Алгоритм решения педагогической ситуации (по стандартам Worldskills).
1. Прочесть ситуацию.
2. Дать описание ситуации кратко: о чём она? В чём суть случившегося?
3. Выделить противоречия, породившие проблему.
4. Выделить возможные причины ситуации, не менее трёх.
5. Сформулировать проблему.
6. Определить задачи учителя по решению проблемы (несколько).
7. Предложить несколько вариантов решения ситуации: в момент случившегося и на перспективу (потом, в дальнейшем).
8. Аргументировать своё решение с разных позиций – психологической, педагогической, социальной, медицинской и других. Можно привести аргументы в форме цитирования великих педагогов, известных учёных, подобными ситуациями из произведений и фильмов.
Пример решения педагогической ситуации
Ситуация 1. На уроке учитель предложил работу в паре. Но с Катей никто не хотел работать, все отказались. На вопрос учителя «Почему вы не хотите работать с Катей?» Оксана сказала, что про неё в столовой сняли ролик и выложили в интернете.
Анализ педагогической ситуации.
1.1. Описание ситуации. В данной ситуации описан социально-психологический конфликт между девочкой и одноклассниками, являющийся по своей характеристике началом буллинга в классе на основе игнорирования, насмешек и унижения. Кибербуллинг – распространённое явление в школьной среде, особенно, этим занимаются девочки. Определяют эту ситуацию противоречия между индивидуальными особенностями девочки, отличающей её от всех, с одной стороны, и принятием этой индивидуальности одноклассниками, с другой.
1.2. Причиной сложившейся ситуации насмешек и отторжения девочки стало проявление и результат одной из форм насилия в школе – кибербуллинга. Эта форма взаимоотношений является осознанно организованной, негативной и подавляющей личность ребёнка. Как видим, последствия разрушающе подействовали на ребёнка – он стал объектом насмешек и жестокости детей, отвергнутым даже в учебном взаимодействии.
|
1.3. На основе этого противоречия сформулируем проблему: как учителю предотвратить развитие травли девочки?
1. Педагогические задачи учителя следующие:
1. Включить девочку в учебную работу, не прерывая урок.
2. Создать для ребёнка ситуацию успеха, чтобы показать её лучшие стороны.
3. Решить социально-психологический конфликт зарождения буллинга в классе с привлечением родителей.
Причины возникновения конфликта можно разделить на группы:
Социальные причины: недостаточно гуманные отношения в детском коллективе, которые сложились из-за недостаточной работы педагога по сплочению детей с первого класса; дети переносят отношения к другим людям из семьи, отношения подавления и насмешек типичны для данного класса; месть из-за превосходства девочки перед другими.
Психологические причины: дети самоутверждаются таким образом, через подавление и унижение другого; зависть; девочка испытывает чувство неполноценности, неуверенности и другие дети используют это для травли, видя в девочке жертву; проявление потребности в подавлении других, жестокость как чувство; проявление антипатии к девочке.
Педагогические причины: низкий уровень воспитанности детей класса, недостаточно сформировано чувство коллективизма у детей, не воспитано чувство принятия другого человека таким, каков он есть.
|
Чтобы решить эту ситуацию, педагог может выбрать несколько путей:
1) В ситуации «здесь и сейчас»: Раз никто не хочет работать в паре с девочкой, учитель может поручить ей быть своим помощником и оценивать работы всех пар, тем самым продолжив урок и не заостряя внимания на случившемся;
2) Дать девочке задание индивидуальное, но такое, чтобы оно было ею выполнено успешно, а затем при всех похвалить её, показав её способность быть не хуже других;
3) На перспективу: провести классный час с приглашением участкового полицейского, который расскажет об уголовной ответственности за кибербуллинг и выкладывание в ИНтернете видео без согласия лица, в нём заснятого.
4) Проводить с детьми ряд тренингов, с приглашением психолога и социального педагога на укрепление межличностных отношений и гуманизацию этих отношений, формирование толерантности.
5) Обязательно провести с родителями родительское собрание по ситуации в классе, обсудить это явление с родителями, не называя фамилий детей, организовать обучающие интерактивы по формированию грамотного и безопасного поведения в социальных сетях, об ответственности за снятие и выкладывание видео и фото в соцсетях и способах воспитания умения принятия другого человека с его индивидуальными особенностями.
6) Педагогу поощрять и культивировать проявления дружбы и внимательности, уважения и заботы, взаимопомощи, взаимовыручке детей друг к другу как основы отношений в коллективе.
Прогнозирование успешности путей решения ситуации основано на том, что психика детей ещё гибкая, эмоциональная сфера управляема, и если применять продуктивные методы влияния на сознание, чувства ребёнка, постоянно ставить детей в ситуацию сотрудничества, заботы друг о друге, упражнять детей в хороших поступках, то можно корректировать нежелательные проявления поведения. Тем более, в сотрудничестве с родителями это может привести к более высоким результатам. Шалва Александрович Амонашвили советовал родителям: «Главная цель — воспитать благородного и великодушного человека. Материальный достаток, карьерный рост и благополучие в семье - не единственные составляющие счастья. Но если родители смогут воспитать благородного человека с большой душой, он не пропадет, даже если вы не оставите ему наследства. Сделать это под силу только на собственном примере: подарите другому улыбку, нужную вещь, радостную новость, сделайте хороший поступок — именно так проявляется великодушие. Воспитание станет полным, если в нем будут переплетаться величие и привлекательность духовного и нравственного. Беседы с детьми на такие темы помогают им понять многие важные вещи, это озаряет их мир».
|
«Упражняйте детей в хороших поступках, заботливом отношении к окружающим, понимании других людей, и тогда, после такого многократного повторения, эти формы отношений станут привычкой и нормой жизни» (Ш. Амонашвили).
Ситуация 2. Учитель обратился с просьбой к ученику, а он ответил: «А что мне за это будет? Родители меня всегда поощряли».
1. Описание ситуации. В ситуации речь идёт о позиции ученика, основанной на получении поощрения после выполнения просьбы учителя.
Бескорыстность в структуре личности ребёнка заложена с раннего детства. И только опыт отношений с окружающими, сформированный под влиянием родителей, отрицательного примера, может обесценить это качество и сформировать другое, корыстное отношение, желание извлечь собственную выгоду из помощи окружающим. Но чаще всего, причиной такого отношения является неправильное применение метода требования, выступающего в форме требования-подкупа: «Если ты сделаешь то-то или то-то, то получишь вознаграждение». Порой родители, приобщая ребёнка к домашнему труду, оплачивают услугу деньгами, в более раннем возрасте – тоже за съеденную тарелку каши ребёнку разрешают съесть конфетку, убрал игрушки за собой-можешь поиграть в игру на планшете. Ребёнок привыкает выполнять просьбы не за так, а за что-то, за поощрение. Это взаимовыгодные «товарно-денежные» отношения являются быстрым способом получить родителями от ребёнка желаемое, но вместе с тем, вредят самому ребёнку, формируя в его отношениях желание извлечь корысть, выгоду за оказание помощи другим. Этот метод является непедагогичным и вредным.
Таким образом, мы обнаруживаем п ротиворечие между нормой уважительного отношения ученика к просьбам окружающих и сформированным опытом небескорыстного поведения ребёнка. Данное противоречие позволяет сформулировать проблему: как сформировать у обучающегося бескорыстное отношение к окружающим?
Причинами такого отношения могли быть:
1. Психологические: ребёнок эмоционально зависим от удовлетворения от получения выгоды после своих поступков; ученик демонстрирует жадность как черту характера; ребёнок чувствует свою значимость, если получает что-то взамен своему поступку.
2. Педагогические: низкий уровень воспитанности у ребёнка; ошибки семейного воспитания, отрицательный опыт небескорыстных отношений в семье, принятый ребёнком за образец и перенесённый им в свою систему отношений; недооценка и неосмысленная важность бескорыстного отношения к людям.
3. Социальные: приоритет потребительского отношения к взаимодействию с окружающими; просьбы других людей принимаются как источник собственной выгоды; направленность личности на себя.
Решение этой ситуации возможно следующими путями:
1. В ситуации «здесь и сейчас». Учитель услышал ответ ребёнка и предложил ему
альтернативу его поведения: «Ну что ж, это родители тебя поощряют. А ты теперь попробуй сделать доброе дело для других бескорыстно. Это гораздо интереснее. Попробуем? Давай! А потом скажешь, понравилось тебе так поступать или нет». После выполнения просьбы ребёнком «просто так» учитель поблагодарит мальчика, скажет, как приятно, что он сумел ему помочь, он показал, что он отзывчивый и заботливый. И что добро обязательно ему вернётся. Нужно добиться, чтобы ребёнок всё же просьбу выполнит просто так. Поставив его в ситуацию успеха, учитель покажет, что можно получать удовольствие не только от материального поощрения, но и от того, что ты проявил заботу о другом.
2. На перспективу: Провести с детьми цикл занятий о бескорыстной помощи другим, прочитав и обсудив детские произведения «Дядя Стёпа» С. Михалкова, «Цветик-семицветик», «Доктор Айболит», сказку А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», В. Сутеева «Палочка-выручалочка» и др.
3. Обязательно обсудить эту проблему с родителями на родительском собрании с проведением обучающего интерактива по формированию бескорыстного отношения детей к просьбам и обучению родителей педагогически правильному поведению с детьми в ситуации предъявления требований, поощрения и материального стимулирования.
Главную идею для родительского собрания можно сформулировать по высказыванию СимОна (не Семёна, а Симона – это еврей) Соловейчика: «Воспитание – это обучение нравственной жизни», а бескорыстное отношение, уважительное отношение к людям – это черта нравственная.