МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Формирование психического здоровья у детей

Зорин СС

МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Культура есть среда, растящая и питающая личность».

П.А.Флоренский.

 

«Культура – это способ самоосуществления человека».

И.Кант.

 

«Культура – это творчество».

С. Зорин.

 

«Культура – это сфера высших человеческих действий, духовных, художественных и научных форм проявления человека».

К. Ламберг-Карловски и Дж. Саблов.

 

 

В настоящее время перед образованием стоит актуальная проблема по форомированию рефлексивно-творческой, гармонически развитой гуманистической личности духовно-нравственно, художественно-эстетически, интеллектуально и психически, психологически, физически здорового человека.

Наша концепция основана на системе «культура - образование – творческая деятельность – арт-терапия».

Культура выступает в целом как явление синкретическое, как фон гармонических отношений человека с природой, обществом и самим собой, как синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, как необходимое условие его гармоничной взаимосвязи с окружающим миром. Поскольку культура неотделима от человека – субъекта культуры и сам человек формируется в процессе адекватного ее прочтения в ходе деятельности как культурно-историческое существо, то это взаимодействие и составляет основу его формирования, т.к. в процессе усвоения и присвоения культуры он образовывается, воспитывается, развивается интеллектуально, духовно-нравственно и художественно-эстетически.

Культура как творчески созидательная деятельность людей по преобразованию природы и общества отражает и характеризует степень их «очеловечивания», меру развития и саморазвития индивида прежде всего в духовно-нравственной, в художественно-эстетической и интеллектуальной сфере личности. Культура выступает как необходимое условие, средство, процесс и результат образования и воспитания человека. В свою очередь, образование выступает как средство существования и развития культуры, в постижении и присвоении которой человек формируется и развивается.

Образование выступает как цель, результат, процесс, форма и средство освоения человеком культуры в целом и эстетической, духовной, интеллектуальной, материальной в частности. Одновременно оно является одной из основных форм сохранения и развития культуры. Современное образование должно стать культурообразным. Современное образование в своей основе должно опираться на формирование и развитие творческих способностей и ценностных ориентаций личности; освоение основ культуры, самообразование и саморазвитие, которые составляют особо ценностный компонент культуры, и, таким образом, образование выступает как одна из высших ценностей общества.

Культура выполняет функцию формирования социально значимых мотивов личности, она стоит у истоков деятельности индивида по гармонизации его отношений с природой, обществом, самим собой. Культура как универсальная характеристика деятельности предопределяет педагогическую работу как приоритетную: она имеет творческую природу; инновация, новаторство и изобретательство присутствуют в ней как важный компонент и критерий; одной из главных задач педагогической деятельности является развитие творческого потенциала у школьников.

Культура – это идеальное представительство реальных способностей людей, опредмеченных в вещественной и знаково-символической формах. Культура как источник психического развития выступает только тогда, когда индивид выполняет творческую деятельность направленную на достижение этих способностей и на создание новых культурных ценностей.

Культура в понимании Л.С. Выготского была прежде всего связана с семиотическими посредниками – знаками – и их ролью в психическом функционировании человека.

«Культура – это личный опыт каждого человека… это феномен диалога» человека с жизнью; «культура – это …индивидуальная проблема, это индивидуальная история восприятия жизни, а уже потом социальная проблема, которая связана с реализацией возможностей человека». Э.Е. Платонов. [14. С. 9. ].

Культура – это своего рода атмосфера психического развития. Культура понимается как социальные нормы, то и развитие трактуется как социализация, а социализация невозможна без самореализации. Социализация и индивидуализация – это две составляющие развития человека.

Мы считаем, что формирование творческого потенциала личности через диалог личности и культуры, это прежде всего развитие через творческую деятельность и культуру. Трактовка культуры как творчества предполагает приоритет индивидуализации над социализацией и культура становится развивающей средой для формирования рефлексивно-творческой личности.

Для анализа культуры необходимо выделить прежде всего в ней три плана: материальный, социальный, духовный.

