Уроки 102–103. С. А. Есенин «Лебёдушка»




Уроки 102–103. С. А. Есенин «Лебёдушка»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: научить видеть художественные особенности стихотворения, понимать «язык», видеть особенности поэтического слова, близость к устному народному творчеству, фольклору; формировать навык выразительного чтения; развивать способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; воспитывать нравственные и эстетические чувства; воспитывать любовь к природе, всему живому
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением С. А. Есенина «Лебёдушка»; научатся: видеть художественные особенности стихотворения, понимать язык, видеть особенности поэтического слова, близость к устному народному творчеству, фольклору, выразительно читать, полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное Метапредметные: Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений при выполнении проектных заданий. Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания. Коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий Личностные: понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, (сравнений и эпитетов)

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся выразительно читают стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь» Осуществлять актуализацию личного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока – Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией удивительного поэта, безгранично любившего Россию, поэта, «в сердце которого была Русь». В одном из его стихотворений есть такие слова: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая! Дайте родину мою!» – Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Детство его «прошло среди полей и степей», в шуме тростников над речными заводями, в просини рязанского березового раздолья. Возможно, именно поэтому его стихи – задушевные и трогательные, близки и понятны самым разным людям. – Вы уже, наверное, догадались, встреча с каким поэтом ожидает нас на уроке. Да, это Сергей Александрович Есенин. учитель вывешивает на доску портрет поэта. – Какие стихи Есенина вы знаете, любите? – Что вы знаете о самом поэте? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией С. А. Есенина Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.   Заранее подготовленные ученики читают отрывки стихотворений. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром… Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила…     – Научиться читать выразительно это стихотворение, находить в нем красивые слова, узнать, почему Есенин написал это стихотворение Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией С. А. Есенина Рассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. (См. ресурсный материал.) – Что хотите сказать? Чем вас поразила судьба поэта? Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет С. Есенина. Задают вопросы о его творчестве Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность событий
IV. Работа над содержа-нием текста. Работа с толковым словарем.   Первичное чтение произ-ведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Организует беседу по вопросам: – Видели ли вы когда-нибудь лебедя? – Какой вам показалась эта птица? – Подумайте, что хотел подчеркнуть поэт, называя свое произведение не просто «Лебедь», а «Лебедушка»? Как вы представляете себе лебедушку? – Чем необыкновенны, удивительны лебеди? – Сегодня мы прочитаем историю о лебедушке, рассказанную Сергеем Александровичем Есениным. Учитель выразительно читает часть произведения до слов: «Но не чуяла лебедушка…». – Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа. – Как поэт описывает лебедушку? Прочитайте. – Какие слова, выражения говорят о том, что поэт любуется прекрасной, гордой птицей? – Как описана лебедь-мать? Затем учитель читает следующую часть текста до слов: «В это время лебедь белая…». – Кого противопоставляет поэт лебеди? – Каков орел? Найдите и прочитайте описание орла. Учитель дочитывает произведение до конца, после чего выдерживает паузу. – Какие картины вы представили в своем вообра- жении? – Какое настроение возникло у вас? Попробуйте объяснить свои эмоции.   – Ребята, а когда я читала, что вам напомнило мое чтение? Почему? – А еще на что похоже это стихотворение? Почему? Работают с толковым словарем. Ватага – шумная толпа, сборище. Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь. Лазоревый цвет – лазурный, голубой, светло-синий.     Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Лебедушка – белая, красивая, он называет ее ласково.   Свободные высказывания учащихся. – Настроение печальное, тревожное, грустное. Стало жалко лебежатушек, что они остались без мамы; жалко лебедушку, которую погубил орел. – Чтение напомнило песню. Потому что вы читали плавно и напевно. – Стихотворение похоже на сказку. Здесь много повторений слов, медленно читаем, много красивых слов, интересно читать Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь? – Сколько же в этом стихотворении частей? – Прочитайте начало первой части. О чем говорится в ней? – Как вы узнали, что это картина утра? Подтвердите это текстом. – Прочитайте начало второй части. О чем говорится в ней?     – Прочитайте начало третьей части. А о чем здесь идет речь? – Как вы понимаете строчки «прилегла трава шел- ковая»? – Как понимаете выражение «не спуская глаз, дозорила»? – Предвещало ли что-нибудь беду в первой части стихотворения? Ответ аргументируйте.   – Как мы будем читать строчки с описанием утра?   – Что помогает описать красоту наступающего утра? – Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение словосочетаний, записанных на доске: • гладь зеркальная – водная поверхность прозрачная, как в зеркале; • тихая заводь – небольшой залив в реке с замедленным течением; • молчаливый затон – длинный, нетронутый залив реки; • трава шелковая – нежная; • тихозвонные ручейки – спокойно протекающие; • росинки серебристые – роса прозрачная, под серебро; • цветы лазоревые – светло-синий тон; • волны пряные – издающие запах. – Где встречались с такими эпитетами? – Есенинская поэзия очень близка к фольклору (к произведениям устного народного творчества). – Какие вы знаете изобразительно-художественные средства языка?   – Найдите в тексте эпитеты, олицетворения, срав- нения.     – Какие краски использует С. Есенин при описании утра?   – Какие это краски? А какой это цвет? А что обозначает этот цвет?     – Какие звуки мы слышим при описании утра?   – А почему «камыши шепталися»? – Какой звук помогает нам передать это шептание? – Как вы считаете, какой лебедь была мамой? Ответ аргументируйте. – Как поэт относится к лебедушке? Как он ее назы-вает? – У С. Есенина образ Родины слит с образом матери. На всю жизнь мама оставалась для него воплощением нравственной чистоты и мужества, самопожертвования ради своих детей. И оперение лебедушки в стихотворении – тоже чистый белый цвет– цвет чистоты. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая бесконечно любит, оберегает своих детушек и заботится о них. – Прочитайте в тексте то место, где лебедь оберегала своих детей. – Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Что же увидела лебедушка? – Какие краски использует С. Есенин, когда надвигалась беда? Что обозначает этот цвет? – Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как она себя вела? Как защищала детей? – Какой звук часто встречается в словах? – Прочитайте выразительно, четко проговаривая звук [р] Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Автор сравнивает лебедь с зоренькой. – В стихотворении 3 части. – В 1-й части описывается картина раннего утра.   – На траве еще не высохла роса.   Читают: Как и стала звать лебедушка Своих малых лебежатушек Погулять на луг пестреющий, Пощипать траву душистую… – Во второй части говорится, что лебедь позвала своих детей, они стали плавать, а лебедушка смотреть за детьми. – В третьей части рассказывается, как прилетел орел, схватил и разодрал лебедушку. – «Прилегла трава шелковая» – трава опустилась над затоном, нагнулась, прилегла к воде. – «Не спуская глаз, дозорила» – наблюдала, следила за детьми. – Ничто не предвещало беды. Когда лебедушка выплыла погулять со своими детьми, было красивое, доброе утро. – Описание утра надо читать медленно, напевно, с ласковой интонацией.   – К изобразительно-художественным средствам относятся эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. В сказках, в былинах их очень много. – Олицетворения: подымалась зорюшка, рассыпала огоньки – лучи, камыши шепталися. – Эпитеты: леса темного, красна зорюшка, ясной радугой, ярким пламенем, сосны старые, могучие, роса жемчужная, блестки алые, озером серебряным, белоснежная лебедушка. – Метафоры: загорались ярким пламенем сосны, роса жемчужная отливала блестки алые. – Сравнения: зорюшка рассыпала радугой огоньки – лучи багровые; выплывала, словно зоренька, белоснежная лебедушка. – Изобразительно-художественные средства помогают нам лучше увидеть образ утра, утренний пейзаж. – Поэт использует краски: красна зорюшка, огоньки – лучи багровые, блестки алые, озеро серебряное. – Это яркие, сочные краски. Они выразительно описывают утро. Это красный, алый цвет. Эти цвета обозначают радость, счастье, а вот багровый предупреждает об опасности. – Мы слышим при описании утра шелест: «камыши шепталися». – Было тихо, все только просыпались. – Звук [ш]. – Лебедь была заботливой, доброй, она наблюдала за детьми, чтобы они не попали в беду. – Поэт любит ее, жалеет, видит, какая она красивая, он называет ее ласково: лебёдушка, лебёдка.   – Черный цвет – это цвет беды, зла, смерти, страха.     – Звук [р]. Этот звук несет трагический смысл. Выразительно читают Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
VI. Работа над выразительностью чтения Проводит беседу. – Как я читала стихи? В каких жанрах встречались с таким чтением? – Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет. А сейчас поработаем над выразительностью чтения. Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к присходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос Отвечают на вопросы. – Нараспев. В былинах. Рассказывают об особенностях чтения стихотворения. – Строфы 1–11 читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов. Строфы 12–14 читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. Строфы 15–27 самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее. – Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением. – Строфа 28 читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения
VII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Перечитать стихотворение С. А. Есенина «Лебе- душка». Подготовить выразительное чтение особенно поразившего отрывка (по желанию выучить этот отрывок наизусть). Выполнить рисунок к стихотворению Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Сергей Есенин не любил сказок, стихотворений с плохим концом. Почему же стихотворение «Лебедушка» так грустно закончилось? Могла бы лебедушка поступить иначе? – Как вы думаете, зачем поэт рассказал нам эту историю? Что он хотел сказать читателям? – Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? зло? Зло совершает орел. В мире животных это закономерно. Но самое страшное, если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.     – Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям – это вечный закон природы. Учащиеся продолжают начатое высказывание. – Мне стало жалко… – Мне не понравилось… – Меня восхитило… – Меня возмутило… – Я хочу, чтобы… Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: