Тема 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА КАК ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Требования к объяснению материала
Основным, решающим в обучении является объяснение материала. Без четкого, безукоризненного по содержанию и методам объяснения все остальные способы обучения ничего не решают. Хорошее объяснение материала на уроках психологии – это тот фундамент, на котором при помощи других элементов обучения вырастает система психологических знаний.
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого процесса, отдельных понятий, явлений и т.д. Объяснение – это монологическая форма изложения.
Требования к объяснению:
-т очное и четкое формулирование задачи, сути проблемы,вопроса;
- использование сравнения, сопоставления, аналогии;
- привлечение ярких примеров;
- безукоризненная логика изложения;
- грамотная речь;
- включение невербальных средств в соответствии с содержанием информации и др.
Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока:
- возможности учащихся,
- мотивы их деятельности и поведения,
- интересы, способности,
- уровень обученности,
- характер учебного материала (его особенности и практическая значимость),
- структура урока,
- анализ затрат времени на опрос и др.
Прогнозирование – предполагает оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.
Планирование (проектирование) – заключительная стадия подготовки урока – заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. В ней педагог фиксирует: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия и т.д.
|
Начинающим педагогам необходимо писать подробные планы-конспекты. Это приучает осмысливать предстоящий урок во всех деталях его организации. В плане-конспекте начинающего преподавателя выделяют сл. моменты:
- дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
- название темы урока и группы (класса), где проводится;
- цели, задачи образования, воспитания, развития;
- структура урока с указанием последовательности этапов и распределением времени по этапам
- содержание учебного материала (представляется подробно);
- методы и приемы работы в каждой части урока (вопросы для опроса, задачи и т.д.)
- учебное оборудование (средства обучения);
- задание на дом.
Следует подчеркнуть, что успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему преподавателя, но и от подготовки самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят в класс. Подготовка учащихся предполагает:
- ознакомление учащихся с планом их работы на предстоящих уроках,
-ориентация учащихся на их предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных экспериментов, которые могут способствовать изучению нового материала.
Опрос как средство обучения
Объяснение, как бы методически оно совершенно ни было, не может обеспечить достаточно прочных и глубоких знаний и навыков. Лишь только пользуясь своими знаниями для ответа на вопрос, учащиеся проникают в материал, т.е. овладевают им. Опрос укрепляет, расширяет полученные знания, стимулирует систематическую работу, развивает память, мышление, речь. Опрос регулирует усвоение учебного материала. Таким образом, опрос:
|
- Это важнейший вид контроля и учета знаний учащихся. При плохом контроле или его отсутствии учащийся перестает стараться, регулярно готовиться к занятиям, исчезает интерес к обучению.
- Это важное средство закрепления и углубления знаний. Ничто так ясно и прочно не усваивается, как тот материал, по которому ответил. Опрос обеспечивает прочное и сознательное усвоение программного материала.
- Это средство развития мышления и речи. Требуя от учащихся умения обобщать, сравнивать, анализировать; приучая к логической последовательности изложения материала, преподаватель психологии развивает способность устанавливать связи, т.е. мыслить. При опросе обогащается лексический состав языка обучаемых, устраняются недостатки речи.
- Опрос позволяет получить обратную связь: как учащиеся поняли материал, достаточно ли ясным и убедительным (доказательным) было изложение информации преподавателем.
Добиваясь усвоения знаний, преподаватель психологии имеет в виду три основных критерия качества знаний:
- полнота и глубина усвоения фактического материала по теме;
- осознанность, гибкость и конкретность в толковании материала;
- действенность знаний, умение применять знания на практике.
Главное – это применение знаний. Можно выучить определение, но не уметь привести пример в подтверждение закономерности. Либо, приводя примеры, не уметь сделать обобщающий вывод об особенностях того или иного процесса, свойства, состояния.
|
Подготовка к опросу начинается заранее с составления краткого плана опроса по всей теме. Без предварительной подготовки опроса преподаватель работает во многом вслепую, так как смутно представляет тот объем знаний, который как минимум должны усвоить учащиеся. Важно правильно формулировать вопросы:
– Вопрос должен быть предельно ясен, доступен возрасту, уровню развития обучаемых и не требовать дополнительных разъяснений.
– Вопросы должны касаться основных моментов темы, чтобы ответ способствовал запоминанию важнейших разделов программы.
– Вопрос должен помогать учащимся проникать в сущность изученных явлений, процессов и как можно чаще включать работу мышления.
Начинающему преподавателю нелегко при слушании ответов сразу обнаружить пропуски и неточности. Поэтому, составляя вопросы, следует продумывать ответы.
До начала урока преподаватель должен ясно представлять цели урока, объем того материала, который будет отработан в ходе опроса, знать, какие вопросы будут заданы и кто из учащихся будет отвечать; быть готовым к неожиданностям, что потребует рационального решения.
В зависимости от степени прохождения материала различают следующие виды опроса:
А). Текущий, связанный с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается, он позволяет осуществлять систематический контроль за работой обучаемых на всех этапах работы над темой;
Б). Обобщающий, подводящий итог работы по текущей теме, разделу. Этот вид контроля связан с повторением и углубленным обобщением пройденного материала.
1. Индивидуальный опрос – монологический ответ учащегося на вопросы преподавателя. Вопрос задается группе, после чего вызывается учащийся. После его ответа преподаватель просит дополнить, уточнить, исправить ответ. Делает замечания сам по ответу и выставляет оценку. После этого задается следующий вопрос и таким образом опрашивают от 2 до 4 человек. На ответ отводится в среднем 5–8 минут. Положительные стороны индивидуального опроса: ответ устный, полный, самостоятельный позволяет оценить безошибочно: а) качество ответа, т.е. знание материала, б) логическую последовательность изложения, в) грамотность, точность языка. Желательно, каждого обучаемого провести через индивидуальный опрос. Правда, следует отметить, что такой способ опроса позволяет опросить в течение урока небольшое количество обучаемых.
2. Фронтальный опрос – это контрольное опрашивание на уроке, проверка степени и осознанности усвоения учебного материала всей группы, класса. Организация опроса должна быть четкой, вопросы продуманы до мелочей, точно установлена их последовательность. Такой способ опроса позволяет: а) охватить проверкой многих учащихся, б) вырабатывает способность к краткому, но точному ответу, в) обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию, г) приучает к последовательности и обоснованности изложения материала, д) вовлекает в работу всю группу, активизируя процессы внимания и мышления.
К недостаткам фронтального опроса относят: а) краткая форма ответов не приучает к развернутому, труднейшему виду ответа, б) не позволяет вскрыть степень глубины знаний отдельных учащихся. Следовательно, не нужно превращать его в универсальный способ проверки знаний.
На данном этапе в системе обучения практикуется взаимоопрос. Учащиеся сами придумывают вопросы по теме урока. Затем после обсуждения, если вопрос действительно по этой теме, отвечают на этот вопрос. Преподаватель отмечает не только хороший ответ, но и хороший вопрос.
3. Комбинированный опрос (уплотненный) – это самый трудный способ опроса. Суть его в следующем: вызываются одновременно
4–5 учащихся. Один отвечает устно как при индивидуальном опросе. Остальные письменно: 2-е у доски выполняют задание, 2-е за партой на листочках. Выслушав устный ответ, преподаватель проверяет письменные ответы у доски (за партой). После этого задает по 1–2 небольших вопроса и ставит всем оценки. Фронтально можно спросить еще 1–2 учащихся.
Положительные моменты комбинированного опроса: а) позволяет в течение 20 минут спросить 8–10 человек, б) дает возможность выработать умение решать задачи, составлять планы, тезисы, в) позволяет за небольшой отрезок времени проверить знания учащихся по большому разделу программы.
К недостаткам этого способа опроса следует отнести: а) необходимость исправлять, уточнять ответы 6-и человек и больше приводит к затягиванию опроса, что нежелательно; б) большая нагрузка на преподавателя, так как приходится одновременно наблюдать за всей группой, за отвечающими и теми, кто пишет на доске и за партой.
Итак, мы рассмотрели текущий опрос и способы его проведения: индивидуальный опрос, фронтальный и комбинированный.
Основные требования к тематическому опросу:
1) выделение в каждой программной теме основного, узлового материала, а также составление контрольных вопросов, которые дают возможность объективно определить знания обучаемых по теме;
2) использовать такие формы и методы проверки, которые позволяют выявить фактический уровень знаний каждого учащегося по каждому узловому вопросу;
3) преподаватель должен выставлять учащимся отметки по каждой теме курса психологии;
4) неудовлетворительная отметка, полученная учеником за незнание одного раздела или темы исправляется только отметкой за овладение тем же самым материалом и в том же самом объеме. Недопустимо перекрывать «двойки» отметками за последующие темы;
5) для объективной итоговой отметки целесообразно проводить проверочные (контрольные) работы в целом по теме.
В настоящее время преподаватели психологии используют такие формы контроля знаний как применение программированного контроля, а также контрольные задания тестового типа. Это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме:
-подчеркивания,
-расстановки цифр,
-дополнения фраз,
-графических обозначений и т.д.
Применяются тесты с выборочными ответами, что дает возможность их машинной обработки. Однозначность тестов позволяет привлекать самих обучаемых к самопроверке и самооценке знаний.
В учебных заведениях во многих странах мира широко используется психометрический опрос, позволяющий оценить уровень знаний и уровень развития мышления. На уроках психологии психометрический опрос рекомендуется использовать при изучении тем: мышление, воображение, речь. Можно подобрать различные категории вопросов: толкование слов и понятий, антонимы, синонимы, аналогии, степень логического обоснования и др.
Различные виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков обучаемых следует применять в тесной взаимосвязи, чтобы они дополняли друг друга. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Поэтому комплексное и дифференцированное использование их способствует повышению эффективности контроля и, в конечном счете, качества знаний обучаемых.