Общие положения
Цель и задачи учебной дисциплины.
Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права; усвоение на глубоком теоретическом уровне наиболее общих категорий и понятий юриспруденции с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков анализа государственно-правовых явлений, необходимых в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной областях профессиональной деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
1. усвоение на глубоком теоретическом уровне наиболее общих категорий и понятий юриспруденции;
2. развитие навыков анализа государственно-правовых явлений и применения полученных знаний в практической деятельности;
3. формирование у обучающихся систематизированного научного и профессионального правосознания.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Современные проблемы теории государства и права » реализуется в базовой части основной профессиональной образовательной программы «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (направленность гражданско-правовая, государственно-правовая, уголовно-правовая) по очной и заочной формам обучения.
Изучение учебной дисциплины «Современные проблемы теории государства и права » базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «История», «Социология», «Философия»; историко-теоретических и отраслевых юридических дисциплин в рамках освоения образовательной программы «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (бакалавр).
Изучение учебной дисциплины «Современные проблемы теории государства и права » является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин профессионального модуля: «Актуальные проблемы гражданского права», «Юридические лица», «Теория ювенального права», «История и теория семейного права» (магистерские программы гражданско-правовой направленности), «Актуальные проблемы конституционного права», «История конституционного развития России и зарубежных стран» (магистерская программа государственно-правовой направленности), «Проблемы общей теории криминалистики», «Проблемы квалификации преступлений» (магистерская программа уголовно-правовой направленности).
1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция:
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Код компетенции | Содержание компетенции | Компоненты компетенции, степень их освоения | Результаты обучения |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично. | Знать: категориальный аппарат юридической науки, основные закономерности и тенденции развития государства и права; принципы профессионального мышления современного юриста; основы правовой культуры, основы развития юридической техники. |
Уметь: самостоятельно искать и анализировать правовую информацию, использовать современные достижения других наук для решения научно-исследовательских, практических профессиональных задач; применять полученные знания для использования в процессе правотворчества, научно-исследовательской и педагогической работы. | |||
Владеть: навыками применения полученных правовых знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и консультационно-экспертной деятельности. | |||
ОК-3 | Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью. | Знать: современное состояние и тенденции развития юридической теории и практики. |
Уметь: самостоятельно искать и анализировать правовую информацию, использовать современные достижения других наук для решения научно-исследовательских, практических профессиональных задач. | |||
Владеть: навыками применения полученных правовых знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и консультационно-экспертной деятельности. | |||
ОПК-3 | Способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью. | Знать: основные юридические категории и понятия, проблемы и тенденции развития юриспруденции. |
Уметь: квалифицированно толковать и применять правовые нормы, использовать правовые знания в различных областях профессиональной деятельности | |||
Владеть: навыками профессионального применения норм права, обладать высокой профессиональной правовой культурой и правосознанием. | |||
ОПК-4 | Готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично. | Знать: основы правового статуса личности, основные права и свободы человека и гражданина; основы учения о правоотношении, правонарушении и юридической ответственности |
Уметь: применять законодательство, осуществлять меры по защите прав и свобод граждан, разрешению конфликтов внутри коллектива. | |||
Владеть: навыками реализации (применения) норм права и решения юридических конфликтов. | |||
ПК-11 | способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью. | Знать: основной научный и категориальный аппарат юриспруденции, научного мышления современного юриста, существующие методологические подходы к исследованию государства и права |
Уметь: структурировать научный материал, четко формулировать предмет, объект, цели и задачи исследования, анализировать сведения, необходимые для проведения научного исследования, использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения | |||
Владеть: способностью планировать научную деятельность; способностью работать с научными источниками информации, в том числе с правовыми документами; методологией научных исследований | |||
ПК-12 | способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется полностью. | Знать: состояние юридической доктрины в сфере историко-теоретических правовых дисциплин; основных российских и международных документов, регламентирующих высшее юридическое образование; принципы конструирования учебно-методического комплекса дисциплины |
Уметь: выбирать необходимые методы для преподавания определенных дисциплин, подбирать и систематизировать теоретический и нормативно-правовой материал, необходимый для выполнения задания; включать в учебные материалы изменения в нормативно-правовой базе и теоретические новации, | |||
Владеть: способностью составлять учебно-методические материалы, входящие в состав основной образовательной программы, способностью планировать педагогическую деятельность, методами (в том числе интерактивными) проведения всех видов учебных занятий, используемых в вузе; | |||
ПК-13 | способностью управлять самостоятельной работой обучающихся | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично. | Знать: цели и задачи дисциплины; базовые понятия и теории; тенденции развития общественно-политических и правовых институтов |
Уметь: правильно использовать юридическую и философскую терминологию; осуществлять общий и сравнительный анализ основных концепций; использовать полученные теоретические знания в научной и практической деятельности | |||
Владеть: системой представлений об основных закономерностях возникновения и развития государства и права; основной терминологической и методологической базой дисциплины | |||
ПК-14 | способностью организовывать и проводить педагогические исследования | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично. | Знать: теорию и практику педагогики высшей школы, возрастной и юридической, состояние изученности планируемой темы педагогического исследования, персональный состав членов научного сообщества, занимающихся сходной проблематикой |
Уметь: Грамотно составить программу исследования; выдвигать и корректировать рабочие гипотезы; подбирать и систематизировать теоретический и нормативно-правовой материал, необходимый для выполнения исследования; определять объект и предмет исследований, посвященных преподаванию юридических дисциплин, интерпретировать данные, сведения и факты в соответствии с поставленными целями исследования | |||
Владеть: формами и методами проведения конкретных научных и прикладных исследований; способностью компоновать результаты, достигнутые членами научного коллектива; способностью осуществлять контроль за самостоятельной работы обучающихся; приемами составления методик для проведения конкретного исследования | |||
ПК-15 | способностью эффективно осуществлять правовое воспитание | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины «Современные проблемы теории государства и права». Компетенция реализуется частично. | Знать: содержание основных философско-правовых концептов современности; основные тенденции развития современного юридического знания и теории государства и права; факторы и условия, определяющие генезис государственных институтов, общественного строя, отраслей и институтов права, законодательства |
Уметь: анализировать, толковать и правильно применять методологию теории государства и права; анализировать юридические факты и возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с ними государственно-правовые отношения; оперировать юридическими понятиями и категориями; исследовать основы, принципы правового бытия, его структуру и закономерности; | |||
Владеть: понятийным и категориальным аппаратом теории государства и права; навыками логического анализа политической системы общества, для преобразования и совершенствования существующих политических отношений; методологическими основами научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений, взаимосвязи государства, права и иных сфер жизни общества и человека. |