Система органов исполнительной власти обеспечивающих управление в развитии сельского хозяйства




Общие задачи управления в области сельского хозяйства

 

Агропромышленный комплекс (сельское хозяйство)– это отрасли которые непосредственно связаны с производством, переработкой, закупкой, хранением, транспортировкой и доведением до потребителей сельскохозяйственной продукции, а также поставка сырья для промышленного производства.

Сюда относятся государственный(20%), коллективный(10%), кооперативный(20%), акционерный(40%), фермерский(менее 10%) и мелкотоварный(менее 10%) сектора, имеющие разнообразные организационно - правовые формы объединений и предприятий сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также соответствующие органы управления. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится более 90% производимой продукции.

Конституция Российской Федерации относит основные вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами — базы сельскохозяйственного производства, а также соответствующее законодательство (например, земельное), к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). К непосредственному ведению Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития страны (ст. 71).

Правительство Российской Федерации решает вопросы организации управления сельскохозяйственными предприятиями, отнесенными к федеральной собственности, устанавливает меры материально-ресурсного стимулирования производителей зерна, определяет государственного заказчика по закупке и поставкам зерна в федеральный фонд, а также порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок, хранения, переработки зерна и торговли зерном, распоряжается федеральным фондом зерна и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обладают широкими полномочиями по управлению сельским хозяйством: разрабатывают и выполняют региональные программы по повышению плодородия почв, руководят ветеринарной службой, ведут земельный кадастр, оказывают содействие сельскохозяйственным производителям и т.п.

Вместе с тем существует и специальная система органов отраслевого государственного управления сельским хозяйством.

 

Система органов исполнительной власти обеспечивающих управление в развитии сельского хозяйства

 

В систему федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование, координацию, оказание государственных услуг, контроль и надзор в области сельского хозяйства, входят: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) и подведомственные ему Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, Положение о котором утверждено Правительством РФ от 24 марта 2006 г. N 164[1]. Возглавляет его министр – Гордеев Алексей Васильевич.

Минсельхоз осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса (АПК), включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, использование земель сельскохозяйственного назначения, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и среды их обитания, а также по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

Минсельхоз России принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила предоставления отраслевых субсидий и субвенций; правила в области ветеринарии, правила ведения селекционных достижений; правила и нормы в области племенного животноводства, в области мелиорации земель, нормы естественной убыли в сфере сельского хозяйства и отраслях промышленности.

На него возложено определение порядка: заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений; учета зерна и продуктов его переработки; реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений; оборота долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в промышленных целях, закрепленных за российскими пользователями; взимания и использования портовых сборов государственными администрациями морских рыбных портов; проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории РФ; исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Оно определяет требования к нормативной документации по проектированию и строительству мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений; принимает планы проведения мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, уставы службы на судах рыбопромыслового флота.

На него возложено осуществление реализации федеральных программ в сфере АПК; формирование и использование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений и резерва средств их защиты; организация проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.

Оно осуществляет эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений; проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и гидротехнических сооружений; организует проведение противоэпизоотических мероприятий. Ведут учет федерального фонда семян, мелиорированных земель, закупок для федеральных государственных нужд, а также реестр федеральной собственности АПК, находящейся в его ведении.

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере лесного хозяйства. Положение о которым утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 283 Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства - Савинов Алексей Иванович.

Основными его функциями являются:

а) обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), выполнения мер по лесному семеноводству, гидромелиоративных работ и иных работ по ведению лесного хозяйства, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов;

б) предоставление прав пользования участками лесного фонда;

в) обеспечение проведения лесоустройства;

г) оказание государственных услуг, связанных с предоставлением информации о состоянии участков лесного фонда, организацией выбора участков лесного фонда для разрешенных видов лесопользования;

д) осуществление государственного мониторинга лесов;

е) ведение государственного учета лесного фонда, отнесение в установленном порядке лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию;

ж) ведение государственного лесного кадастра;

з) рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.[2]

Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

Федеральное агентство по рыболовству, Положение о котором утверждено Правительством РФ 17 июня 2004 г.[3], осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В пределах своей компетенции Агентство организует комплексное изучение водных биологических ресурсов в целях оценки состояния запасов и определения общих допустимых уловов этих ресурсов; проведение научных исследований по вопросам обеспечения деятельности рыбопромыслового комплекса; государственный учет и государственный мониторинг состояния водных биологических ресурсов, а также наблюдение за деятельностью рыбопромысловых судов.

На него возложена организация строительства рыбопромысловых судов для федеральных государственных нужд и обеспечения производственной деятельности в морских рыбных портах, находящихся в его ведении; оформления и выдачи паспорта моряка.

Оно ежегодно распределяет квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов как для отечественных рыбопромысловых организаций, так и для иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства; разрабатывает и представляет на государственную экологическую экспертизу предложения об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов; обеспечивает выполнение международных договоров РФ в области рыболовства, рыбного хозяйства и торгового мореплавания.

Помимо Минсельхоза имеет отношение Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Основными его задачами являются:

разработка и проведение государственной политики, осуществление государственного управления в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов; разработка и реализация мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики РФ в минерально-сырьевых, водных, лесных и иных природных ресурсах; обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обращения с отходами (за исключением радиоактивных); комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечение соответствующей информацией;[4]

А также в соответствии с возложенными задачами осуществляет следующие функции в области реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды: разрабатывает и организует выполнение федеральных целевых программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы, рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, охраны окружающей природной среды, а также участвует совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации федеральных и территориальных целевых программ, включающих в себя вопросы природопользования, охраны окружающей природной среды, водообеспечения населения и объектов экономики.[5]

А также имеет отношение РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК. За эти годы многие поколения экономистов-аграрников своим трудом и научными достижениями превратили институт в крупнейшее научное учреждение страны, занимающееся экономическими исследованиями и разработкой отраслевого программного обеспечения.

Значительный вклад ученые института внесли в разработку теории и практику прогнозирования и индикативного планирования, государственного регулирования АПК в переходной экономике, постприватизационного развития сельскохозяйственных и других предприятий АПК, социального развития сельской местности, экономического поведения личных подсобных хозяйств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: