Окраска панелей и фризов (бордюров). Вытягивание филенок




 

  Художественно-декоративная отделка придает помещениям особую выразительность, парадность, монументальность и высокие эстетические свойства. Ее применяют в общественных зданиях (школах, вокзалах, учреждениях, кинотеатрах, в местах наибольшего скопления людей), а иногда и в жилых зданиях. Маляры, выполняющие художественно-декоративную малярную отделку, должны овладеть технологией малярных работ и приготовления малярных составов повышенной декоративности, знать о гармоничном сочетании цветов, об оптическом восприятии поверхностей, окрашенных в различные цвета и имеющих различные геометрические членения.   Нижнюю часть поверхности стены — панель — в коридорах, кухнях, лестничных клетках и в общественных помещениях окрашивают водостойкими красками: эмалями, масляными и водоэмульсионными красками, которые допускают влажную уборку. Высота панелей обычно 1,6—1,8 м, т. е. соответствует высоте среднего роста человека. Часть стены над панелью (гобелен) окрашивают клеевыми составами. Если между панелью и потолком остается узкая полоса (фриз), ее окрашивают составом другого цвета или под цвет панели. Различные размеры фриза могут зрительно уменьшать или увеличивать высоту помещения (103, см. цв. вклейку). Границу панелей обычно размечают шнуром, опыленным мелом, охрой или древесным углем. Панели высотой до 1,5 м размечают от уровня пола, а более 1,5 м, особенно когда в верхней части выполняют фриз, — от уровня потолка. Особенно тщательно по уровню размечают от пола границы высоких панелей, так как уровни пола и потолка иногда непараллельны и при этом разметка кажется неряшливой. Чтобы уровень панелей на лестничных клетках был параллелен уровню пола (или потолка), площадок и маршей и располагался везде на одной и той же высоте, панели размечают по отвесу: в верхней части марша — с середины проступи последней ступени, а в нижней — отступя на половину её ширины в сторону площадки (104, см. цв. вклейку). При несоблюдении этого правила возможны перекосы уровня панели, которые особенно заметны, если нижняя часть панели окрашена в более темный цвет. При окраске потолков и верхней части стены — фриза — клеевыми составами, а панелей масляными или синтетическими составами сначала подготавливают под окраску панели. Затем подготавливают и окрашивают потолок и верхнюю часть стен. После этого окончательно окрашивают панели. Объясняется это тем, что при отделке масляными и синтетическими красками больше процессов, после которых требуется просушивание поверхностей, чем при отделке клеевыми окрасками. При отделке клубных помещений, кабинетов, залов, парадных коридоров, а иногда и жилых комнат окраску выполняют, разбивая поверхности на зеркала. В небольших комнатах с высоким потолком на каждой стене над панелью, высота которой должна быть 60—70 см, помещают одно большое зеркало. Такая отделка зрительно снижает высоту помещения. Внутри зеркало отделывают гладкими или фактурными окрасками. По границам зеркала и панели вытягивают филенки или устанавливают деревянные или пластмассовые раскладки различного профиля. Поверхность большой стены расчленяют на несколько зеркал. Зеркала располагают так, чтобы дверные и оконные проемы вписывались в зеркало, а не резали его. При этом необходимо учитывать расположение не только дверных и оконных проемов, но и мебели, картин и т. п. Филенками (узкими полосками краски) разграничивают участки (панелей, гобеленов, фризов и бордюров) различных цветов и фактуры. Филенки тянут филеночной кистью по линейке или по маячной линии, отбитой шнуром, натертым мелом или пеплом сожженной бумаги. Филенки на границе двух масляных окрасок наносят масляной краской, на границе масляной и клеевой окрасок — клеевой, на границе двух синтетических окрасок — синтетической краской. Филенки должны быть одинаковой ширины на всем протяжении и не иметь видимых стыков и искривлений. Вытягивают филенки по линейке длиной около 1 м с фасками на обеих сторонах круглыми щетинными филенчатыми кистями, а также с помощью трафарета или-специальных приборов. Последние два способа будут описаны ниже (см. § 61 и 62). При вытягивании филёнок кистями необходимо иметь шнур, мел или мешочек с пеплом из сожженной бумаги, металлическую банку для краски вместимостью 200—300 см3 со шнурком для подвешивания на шее. Грани-линейки перед работой натирают хозяйственным мылом. Для нанесения филенки на гладкую поверхность волос кисти должен быть длиннее, на шероховатой — короче. Кисти вяжут толстой суровой, ниткой (105). Первую петлю накладывают на волос кисти с учетом необходимой длины ее рабочей части (/). Один конец нити придерживают пальцем у основания волоса кисти, а вторым концом накладывают первые четыре-пять спиральных витков (2). После этого одним концом делают петлю, уложив свободный конец вдоль волоса, и навивают остальные витки, доводя их до обжимной втулки кисти (3). Заканчивая вязку, продевают свободный конец в петлю, а другим концом затягивают ее под последнее кольцо вязки (4) и завязывают узел (5). Для прочности вязку кисти покрывают клеем, а затем парафином. Если при вязке кисти нитка скользит, волос кисти в местах вязки также покрывают жидким клеем. При вытягивании филенок филенчатой кистью по деревянной линейке один конец линейки прикладывают к стене, а другой держат левой рукой (106, а, см. цв. вклейку). Кисть держат за конец деревянной ручки и под углом 45° к стене передвигают слева направо вдоль линейки, так, чтобы металлическая оправка кисти все время скользила по ней. При вытягивании двойных филенок ниже первой филенки отбивают вторую линию и теми же приемами вытягивают вторую, более тонкую филенку Чтобы филенки были одинаковой ширины, филенчатой кистью вытягивают пробные участки, используя для этого различные стороны кисти и определяя, какая из них дает наиболее ровную линию. После этого делают соответствующую насечку на конце ручки и при последующей работе используют только эту сторону кисти. Для вытягивания филенки клеевым составом готовят пигментную густую пасту необходимого цвета, замешивая сухие пигменты на чистой воде. Пасту заклеивают раствором мездрового или костного клея (1 часть плиточного клея на 8 частей воды): сначала вводят небольшое количество клея, постепенно увеличивая его и определяя необходимое количество по розливу состава по поверхности. Вязкость состава должна быть такой, чтобы он свободно стекал с кисти. Для декоративной отделки парадных помещений (дворцов культуры, театров) филенки вытягивают масляными составами. При приготовлении масляного состава для вытягивания филенок масляные густотертые краски разжижают растворителем, в состав которого входят (в частях по массе): скипидар или бензин-растворитель (0,2), олифа или лак (0,15), сиккатив (0,025). При вытягивании филенки в масляный колер для придания декоративности вводят (в частях по массе): лак масляно-смоляной (0,2), бронзовый или алюминиевый порошок (0,01—0,02). Помимо горизонтальных и вертикальных филенок, проводимых на границе двух колеров, хорошо смотрится система филенок, перекрещивающихся под прямым углом (107, Й, см. цв. вклейку), а также с вписанным в нее трафаретным орнаментом (107, б). Обычно вписывают орнаменты небольших размеров, составляющих не более '/6— 1/7 высоты комнаты. При вытягивании нескольких параллельных филенок тщательно подбирают цветовые сочетания филенок и орнамента. Цвет филенок может быть или близким к цвету орнамента, или взаимно дополнительным к нему. Часто параллельными филенками отделывают всю поверхность стен. С помощью пальчиковых разъемных кистей (108, а) (см. цв. вклейку) можно одновременно проводить несколько многоцветных или одноцветных филенок. Для насыщения краской кисть разъединяют на две половинки, каждую из них погружают в ванночки с различной краской. Затем половинки соединяют. Пользуясь этой кистью, поверхность можно отделать полосами в двух направлениях, имитируя, например, ткань «шотландку». Для нанесения многоцветных филенок используют также неразъемные кисти (108, б), в которых можно менять щетинные пальцы. Если кисти неразборные, при вытягивании многоцветных филенок используют карманные ванночки, где для каждого щетинного пальца своя ванночка со своим цветным составом. Водоэмульсионную краску для филенок перетирают с сухим пигментом или добавляют в нее, перемешивая, специальную пигментную пасту. Чтобы создать впечатление отделки поверхностей багетом или раскладками, филенки вытягивают шириной 2—2,5 см с последующей подтушевкой для придания им объемности. При вытягивании горизонтальных филенок в верхней части стены у потолка сначала отбивают шнуром верхнюю и нижнюю ее границы и полученную полосу между границами закрашивают под цвет раскладки или багета филенчатой кистью соответствующего размера за два-три раза. Если филенка должна быть расположена на границе с фризом, то нижняя граница воображаемой раскладки будет параллельна ему. При отделке поверхностей настоящими раскладками, располагаемыми в горизонтальном положении, их нижняя грань всегда освещается больше и бывает светлее верхней. Чтобы филенкой имитировать раскладку, нижнюю границу (грань) нужно также сделать светлее. Для этого цветной состав, используемый для окраски нижней границы филенки, осветляют, вводя в него белый колер или мел. Этим осветленным составом над нижней границей филенки вытягивают узкую горизонтальную полоску шириной 4—6 мм. Если раскладка расположена под белым фризом, то от нее обязательно на фриз падает тень. Филенка, имитирующая такую раскладку, тоже должна давать тень. Такую тень по белому фризу выполняют филенкой светло-серого цвета, вытягивают ее над основной филенкой. Если фриз не белый, а цветной, то тень, падающую на цветной фон, делают того же цвета, но более темного тона. Например, на оранжевом цвете фона цвет тени будет тоже оранжевый, но приглушенный сажей или перекисью марганца, филенки для подтушевки вытягивают после полного высыхания основной филенки

Матовка стекла

В некоторых случаях возникает необходимость снизить прозрачность стекла, что достигается различными способами его матовки.

Матовка красочными составами производится одним из следующих способов:
– стекло окрашивают цинковыми белилами, разведенными скипидаром пополам с масляным лаком до лессировочного состояния;
– свежеокрашенную поверхность торцуют щеткой-торцовкой;
– стекло окрашивают тем же составом, но вместо торцовки производят туповку сухим тампоном из марли с ватой; при этом рисунок на стекле получается более мелким;
– красочный состав наносят на стекло аэрографическим краскораспылителем без последующей торцовки;
– свежеокрашенное стекло торцуют резиновой торцовкой, получая рисунок, напоминающий узоры мороза;
– стекло прокатывают с двух сторон обычной стекольной замазкой;
– при некотором навыке получается ровная матовая поверхность, похожая на матовку стекла песком.

При матовке стекол краску наносят на внутреннюю сторону стекла зимних рам, так как краска, наложенная на внешнюю сторону, разрушается от влаги.

Матовка стекла с помощью шлифовальных кругов. Стекло устанавливают на ровную поверхность стола, имеющего желоба для стока воды, и обрабатывают шлифовальными кругами с песком, смоченным водой. Фактура матовки зависит от крупности песка.

Матовка стекла с помощью пескоструйного аппарата. Стекло устанавливают вертикально с небольшим наклоном, опирая его всей площадью на жесткую подставку с мягкой опорой (обычно для этого применяют войлок). Поверхность стекла обрабатывают сухим песком при давлении воздуха 2—3 кгс/см2. Этот способ позволяет готовить матовые стекла с любыми орнаментальными рисунками, а также надписями, используя для этого трафареты, сделанные из очень плотной бумаги или тонкого картона.

Морозные узоры на стекле получают с помощью столярного клея, используя свойство столярного клея при высыхании значительно уменьшать свой объем. Для этого стеклу сначала придают матовость, предварительно обрабатывая его песком вручную или пескоструйным аппаратом. На матовую поверхность наносят слой горячего крепкого раствора столярного клея толщиной 2—3 мм.

Высыхая, клей отрывает тонкую пленку стекла. Чтобы ускорить высыхание, стекло в горизонтальном положении можно поместить в сушилку с температурой 50—60 °С.

Крепкий раствор столярного клея получают, замачивая плиточный клей в воде в течение суток, после чего излишнюю воду сливают, а набухший клей разогревают на паровой бане без дополнительного введения воды.

Для обработки морозным узором можно применять только толстые сорта оконного стекла (3—4 мм). Более тонкие листы стекла высыхающий клей гнет, не оторвавшись от его поверхности. Клей с осколками стекла можно использовать для той же цели неоднократно, но обязательно добавляя новый в количестве до 50%. Его можно использовать для малярных работ, так как при разваривании осколки стекла оседают на дно и легко удаляются.

Обработанное подобным образом стекло не задерживает лучей света, но рассеивает их под различными углами. Протирать эти стекла следует с осторожностью из-за сравнительно острых углов рисунка.

Отделка по трафарету

Ритмическое повторение основного мотива в орнаменте позволяет применять для этого вида отделки шаблоны, называемые трафаретами. Трафареты изготовляют из ватманской или полуватманской бумаги, в которой вырезаны отверстия, составляющие более или менее сложный рисунок.

Рис. 1. Приемы увеличения рисунков: (1-е помощью клеток, б —с помощью упрощенного пантографа (слева — детали, справа — пантограф в работе)

Изготовление рисунка. Рисунок для трафарета получают от архитектора или переводят через копировальную бумагу из альбомов и книг. Чтобы не портить книги и альбомы, лучше снимать рисунок сначала на прозрачную кальку, а затем через копировальную бумагу переносить на плотную.

Снятые рисунки служат только эскизом и без предварительного увеличения не могут быть использованы для изготовления трафарета. Рисунок увеличивают по клеткам. Для этого на имеющийся рисунок остро отточенным карандашом наносят сетку из квадратных клеток произвольной величины (рис. 1, а). На большом листе плотной бумаги, который в дальнейшем будет служить трафаретом, вычерчивают квадратную сетку с таким же числом клеток, но увеличенных в нужном масштабе. На увеличенную сетку сначала наносят основные линии рисунка, а затем второстепенные его детали. Клетки на эскизе и плотной бумаге надо пронумеровать — это облегчит перенос рисунка.

Более совершенным является способ увеличения и уменьшения рисунков с помощью пантографа.

Упрощенный пантограф можно изготовить из четырех деревянных линеек и шести телефонных гнезд, продающихся в радиомагазинах. На линейках делают отверстия, как показано на рис. 1, б. Собирая пантограф, в точках А и А1 помещают тупую иглу для обвода контуров увеличиваемого рисунка, в точке Е — карандаш для получения увеличенного рисунка, а в точке О — толстую острую иглу для создания оси вращения пантографа. Остальные узлы свободно закрепляют винтами. Отверстия на линейках следует пронумеровать справа налево. На рисунке прибор собран по точкам, значит рисунок увеличится в три раза. Если нужно увеличить рисунок в четыре, пять и более раз, линейки закрепляют в соответствующих отверстиях так, чтобы нумерация отверстий в каждом сопряжении совпадала.

После того как рисунок перенесен на бумагу, необходимо в каждом рисунке оставить перемычки, которые не дадут распасться рисунку и предотвратят деформацию всего трафарета.

На рис. 2 даны образцы членения рисунков на отдельные детали с оставлением перемычек, которые можно располагать только в определенном месте рисунка. Если внимательно присмотреться к приводимым рисункам, нельзя не заметить оправданность каждой линци перемычки. Так, на рисунке с изображением зайца перемычка идет по очертаниям передней и задней лап и ушей, в цветке — по лепесткам. В геометрических фигурах оставленные перемычки не искажают рисунка, чему способствует симметричное их расположение.

Вырезка и хранение шаблонов. Бумагу с законченным рисунком покрывают лаком или олифой, содержащими небольшое количество пигмента, что предохраняет трафарет от порчи во время работы водными красками. Когда просохнет олифа или лак, поверхность

бумаги протирают тальком, чтобы трафареты не прилипали один к другому при хранении.

Рисунок трафарета вырезают небольшим ножом или копьевидным перышком. Лезвие перышка или ножа следует время от времени подтачивать на бруске. Круглые отверстия удобнее вырезать с помощью пробойников.

Изготовленные трафареты нумеруют; парные или тройные трафареты нумеруют одним номером с дополнительными буквенными обозначениями. Хранят готовые трафареты в сухом помещении в специальных зажимах-держателях (рис. 4).

Рис. 2. Приемы членения рисунка на отдельные детали с оставлением перемычек

Рис. 3. Перышко и нож для вырезки трафарета:

Рис. 4. Держатель для хранения трафаретов 1 — обмотка из кожи, 2 — лезвие, 3 — деревянная ручка с пропилом для лезвия

Виды трафаретов. В малярных работах используют разнообразные виды однокрасочных и многокрасочных трафаретов.

Простые прямые трафареты служат для набивки рисунка бордюров и фризов в одну краску; к этому же виду относятся трафареты для набивки филенок.

Рис. 5. Обратный трафарет: а — трафарет, б — полученный рисунок

Обратные трафареты (рис. 5) применяют для набивки рисунков бордюров и фризов в одну краску. Обратные трафареты отличаются от прямых тем, что при их применении узор образуется за счет цвета основного фона; через трафарет же наносится краска для фона, окружающего рисунок.

Многокрасочные трафареты (рис. 6) используют для набивки рисунка в несколько красок, изготовляя для каждого цвета отдельный трафарет. При работе с многокрасочными трафаретами необходимо придерживаться определенного порядка их наложения, чтобы обеспечить точность рисунка, поэтому трафареты нумеруют римскими цифрами или размечают буквами в порядке последовательности их использования.

Сплошные трафареты служат для отделки отдельных зеркал при сплошном заполнении их рисунком.

Трафареты для припороха применяют при декоративной росписи поверхностей стен и потолков. С помощью шаблона на поверхность переводят только контуры рисунка, узор же выполняют кистью в два или более цветов. Для изготовления припороха по контурам рисунка на шаблоне делают проколы крупной иглой, при переносе рисунка шаблон устанавливают на отделываемую поверхность и по отверстиям припорашивают тампоном из материи, в котором находится порошок угля или пигмента.

Рис. 6. Многокрасочный трафарет

Набивка трафаретов. Рисунок набивают по трафарету трафаретными кистями с коротким волосом или кистями-ручниками с укороченным волосом, который обвязывают шпагатом.

При работе трафарет плотно прижимают к поверхности. Иногда па поверхности отбивают опыленным шнуром одну или две параллельные линии, расстояние между которыми равно ширине трафарета. Для удобства перестановки на трафарете делают метки. После набивки рисунка трафарет снимают и тщательно протирают, чтобы при повторной установке не испачкать отделываемую поверхность. После набивки, если это требуется по условиям работы, рисунок подправляют кистью, заполняя перемычки и накладывая блики.

При набивке многокрасочного трафаретного рисунка каждый последующий рисунок наносят после того, как просохнет предыдущий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: