Национальная экономика: понятие, основные цели




ЛЕКЦИЯ 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ЕЕ ЦЕЛИ И СТРУКТУРА (1 час)

Национальная экономика: понятие, основные цели

1.2 Структура национальной экономики. Система макроэкономических пропорций. Сбалансированность национальной экономики, планирование и прогнозирование.

Национальная экономика: понятие, основные цели

Макроэкономику можно рассматривать как уровень всей национальной экономики,

а в качестве носителей экономического интереса признаются государство, профсоюзы, ассоциации предпринимателей и потребителей, хозяйственные палаты и т.п. Каждая страна формирует свою национальную экономику, стремится обеспечить собственный экономический суверенитет.

Национальная экономика выступает как воспроизводящая экономическая система определенной суверенной страны, например, Беларуси.

Ее состояние в разных аспектах изучают экономическая история, экономическая география, история народного хозяйства, история экономических учений, теория размещения производительных сил, прогнозирование развития народного хозяйства и др.

Национальная экономика - это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

Основная цель национальной экономики – обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворения ее растущих потребностей, повышение уровня благосостояния народа.

Цели, ее составляющие: экономический рост; обеспечение эффективной занятости; эффективность производства; стабильный уровень цен; справедливое распределение доходов; поддержание платежного баланса.

Белорусская национальная экономика представляет собой социально ориентированную экономику, обладающую специфическими особенностями, которые отражают историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие, как эгоцентризм, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам. Наряду с основной целью для нее характерны такие цели, как: достижение высокого уровня благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойного социального обеспечения для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов на принципах обеспечения взаимосвязи благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и предпринимателями, создание наиболее благоприятного климата для дальнейшего формирования и развития рыночных отношений.

 

1.2 Структура национальной экономики. Система макроэкономических пропорций. Сбалансированность национальной экономики, планирование и прогнозирование.

Структурный состав национальной экономики:

1. воспроизводственная структура (соотношение факторов, определяющих динамику развития в перспективе, т.е. соотношение между долями потребления и накопления, между конечным и промежуточным продуктом и др., что позволяет судить об инвестиционных возможностях национальной экономики)

2. отраслевая структура (с ее помощью отслеживается динамика межотраслевых пропорций, социальной ориентации, наукоемкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения и др.

3. технологическая структура (позволяет судить о динамике соотношения между традиционными и новейшими технологиями, об объемах внедрения наукоемких технологий в народное хозяйство.

4. региональная (территориальная) структура (отражает пропорции в размещении и комплексном развитии производства.

5. социальная структура (отражает соотношение социальных групп в составе населения, различающихся по собственности, доходам, квалификации и т.д., их относительную динамику)

Макроэкономические пропорции – это количественное соотношение между различными подразделениями м сферами общественного производства, отраслями, регионами.

Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой выделяются: воспроизводственная (соотношение между стадиями воспроизводства: производством и потреблением, потреблением и накоплением и др.), отраслевая (соотношение между взаимосвязанными отраслями: промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью и др.), технологическая (соотношение между традиционными и новейшими технологиями), региональная (соотношение в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий), институциональная (соотношение между формами организации и управления производством), социальная (соотношение социальных групп, их относительная динамика) пропорции.

Пропорциинепостоянны, они могут нарушаться. Для стабилизации экономики применяется государственное регулирование.

Сбалансированность национальной экономики – это соответствие ресурсов ипотребностей в масштабе всего общественного производства, смежных отраслей и производств, пропорциональность и взаимоувязка всех элементов народного хозяйства. Для поддержания сбалансированности государство использует балансовый метод, с помощью которого вскрываются диспропорции, выявляются неиспользованные резервы, намечаются и обосновываются новые пропорции

Баланс – это система показателей, в которой одна часть характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, характеризующей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

Система балансов включает в себя материальные, трудовые и финансовые балансы.

Балансы используются в практике планирования и прогнозирования, как основ достижения сбалансированности национальной экономики.

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, выбор средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Директивное планирование – это процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения его выполнения (бывший СССР)

Индикативное планирование – это средство реализации социально-экономической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Индикативный план не имеет директивного характера. Его характер рекомендательный. В Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики директивное планирование сочетается с индикативным планированием при растущей доле последнего. В условиях современного кризиса с целью минимизации его разрушительных последствий такая политика государства себя вполне эффективно оправдывает.

Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, а также об альтернативных путях его достижения.

В условиях трансформационной экономикипрогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития национальной экономики, последствия реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Существуют: экономические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, научно-технические прогнозы, демографические прогнозы, прогнозы социального развития..

 

 

 

Структура национальной экономики: воспроизводственная, отраслевая, территориальная, инфраструктура.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: