Тема 15. Советское государство и право в период Перестройки (1985–1991)




1.Советское государство периода Перестройки.

2. Демократизация политической системы 1985–1991 гг.

3. Расширение суверенных прав РСФСР и их юридическое оформление.

4. Изменения в праве периода 1985–1991 гг.

 

С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С середины 70-х гг. «теневая эко­номика» проникает во все сферы экономической жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направ­ленные на борьбу с коррупцией, и в 1981 -1982 гг. про­ходит несколько громких судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и по­высить производительность труда. Эти меры проводились на фоне радикальных рыночных преобразований в Венгрии, ус­тановления в конце 1981 г. военного режима в Польше, про­должающейся с 1979 г. войны в Афганистане. Вновь начало подниматься подавленное в середине 70-х «диссидентское» и «неформальное» движения.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985т., проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Пере­стройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, по привело к ее разрушению (это напо­минало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под кон­троля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов со­циальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г. В июле 1988 г. на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба инте­ресам государства, общества и правам человека». Но «гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала крити­ку порожденной им «административно-командной системы уп­равления», социализма как системы в целом. С 1986 г. начинает ограничиваться роль цензуры, в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов. Союз те­атральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряжен­ность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращения на историческую ро­дину депортированных народов, вывода российских войск и «миг­рантов» из России с территорий республик. С 1988 г. начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.

Проблемы возникали и в сфере экономики. Сокращались по­казатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенден­ции. Реформы предполагали расширить права предприятий и тру­довых коллективов, шире развернуть частную предприниматель­скую инициативу. В июне 1987 г. принимается Закон «О государ­ственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 r), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизон­тальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизо­ванные инвестиции и директивы плановых органов существен­но сокращали свою сферу действия. На практике государствен­ные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налого­обложение находились в ведении центральных органов) ограни­чивали область коммерческой деятельности предприятий. Сис­тема субсидий, получаемых предприятиями в централизованном порядке, значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.

В ноябре 1986 г и мае 1988 г. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стал развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере «теневой эконо­мики». Сложились четыре уровня цен (государственные, до­говорные, кооперативные, черного рынка), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, фи­нансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значи­тельной степени стала носить спекулятивный характер, ори­ентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе начинается в 198 8 г., когда введение арендных договоров на зем­лю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фер­мерства. В новом положении о колхозах (1988 г.) предусматрива­лось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждо­го колхоза. Однако арендное движение так и не получило широ­кого развития. Даже признанное право свободно приобретать зем­лю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способ­ствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры и руководящий орган попол­нялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руко­водящих партийных структур. Для эффективности преобразова­ний было признано необходимым полностью восстановить роль советов, как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимизации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верхов­ным Советом в октябре 1988 г. Была восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избран­ный из депутатов съезда. Кроме того, учреждался пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть — партией, профсоюзами и общественными организациями. Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-ми­нистра. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генераль­ный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского орга­на нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно парламентом).

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу и осудила админи­стративно-командный метод руководства, подчеркнув необхо­димость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988-1990 гг. в развитие этих положений принимается ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование не­правомерных решений администрации; о государственной без­опасности; о прессе и средствах массовой информации; об об­щественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др. Сформировалась концепция «социалистического правового государства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной). Эти преобразования предполагалось осущест­влять в рамках общего реформационного процесса.

Политическая либерализация привела к росту числа нефор­мальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий ста­ли союзы, ассоциации и народные фронты разных направле­ний (националистические, патриотические, либеральные, де­мократические и т.п.). Возникали разного рода собрания тру­довых коллективов, советы предприятий, стачечные комите­ты, независимые профсоюзы.

В ряде российских городов были образованы Народные фронты, весной 1988 г. формируется Демократический союз, в который вошли троцкисты, еврокоммунисты, социал-демок­раты, либеральные группировки. Осенью 1989 г. многие заба­стовочные комитеты шахтеров преобразуются в региональные союзы и летом 1990 г. объединяются в Конфедерацию труда. В Верховном Совете сложилась оппозиционная Межрегиональ­ная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложи­лась оппозиционная демократическая платформа, члены ко­торой стали выходить из партии.

В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии. Формирующиеся по­литические блоки размежевались на два крыла: либерально-западническое (на крайнем фланге оказалась «Демократическая Россия») и национально-патриотическое. В центре оказались Социал-демократическая партия, «технократические» и «экологические» партии и группы.

Традиционные политические институты утрачивали свою власть, отдавая ее этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Эти процессы протекали на фоне «бархат­ной революции» в Чехословакии (1989 г.), объединения Герма­нии и исчезновения ГДР (1990 г.), реформ в Венгрии, Польше и Болгарии. «Социалистический лагерь» распадался.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы по­сле 1985 г. (политический плюрализм, создание рыночной эко­номики) к 1990 г. не были решены. В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государ­ственной собственности), но не смогло этого выполнить. В то же время был разработан проект нового союзного договора, значи­тельно расширяющего права республик. В апреле 1991 г. союз­ный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламента­ми СССР и России, превратившейся в «войну законов».

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных про­ектов экономической реформы Президент СССР поддержал про­ект союзного Совета министров против более радикального про­екта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре Вер­ховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономи­ческие основы суверенитета РСФСР (о природных ресурсах). Со­юзное правительство предприняло ряд ответных мер: перемеще­ния в руководстве, призывы к «борьбе с центробежными и наци­оналистическими тенденциями». Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Руха была провозглашена «борь­ба за независимость Украины»; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из «Свободной Грузии», принял программу «перехода к суверенной Грузии». В Прибал­тике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вари­ант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Со­циалистических Республик упоминался Союз Советских Су­веренных Республик. Но одновременно были подписаны дву­сторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавших суверенитет друг друга, независимо от центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная мо­дель союза республик.

В январе в Вильнюсе и Риге произошли столкновения с уча­стием военных, что привело к еще большей поляризации там политических сил. Союзное правительство в ряде крупных го­родов вводит (под предлогом усиления борьбы с преступно­стью) военно-милицейское патрулирование улиц.

В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направлен­ная на борьбу с «теневой экономикой», но вызвавшая допол­нительное напряжение в обществе.

В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть насе­ления проголосовала на «независимую и демократическую ре­спублику». Тогда же в Москве, Ленинграде и других крупных го­родах прошли демонстрации и контрдемонстрации. Пленум ЦК КПСС осудил «антикоммунистическую истерию, разжигаемую врагами перестройки», председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и рос­пуска Верховного Совета СССР. На март был назначен референ­дум по вопросу о сохранении СССР (противники Союза подвер­гли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Со­вету Федерации, состоящему из первых лиц республики).

В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты на­чали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализа­ции имущества КПСС. Официальные власти не могли оста­новить начавшийся процесс. Проведенный 17 марта 1991 г. ре­ферендум подтвердил политический раскол общества, а вско­ре проведенное резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих. Одной из мер приостановки забастовок стала передача предприятий в ре­спубликанскую юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в союзный бюджет. В июне 1991 г. проходили выбо­ры Президента РСФСР. Был избран Б. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового союзного до­говора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаива­ли на конфедеративных принципах, другие на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле 1991 г. В ходе пере­говоров республикам удалось отстоять многие свои требова­ния: русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе со­юзного кабинета министров с правом решающего голоса, пред­приятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и ре­спублик. Много вопросов как о международном, так и внутри­союзном статусе республик оставались нерешенными. Неяс­ными оставались вопросы о союзных налогах и о распоряже­нии природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские ре­спублики заключали между собой двухсторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения, вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях. 19 августа 19,91 г. создается Государственный ко­митет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявив­ший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвра­тить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные ука­зы и распоряжения. Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные при­балтийские республики в сентябре были признаны СССР

Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и рас­пустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а по­зже запрещена Президентом России. Сократился аппарат КГБ. Одновременно союзный парламент вернул себе ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Пре­зиденту СССР. Стремясь сохранить центр, последний предла­гает республикам новый вариант союзного договора. Но союз уже окончательно распадается. В начале декабря Украина объ­явила о своей независимости (после референдума), и вслед за этим президенты России, Украины и Белоруссии в Минске за­явили о том, что «Советский Союз более не существует» и что ими образовано «Содружество Независимых Государств» (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объ­явил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1988 г. (политический плюрализм, создание рыночной экономики) к 1990 г. не были решены. В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государственной собственности), но не смогло этого выполнить. В то же время был разработан проект нового союзного договора, значительно расширяющего права рес­публик. В апреле 1991 г. союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подпи­сали документы, в которых декларировались положения нового Со­юзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борь­бой между парламентами СССР и России, превратившейся в «войну законов».

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект союз­ного Совета Министров против более радикального проекта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре Верховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономические основы суве­ренитета РСФСР (о природных ресурсах). Союзное правительство предприняло ряд ответных мер: перемещения в руководстве, призы­вы к «борьбе с центробежными и националистическими тенденция­ми». Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР. Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Руха была провозглашена «борьба за независимость Украины»; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из «Свободной Грузии», при­нял программу «перехода к суверенной Грузии». В Прибалтике со­хранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант Союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалис­тических Республик обсуждался Союз Советских Суверенных Рес­публик. Но одновременно были подписаны двусторонние соглаше­ния между Россией и Украиной, взаимно признавших суверенитет друг друга независимо от центра; между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: некоторые участники совещания в Ново-Огареве настаивали на кон­федеративных принципах, другие на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и республик. Много вопро­сов как о международном, так и внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясным оставались вопросы о союзных налогах и о распоряжении природными ресурсами. Неясным оста­вался статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусто­ронние договора, а Украина воздерживалась от подписания согла­шения, вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учрежде­ниях. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрез­вычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Пре­зидент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийских в сентябре были признаны СССР.

Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Сильно сократился аппарат КГБ. Одновре­менно союзный парламент вернул себе ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Президенту СССР. Стре­мясь сохранить центр, последний предлагает республикам новый вариант Союзного договора. Но Союз уже окончательно распадает­ся. В начале декабря Украина объявила о своей независимости (после референдума), и вслед за этим президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что «Советский Союз более не существует и что ими образовано «Содружество Независимых Государств» (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: