, и нездоровья) - биомедицинская и психологическая (по большей части - патопсихологическая). В контексте биомедицинской модели, которая лежит в основе современной медицинской практики, здоровье и болезнь расположены на противоположных полюсах одномерного континуума. В качестве критериев здоровья - болезни выступают объективные биологические и физиологические параметры, характеризующие функциональное состояние организма, и, следовательно, индивид, не имеющий объективных признаков заболевания, считается здоровым. Определение здоровья при таком подходе производится от обратного.
В психологической (патопсихологической) модели феномены здоровье-болезнь рассматриваются в контексте психической деятельности и ее нарушения. В основе нормальной (ненарушенной) психической деятельности лежит нормальное функционирование высших отделов ЦНС и в первуюочередь - головного мозга. В качестве же основного критерия здоровьявыступает нормальная адаптация личности к требованиям, предъявляемым ей конкретным историческим обществом.
В качестве условия нормальной адаптации выступает психическое развитие как закономерное изменение психических процессов, выраженное в количественном, качественном и структурном преобразовании. Успешностьпроцесса адаптации к требованиям внешнего мира зачастую выдает в качестве основного критерия психического здоровья личности. Насовременном уровне развития, как уже отмечалось, психологи не ограничиваются представлением о человеке лишь как о психическом, либо социальном измерении. В рамках гуманистической парадигмы наметились взгляды на нео