Мы придерживаемся концепции К. Гирца, где социализация и индивидуализация показаны как две стороны единого процесса развития. «Стать человеком» - означает «обрести индивидуальность», а обретение индивидуальности происходит благодаря средствам культуры. «… Культура осуществляет связь между тем, чем каждый человек может стать, исходя из присущих ему способностей, и тем, чем он на самом деле становится. [ 2. С. 135. ].

«Быть человеком» - значит быть неповторимым, а изучать человека – это изучать взаимодействие явлений биологического, социального, физиологического, неврологического, психологического и культурного порядка, сделавшее его таким, какой он есть. [ 2. С. 126.].

Искусство - одна из форм общественного и индивидуального сознания, неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения окружающего мира, познания и отражения действительности окружающего мира человеком.

Посредством искусства человек как в социогенезе, так и в онтогенезе отображает свое понимание окружающего мира, выражает свое отношение к нему, выражает свои эмоции и чувства, свое мировоззрение, эстетические и этические эталоны. Искусство является средством катарсиса.

Искусство еще в древней Греции служило средством для катарсиса (греч. очищение). Термин «катарсис» древне-греческой философии и эстетики служил для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит он еще к древнему пифагорейству, в котором рекомендовалась гимнастика для телесного развития и музыка для очищения души. В учении Фрейда катарсис употреблялся для обозначения одного из методов психоанализа.

Нами арт-терапия успешно применяется в коррекционной работе в учебном процессе с детьми с различными психическими отклонениями в развитии – нарушения зрения, ЗПР, речи, слуха, легкая умственная отсталость и т.д.

Арт-терапия - направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством, как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями. Лечение и развитие человека творчеством.

Творчество - самовыражение личности в деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект личностный и процессуальный. В основе творчества лежат такие свойства личности, как воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности и потребности личности, самоактуализации в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей и творческого потенциала. Оно развивает у личности способности, знания, умения. В основе нашей концепции лежит – лечение и развитие высших психических функций творчеством, через формирование творческого потенциала личности.

Мак-Нифф заметил, что специалисты слишком долго концентрировали свое внимание на продуктах творческой деятельности клиентов, а ключом к пониманию исцеляющих возможностей искусством является реализация творческого потенциала..

Архиважной задачей образования и медицины является формирование у детей культуры здоровья.

Культура здоровья определяется прежде всего как умение применять на практике знания по сохранению своего психического, психологического и физического здоровья и вести здоровый образ жизни.

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физичес­ких дефектов, а как состояние полно­го физического, душевного и соци­ального благополучия человека. Являясь целостным социально-психо­логическим явлением, здоровье школьника требует системный и комплексный подход к качеству современно­го образования. Подготовить учаще­гося к самостоятельной жизни это значит сформировать у него адекват­ные механизмы физиологической, психологической, социальной адап­тации к окружающей действительно­сти, готовность к самостоятельной жизни. Сегодня необходимо такое образование, которое не толь­ко сберегает, но и главным образом формирует здоровье школьников [21].

Принцип комплексности предполагает со­здание на межведомственном уровне как для муниципальных образований, так и для отдельных образовательных учреждений единой программы фор­мирования здоровья детей как комплексного медико-психоло­го-педагогического подхода. На уров­не отдельного образовательного уч­реждения комплексность может быть реализована только при объединении усилий различных специалистов в единую медико-психолого-педагоги­ческую службу (или педологический центр целостного развития личности), рассматривающую создание форми­рующего здоровье образовательного пространства как основную цель сво­его существования и стратегическую задачу функционирования образовательного учреждения в целом.

Принцип системности предусматривает, что цели и задачи построения формирующего здоровье образования должны быть системными и последовательными, разделены на общие стратегические и частные, и на каждом этапе возможность реа­лизации поставленных целей и задач поддерживается соответствующим целевым ресурсным обеспечением. Для обеспечения системности и последовательнос­ти в школе должен быть разработан социально-психоло­гический мониторинг, ориентиро­ванный не только на оценку субъек­тивных и объективных факторов фор­мирования здоровья и здорового образа жизни учащихся, но и на оценку эффективности всех существующих структур и элементов этого процесса.

Принцип дифференцированности предполагает дифференциацию це­лей, задач, средств и планируемых результатов формирования здоровья учащихся во всех его проявлениях при обязательном всеобщем охвате всех обучающихся. Дифференциация должна проходить с учетом возраста и степени сформированности здоро­вья как целостного психофизиологи­ческого и социально-личностного состояния школьников. Единая ком­плексная программа конкретного об­разовательного учреждения должна содержать три раздела: первый - си­стема формирования ответственного позитивного отношения к своему здоровью и готовности к здоровому образу жизни у младших школьников; второй - система формирования позитивного психологического и социального здо­ровья у подростков; третий — систе­ма возможной коррекции и придания устойчивости здоровью как целостно­му интегративному показателю раз­вития личности у молодых людей.

Принцип аксеологичности (ценност­ной ориентации) требует формирова­ния у детей и молодежи устойчивых мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необхо­димом условии реализации лично­стных устремлений, уважения к че­ловеку, которые должны стать ори­ентирами и регуляторами их повсед­невного поведения. Поэтому про­цесс формирования здоровья невоз­можен без общей целостной систе­мы воспитания конкретного обра­зовательного учреждения.

Принцип многоаспектности реализу­ется в сочетании различных направ­лений целевой педагогической дея­тельности образовательного учрежде­ния по формированию здоровья. Ее ведущими аспектами являются: соци­альный, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определя­ющих выбор здорового образа жизни; психологический, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок детей и под­ростков, позитивно-когнитивных оценок себя и окружающей действи­тельности, а также навыков поведения в трудных жизненных ситуациях; об­разовательный, формирующий сис­тему представлений и знаний о здо­ровье и здоровом образе жизни как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях.

Многоаспектность проявляется в воз­действиях на отдельные группы школьников и педагогов, особенно на их «саморазрушающее» поведение, а также в широком социальном воздей­ствии на деятельность образователь­ного учреждения как социально-куль­турного центра для окружающего со­циума [ 10 ].

Основные уровни содержания деятельности: медицинское, психологическое и педагоги­ческое направление (физиологическое, психологическое и психическое здоровье детей)

Образование, формирующее здоро­вье, возможно только при создании благоприятной образовательной среды для поддержания личностно­го развития каждого школьника. В нем условно выделим три уровня: медицинское, психологическое и педагогическое.

Медицинское направление предпо­лагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса, просветительную и реабилитационную работу медиков. Под гигиеничес­кими условиями имеется в виду со­блюдение внешних организацион­ных условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических тре­бований к распределению недельной учебной нагрузки учащихся, соблю­дение санитарно-гигиенических тре­бований к организации урока, прове­дение физкультминуток с учетом воз­раста учащихся, места занятия в рас­писании. При этом нельзя идти по пути простого уменьшения учебной нагрузки, необходимо позаботиться об оптимизации учебного процесса, ибо в противном случае возможны негативные последствия: ребенок, привыкший в школе к «щадящей» нагрузке, может оказаться невостре­бованным в жизни. Отдельная про­блема, требующая совместных орга­низационных усилий медицинского персонала и администрации, — пи­тание учащихся. Правильное, рацио­нальное питание — важный и посто­янно действующий фактор, обеспечи­вающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здо­ровья в любом возрасте, особенно в детском и подростковом.

Просветительная работа медицин­ского персонала должна сочетать в себе как традиционные формы, так и современные интерактивные при­емы воздействия на учащихся и ро­дителей. Медицинская служба об­разовательного учреждения должна играть не только консультативную, но и активную организаторскую роль в профилактике курения, ал­коголизма, наркомании.

Непосредственно реабилитационная работа медиков в условиях общеоб­разовательного учреждения включа­ет в себя: во-первых, формирование здоровья школьников немедикамен­тозными методами; во-вторых, реа­билитацию детей с наиболее часто встречающимися «школьными» забо­леваниями без отрыва от учебного процесса. В число профилактических мероприятий могут быть включены программа по очистке воды, широко­масштабная фитопрофилактика и фитотерапия, лечебная и развиваю­щая физкультура, специализирован­ные программы по офтальмологии, стоматологии, астеноневротическим реакциям. В основе же непосредствен­но реабилитационной программы ле­жит обязательный два раза в год трехэтапный скрининг соматическо­го здоровья учащихся (школьная ме­дицинская сестра — врач-педиатр — врач-специалист). Кроме него, обязательными являются такжеметоды, диагностирующие уровень адапта­ции ребенка к окружающей среде. К числу таких методик относится оцен­ка вегетативного статуса и вегетатив­ного обеспечения методами кардио-интервалографии, велоэргометрии, кардиореспираторными тестами. Применение подобных диагностик позволит объективно оценить по­требность в проведении того или ино­го метода реабилитации. В идеале проведение диагностики уровня адап­тации к окружающей среде должно носить сезонный характер.

Приоритетным в психологическом направлении является комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-вос­питательном процессе, которое не­возможно без скоординированной совместной работы педагога-психоло­га и социального педагога образова­тельного учреждения. Оно также тре­бует организации системы развития психолого-педагогической компетен­тности педагогов и родителей как уча­стников целостного учебно-воспита­тельного процесса.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: предуп­реждение возникновения проблем развития ребенка; помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором об­разовательного и профессионально­го маршрута, нарушения эмоциональ­но-волевой сферы, проблемы взаимо­отношений со сверстниками, учите­лями и родителями); психологичес­кое обеспечение образовательных программ: диагностической, прогностической и коррекционной функ­ций учебно-воспитательного процес­са (изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в про­цессе обучения, разработку и совмест­ное осуществление с учителем систе­мы корректирующих мероприятий);

развитие психолого-педагогической культуры (компетентности) учащих­ся, родителей и педагогов. Несомненно, что на разных ступенях образования задачи психолого-педа­гогического сопровождения ребенка различны. В дошкольном образова­нии - это ранняя диагностика и кор­рекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Для на­чальной школы — определение го­товности к обучению и обеспечение адаптации к школе, повышение заин­тересованности в учебной деятельно­сти, развитие познавательной и учеб­ной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, формирование же­лания и умения учиться, развитие творческих способностей. Работа психологов в основной школе характеризуется сопровождением пе­рехода ребенка на новый этап обуче­ния, адаптацией его к новым услови­ям обучения, поддержкой в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и самораз­вития, помощью в решении личнос­тных проблем и проблем социализа­ции, формированием жизненных на­выков, профилактикой неврозов, по­мощью в построении конструктив­ных отношений с родителями и свер­стниками, профилактикой девиантного поведения и наркозависимости. В старшей школе психолог призван помогать учащимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, оказывать под­держку в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитии их временной перспективы, способно­сти к целеполаганию, психосоци­альной компетентности. Необходимо учитывать, что современ­ные подходы к построению эффектив­ных профилактических программ ут­верждают необходимость не только давать учащимся информацию о по­веденческих рисках, опасных для здо­ровья, но и формировать навыки здо­рового жизненного стиля, развивать навыки саморегуляции и управления стрессом в различных жизненных си­туациях. В этой связи необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинга, ролевые игры, моделиро­вание ситуаций и т.п.). Позитивный опыт подобной работы накоплен в образовательных учреждениях, реали­зующих проект «Школа здоровья». Оригинальный блок психологическо­го сопровождения обучения здорово­му образу жизни включен в междис­циплинарную программу «Здоровье» (авторский коллектив под руковод­ством В.Н. Касаткина). Особое значе­ние имеет также психологическая поддержка здоровья учителя, от уме­ний и возможностей которого быстро и эффективно восстанавливать свое ду­шевное благополучие непосредствен­но зависит социально-психологичес­кое здоровье учащихся. Педагогическое направление осуществляется в процессе непосредствен­ной учебной деятельности ребенка и проявляется, в первую очередь, в ин­дивидуально-дифференцированном подходе учителя к каждому ученику (по И.С. Якиманской). В частности это предполагает: наличие в образо­вательном учреждении различных вариантов учебных программ, учеб­ников и дидактических материалов, позволяющих на едином базовом со­держании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения; постоянный системати­ческий анализ и оценку способов проработки учащимися программно­го материала (не только их эффектив­ность, но и соответствие психофизио­логическим особенностям ребенка, оценку их влияния на его интеллек­туальное и личностное развитие с уче­том его эмоционально-волевых и ин­теллектуальных усилий); создание на каждом уроке условий для самостоя­тельного выбора учеником способов работы, типов задания, вида и форм учебного материла; использование разнообразных форм занятий (роле­вых игр, диалогов, тренингов, личностно значимых для каждого ученика учебных задач и ситуаций) и совре­менных методов и технологий обуче­ния; переход в условиях всего образо­вательного учреждения от существу­ющей системы оценивания к много­бальной системе на основе накоп­ления и сложения оценок ребенкапопредмету, а не их взаимного уничто­жения. Особые требования предъяв­ляются к профессиональной подго­товке и личности учителя.Помимознания своего предмета он должен обладать специфическими психологическими знаниями и умениями, которые позволят ему гибко, с учетом реальных индивидуальных особенно­стей учащихся выбирать методичес­кие приемы и средства, оценивать эф­фективность своей педагогической де­ятельности. Педагог также должен быть способен к постоянному добро­желательному общению с разными учащимися, ориентирован на уважи­тельное отношение к каждому, неза­висимо от его учебных успехов и ре­альных достижений, готов к поощре­нию индивидуальных сдвигов в раз­витии ребенка [ 7, 21].

Образование, формирующее здоро­вье, невозможно без создания куль­турологического пространства шко­лы, а именно:

• создания системы дополнительно­го образования (широкая сеть круж­ков художественно-эстетической, научно-технической и спортивной направленности); системы реально­го детского самоуправления на уров­нях класса и школы; системы соци­ального воспитания подрастающего поколения;

• оздоровления эмоционально-пове­денческого пространства школы (его характеристики: уровень коммуника­тивной культуры учащихся и педаго­гов; особенности эмоционально-пси­хологического климата в школе в це­лом, в каждом классе и в педагогичес­ком коллективе; стиль поведения уча­щихся и учителя на уроке и на переме­нах; степень проявления заботы уча­щихся и педагогов о психологических последствиях своего общения и т. д.);

• продуманной организации инте­рьера школы в целом и каждого клас­са в отдельности с учетом влияния на психику учащихся и педагогов зрительных образов «среды обита­ния» и ее эмоционально-психоло­гическое обогащение.

Не секрет, что однообразное убранство большинства классов, преобладание квадратно-прямоугольных форм, кро­ме неизбежных оконных, дверных про­емов и доски, унылая цветовая гамма без праздничных тонов негативно влияют на психику учащихся и педа­гогов. Учитывая длительность пребы­вания взрослых и детей в подобных однообразных пространствах эффект такого влияния постоянно аккумули­руется. Редко можно встретить в клас­се рисунки, картины, которые могли бы нейтрализовать унылость интерье­ра. В основном — либо учебно-на­глядные пособия, усиливающие ин­формационное воздействие, либо пор­треты деятелей науки и искусства, не вызывающие эстетических эмоций. Поэтому возможности для проявле­ния инициативы (но научно обосно­ванной) и использование этого поля деятельности для реализации творчес­кой активности учащихся и учителей огромны.

Критериями общего (физического) здоровья являются: структурная и функциональная сохранность орга­нов и систем; свойственная орга­низму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изме­нениям в типичной для него при­родной и социальной среде; сохран­ность привычного позитивного са­мочувствия.

Критериями душевного и социального здоровья человека являются: осоз­нание и чувство непрерывности, по­стоянства и идентичности своего фи­зического и психического «Я»; чув­ство постоянства и идентичности пе­реживаний в однотипных ситуациях;

позитивная критичность к себе и соб­ственной психической деятельности и ее результатам; соответствие психи­ческих реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обсто­ятельствам и ситуациям; способность к самоуправлению своим поведени­ем в соответствии с социальными нор­мами, правилами и законами, к по­зитивному планированию своей жиз­недеятельности и реализации этих планов; к изменению способа пове­дения в зависимости от смены жиз­ненных обстоятельств и ситуаций.

Только коренная и целостная пере­стройка всей учебной деятельности учащихся и педагогов в соответствии с медицинскими нормами поможет сберечь и укрепить здоровье участни­ков образовательного процесса в са­мом широком смысле. Поэтому изме­нения в учебном процессе не должны исчерпываться только привнесением отдельных медицинских или экологизированных задач в программы по су­ществующим учебным предметам, а также внедрением новых специализи­рованных учебных предметов (напри­мер, «Твое здоровье» и т.п.). Превра­щение учебного процесса в совмест­ную учебную деятельность, формиру­ющую и сберегающую здоровье педа­гога и учащегося, возможно только при целостном преобразовании всего блока педагогической технологии.

При формировании психического здоровья, нужно рассматривать жизнедеятельность человека как сложной живой системы, которая обеспечи­вается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функцио­нирования. В самом общем приближении можно выделить три доста­точно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологиче­ский и социальный. И на каждом из названных уровней здоровье чело­века имеет особенности своего проявления.

Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое рав­новесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирова­ние на влияние окружающей среды. Если вопросы профилактики здоро­вья, укрепления защитных сил организма и лечение болезней, можно сказать, с давних пор находятся в поле внимания традиционной медици­ны, то наши представления о сущности и путях обеспечения здоровы, связанного с психологическим уровнем, пока еще не могут быть при­знаны удовлетворительными.

Вопросы здоровья на этом уровне так или иначе связаны с личност­ным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные на них ответы в конце кон­цов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность. Чем более гармонично, как подчеркивал крупнейший российский психиатр С.С.Корсаков, соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противо­действовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность. Благополу­чие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминиро­ванием определенных и негативных по своей сути черт характера, де­фектами в нравственной сфере, неправильным выбором ценностных ориентации.

Традиционным для психологии и медицины является понятие «психическое здоровье», тем не менее в современных публикациях по психологии понятия «психическое здоровье» доминирует в сторону психологического здоровья. Понятие «психическое здоровье» употребляется как синоним понятия «норма психического здоровья» в большей степени употребляется для определения адаптации для человека к социуму и используется в клинической психологии. Норма психического здоровья, выступая как образ психического здоровья, используется для организации практических усилий в области медицины, педагогики и психологии, либо как средство мышления исследователей и означает отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Традиционная медицинская модель базируется на изучении патологии, понимая здоровье как меру вероятности возникновения болезни и полагая своей целью устранение болезненных проявлений.

Для психологического же здоровья традиционно используемо понятие нормы не применимо, поскольку оно не учитывает важнейшей характеристики личности – динамичности, позволяющей человеку не только адаптироваться в обществе, но и развиваться, изменяться. Альтернативой норме в случае психологического здоровья становится не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи. Психически человек может быть здоров, но личностно болен.

И.Д. Дубровина ввела научный термин «психологическое здоровье» разграничивая тем саамы категории «психическое здоровье», имеющее отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, и «психологическое здоровье», характеризующее личность в целом, в связи с выделением специфически присущего человеку качества – духовности.

Концепция «позитивного психического здоровья», у истоков которой стоят такие представители гуманистической психологии, как К. Роджерс, Р. Мэй, Г. Оллпорт, В. Франкл и др., определяет психическое здоровье через призму личности в терминах активности и личностного развития. Позитивный подход к определению здоровья приводит к определению таких критериев психического здоровья, которые характеризуют его в большей степени как процесс, нежели состояние, где в центр внимания попадают такие понятия, как «самореализация», «самоактуализация», «аутентичность», «идентичность». Психическое здоровье означает не от­сутствие конфликтов, проблем и т.д., а предполагает зрелость, актив­ность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих пол­ноценное человеческое функционирование. Психическое здоровье, по­нимаемое таким образом, не тождественно адаптации и норме; более того, психическое здоровье может подразумевать некоторую степень де­задаптации в ее традиционном понимании, поскольку высокий уровень адаптированности личности к правилам и нормам общества зачастую приводит к отказу от потребностей своей природы, от своего Я.

Первые попытки развести понятия психического и психологического здоровья имеются у К.Г. Юнга и Э. Фромма, которые говорили о двух уровнях адаптации - внешнем и внутреннем. Так, К.Г. Юнг считал, что человек должен уметь приспосабливаться к двум различным сторонам жизни: сначала к ее внешней стороне (профессия, семья, социум), а затем и к внутренней — потребностям своей природы. Игнорирование и того, и другого, по его мнению, может привести к неврозу [20]. Похожую точку зрения высказывает и Э. Фромм. В своей книге «Бегство от свободы» он выдвигает две концепции здоровья. Одна концепция руководствуется по­требностями общества, другая - ценностями и потребностями индивида. Большинство психиатров, отмечает Э. Фромм, считают, что плохо при­способленный к структуре общества индивид является неполноценным. По мнению же самого Э. Фромма, человек нормальный (в смысле хоро­шей приспособляемости) часто менее здоров (в смысле человеческих ценностей), чем невротик, т.к. хорошая приспособляемость часто дости­гается за счет отказа от своей личности [17]. Схожей точки зрения при­держивались К. Роджерс, К. Домбровский, Э. Шостром.

Идеи вышеприведенных авторов получили развитие в трудах совре­менных исследователей, в первую очередь, И.В. Дубровиной, В.И. Слободчикова, Б.С. Братуся, которые не ограничиваются представлением о человеке лишь как о психическом измерении, а настаивают на необходи­мости выделения «личностного», «духовного» как особого измерения. Данный подход базируется на представлениях А.Н. Леонтьева, который указывал на необходимость разделения представлений о «личностном» и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом измерении. Схожей точки зрения о по уровневом подходе к системе «человек» придержива­лись Б.Г. Ананьев и А.Г. Асмолов (индивид, личность, индивидуальность), М.Г. Ярошевский (организм, субъект, личность), самые же ранние пред­ставления о природе человека также предполагали выделение уровней души и тела. Исключая из области внимания телесный, организмический уровень, являющийся предметом внимания медицины, в зоне нашего анализа остается категория души, традиционно представляемой в рамках научной психологии (в частности отечественной)в терминах психики.

Мы разделяем представления Б.С. Братюся о многоуровности психического и выделенных их уровнях (личностно-смысловом, индивидуально-психологическом, психофизиологическом), считающим, что высшим уровнем в структуре психического здоровья является уровень личностно-смыслового здоровья, который регулирует низлежащие, подчиненные уровни – индивидуально-психологический и психофизиологический [ 1 ]. Каждый из выделенных уровней характеризуется различными проявлениями, различными механизмами адаптации и регуляции личности ее отношений с миром.

Первый – уровень психофизиологической регуляции. На этом уровне личность функционирует в логике непосредственного удовлетворения потребностей.

Второй - уровень социоадаптивной регуляции, детерминации лич­ности требованиями конкретной ситуации конкретного социума.

Третий — уровень смысловой регуляции, детерминации личности ее отношением с миром как целым, развернутым во временной перспективе далеко за пределами текущего момента и конкретной ситуации.

До недавнего времени в область научного исследования попадали лишь два уровня системы «человек»: телесный (физиологический) и ду­шевный (психический). Соответственно этим уровням выделялись две модели здоровья (а, следовательно, и нездоровья) - биомедицинская и психологическая (по большей части - патопсихологическая). В контексте биомедицинской модели, которая лежит в основе современной медицин­ской практики, здоровье и болезнь расположены на противоположных полюсах одномерного континуума. В качестве критериев здоровья - болезни выступают объективные биологические и физиологические параметры, характеризующие функциональное состояние организма, и, следователь­но, индивид, не имеющий объективных признаков заболевания, считается здоровым. Определение здоровья при таком подходе производится от об­ратного.

В психологической (патопсихологической) модели феномены здоро­вье-болезнь рассматриваются в контексте психической деятельности и ее нарушения. В основе нормальной (ненарушенной) психической деятель­ности лежит нормальное функционирование высших отделов ЦНС и в первуюочередь - головного мозга. В качестве же основного критерия здоровьявыступает нормальная адаптация личности к требованиям, предъявляемым ей конкретным историческим обществом.

В качестве условия нормальной адаптации выступает психическое развитие как закономерное изменение психических процессов, выраженное в количественном, качественном и структурном преобразовании. Успешностьпроцесса адаптации к требованиям внешнего мира зачастую вы­дает в качестве основного критерия психического здоровья личности. Насовременном уровне развития, как уже отмечалось, психологи не ограничиваются представлением о человеке лишь как о психическом, либо социальном измерении. В рамках гуманистической парадигмы наметились взгляды на нео



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: